Главная > Новости > Архив новостей > Как помочь детям слушать Вас

Как помочь детям слушать Вас

Татьяна Скарга, ведущий педагог-психолог
«Школы Сотрудничества»                           

 

Всем
нам хотелось бы обладать безотказным методом воспитания детей. Но, как
показывает практика, родительское работа  – одна из самых тяжелых профессий. Ребенок
растет и меняется, действующие до какого-то момента правила перестают работать,
но не всегда родитель готов меняться. Тогда  наше взаимодействие с ребенком (приблизительно
80% наших высказываний) сводится к указаниям и запретам: «Убери постель!», «Ты
собрал портфель (игрушки)?» «Иди умываться!», «Одевайся скорей!» и т.д. Но они
лишь иногда оправдывают наши ожидания, да и то в краткосрочной перспективе. Как
только родитель отвернулся, ребенок перестаёт «держать себя в правилах и рамках».
Дисциплинарные меры обычно не делают
детей дисциплинированными.
Родители часто уступают любой просьбе ребенка,
чтобы порадовать его или завоевать доверие, а часто и чтобы избавиться от
чувства вины (нет времени побыть вместе, но зато купим игрушку).  И самое обидное, что реагировать по-другому
мы просто не умеем. Некоторые «правила» воспитания мы усвоили от своих
родителей, другие «выработали» за свою жизнь.


Вот
несколько идей, подходов к конструктивному взаимодействию с детьми. Они помогут
вам действовать сознательно в зависимости от 
ситуации, вместо того чтобы автоматически повторять заученные когда-то
приемы. Они не для того, чтобы «делать так», но для того, чтобы вы попробовали
подобрать новый ключик, а ребенок смог услышать вас.


Давайте
пройдемся по самым распространённым ситуациям из повседневной жизни, с которыми
чаще всего обращаются к психологу.

1. Учимся слушать.


Ситуация: Он жалуется: «Наша училка плохая, она кричит, и
поставила мне двойку, потому что я забыл тетрадь!»


Как обычно мы реагируем? «Ничего удивительного, ты всегда всё забываешь!» или
«Не говори так об учителе!» или приуменьшаем значение проблемы «Да ладно, что в
этом такого»


Важно: Научить его противостоять трудностям, а не давать готовые советы. Слушать
– значит дать ему понять, что вы уважаете его чувства и потребности. Всё, что
ему сейчас нужно – немного  вашего
времени, чтобы поделиться своими эмоциями. Часто достаточно молча его выслушать,
поддерживая его рассказ восклицаниями типа: «Ого», «Да?», «Ну и ну!». Либо
«отразить», назвать его чувства: «Ты сейчас очень злишься..», «Наверное, тебе
было очень обидно..»(см.следующий пункт). Но не стоит комментировать, даже если
он просит совета, разумнее воздержаться.


2. Называем чувства.


Ситуация: ребенок приходит со школы обиженный и в слезах.
«Костик при всех обозвал меня (дураком, лохом, ботаном и т.д.), «Мне надоела
эта математика», «мне колет этот свитер, я его не надену!!»


Как обычно мы реагируем? Ему плохо, а мы сразу вскипаем. Хотим сами решить
проблему («Нашел кого слушать! Он сам такой..»)  или дать советы («А тебе надо было поступить
так-то и так-то»), или обвиняем («А сам-то ты что сделал?»). Но вот
удивительное дело, чем старательнее ,на наш взгляд , мы решаем его проблемы или
успокаиваем, тем острее он чувствует что его оценивают, отвергают. В
большинстве случаев ему необходимо одно – сопереживание. Оно даёт нам силы
справиться с испытаниями.


Важно: называйте его чувства. «Ты расстроен», «тебе обидно»  с утвердительной интонацией. Дети не могут
осознать свои чувства, и называя их, мы снимаем напряжение.


2. Решаем проблему вместе.


Ситуация: Грязные кружки уже несколько дней собираются на столе
в его комнате. Игрушки разбросаны по комнате.


Как обычно мы реагируем? Нотации, крики, указания. «Ты слышишь меня?!», «Убери
сейчас же!» «Да сколько же это может повторяться!»


Важно: научить ребенка уважать правила совместной жизни.

Когда
проблема возникает постоянно, выделите время, чтобы решить её общими усилиями.

  • Назовите чувства
    своего ребенка
  • Выразите свои
    чувства и потребности
  • Вместе подумайте
    о возможных решениях проблемы
  • Запишите их (не
    оценивая)
  • Выберите одно из
    решений
  • Составьте план и
    предусмотрите критерии его выполнения

Пример: « Я понимаю, что тебе нравится приносить чай в комнату (раскладывать
игрушки по всей комнате), а мне не нравится грязь на твоем столе (спотыкаться о
машинки). Давай вместе придумаем что-нибудь, что устроит нас обоих. Может,
поговорим перед ужином? …Давай запишем все решения, какие придут нам в голову.
Только не будем комментировать идеи друг друга. Просто запишем их, а потом
обсудим. Ну, давай, ты первый…» 
Почувствовав серьезное  отношение
к себе, ребенок быстрее вовлечется в процесс.

3. Разрешаем ссору между детьми


Ситуация:
Дети ссорятся


Как обычно мы реагируем?  «Хватит  ругаться!» «А ну-ка марш к себе!» «Да
прекратите вы когда–нибудь?!»


В доме наступает тишина и
покой, наша проблема решена. А вот их проблема? Они находятся в состоянии обиды и злобы.


Важно:
Научить детей разрешать конфликты


Что такое конфликт? Это
столкновение точек зрения и личных потребностей. Детям нужен посредник, который
поможет им услышать друг друга. Дайте им высказаться, помогите им пересмотреть
свои позиции.

— Я вижу, здесь ссорятся. Вам
помочь или вы сами разберетесь?

— Да, скажи ему…. А он….

— Стоп! Я здесь только
помогаю вам услышать друг друга. Правило такое: никто никого не перебивает,
говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не
придете к решению, которое устроим обоих. Кто первый?

4. Ошибка – это урок.


Ситуация:
Ребенок приходит домой понурый. «У меня двойка по математике»


Как обычно мы реагируем? «А что тут удивляться? Ты же не занимаешься»,
«Кошмар, ты меня разочаровал!», «Не пойдешь в кино!» или, наоборот «Почему твой
учитель такой строгий? Вечно к тебе придирается!» Всё это неэффективно,
ребенок, получивший плохую оценку, и так чувствует себя наказанным,
солидарность с ним тоже не успокоит его и не научит решать проблемы.


Важно:
повысить его уверенность в себе и успеваемость.


Плохая отметка говорит о том,
что он не усвоил учебный материал. Стоит напомнить, что он учится. И школа  — для тех, кто учится, а получай он только
отличные оценки, это означало бы, что его класс ему не подходит, слишком слабые
ученики вокруг него. Подчеркните значимость ошибок, объясните, чему они учат.
Вариант: «У тебя двойка? Это только означает, что ты допустил ошибки. Хочешь,
вместе посмотрим, что тебе надо доучить?»


5. Уговор дороже денег.


Ситуация:
ребенок  играет на компьютере, хотя вы
просили его закончить


Как обычно мы реагируем: «Мне надоело повторять!», «Я выброшу этот компьютер!»
и т.д.


Важно:
научить ребенка оценивать эффект от своих действий.

Лишите ребенка доступа к
компьютеру, пока у вас не будет гарантий, что он исправится.

Перейдите от слов к делу
(выбрасывать компьютер не стоит:).


Пример: «Ты
сел опять играть, хотя я просила тебя выключить. Я забираю мышь»

На следующий день:

-Можно мне взять мою мышку?

-Только когда я буду уверена,
что ты просидишь за компьютером не дольше оговоренного времени.

-Я выключу, когда скажешь

-Нет, я хочу, чтобы ты сам
следил за временем.

— Я могу смотреть на часы в
компьютере или завести будильник

— Годится!

Психо-техники, которые помогают решить многие проблемы

Нужен контакт

Пользуйтесь любой возможностью для установления
физического контакта. Дотрагивайтесь до ребенка, дайте ему руку, положите свою
руку на его или прижмитесь плечом. Устройтесь в обнимку возле телевизора или с
книжкой. Ведь человеку, и взрослому и маленькому, для гармоничного развития
необходимо  как минимум  9 прикосновений в день (да-да, нейрофизиологи
посчитали с математической точностью!

Я-высказывания


Когда эмоции зашкаливают, можно
воспользоваться методом «Я-высказывания» (впрочем, как и во многих других
ситуациях). Эта техника позволяет вам высказать свои чувства, проблемы, эмоции,
не оскорбляя при этом близких.

Схема
“Я-высказывания”

1. Описание ситуации, вызвавшей затруднение. (”Когда я вижу, что ты…”, “Когда
это происходит…”)
2. Точное название своего чувства в этой ситуации (”Я чувствую…”)
3. Называние причины (”Потому что…”, “Ведь я…”)

4. Предпочтительный вариант разрешения проблемы («Мне
бы хотелось…», «Было бы здорово…», «Хорошо, когда…»)

         Конечно,
в этой короткой статье вы не найдете решения всех житейских проблем и
проблемочек, с которыми сталкивается семья каждый день, но если вы что-то
меняете в своем поведении, это заставит и ребенка изменить  поведение. А если ваш настой будет
позитивным, вашим дети смогут почувствовать себя Личностью и радоваться общению
с вами.


Чтобы поддержать Вас,
заинтересованные родители, в новом начинании, рекомендую книги, которые помогут
обрести новый взгляд на воспитание:

Франсуаза Дольто «На стороне
подростка»


Эдда Ле Шан «Когда ваш
ребенок сводит вас с ума»


Юлия Гиппенрейтер «Общаться с
ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком так?»


Изабель Фийоза «20 шагов к тому, чтобы ваши дети вас слушали».


Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

Дмитрий Лиханов

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.