Как отмечается в заключении комитета Сената по социально-культурному
развитию и науке, актуальность принятия данного законопроекта объясняется
«особой уязвимостью детей, которые в условиях глобализации информационного
пространства в наибольшей степени подвержены негативному информационному
воздействию».
Подобный федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию» действует в России с июня 2013 года.
«Государству в лице разработчиков закона кажется, что граждане и их дети
совсем не защищены от вредной информации, - сетует Лидия Ситникова, руководитель общественного объединения "Бірге",
занимающегося проблемами детей и семей в трудных жизненных ситуациях в
Казахстане, - «Это ошибочное мнение».
«Ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей должны нести в первую
очередь родители, а потом уже школа и окружение», - считает член коллегии адвокатов Восточно-Казахстанской области Гульнара Жуаспаева.
«Создавать для этого специальный орган, который будет проводить цензуру или
сортировать данные, нет необходимости. Вообще каждый потребитель информации
получает ее в силу своей потребности, в силу образованности, воспитания. А
запретами на информацию можно усилить интерес к ней».
Между тем, эксперты по правовым вопросам в Совете Европы в конце января рассмотрели
проект закона Кыргызстана о запрете
гей-пропаганды. В октябре 2014 года парламент Кыргызстана в первом чтении
одобрил закон, предусматривающий введение уголовной ответственности за
пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений в средствах массовой информации
республики, а также в интернете. Виновных предлагают наказывать ограничением
свободы на срок до одного года либо крупным административным штрафом.
Ряд европейских организаций, в том числе ОБСЕ и ПАСЕ, выступили с критикой
данного закона. Так, Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в своей
резолюции отметила, что принятие закона о запрете пропаганды нетрадиционных
сексуальных отношений может негативно повлиять на отношения Евросоюза (который
является крупнейшим донором республики) с Кыргызстаном. Авторы законопроекта
решили отложить второе чтение, пока не получат заключительных замечаний
экспертов Совета Европы по поводу текста законопроекта.