«Павлуша!» - причитает мама, - «Я так
переживаю, как ты будешь без меня? Как будешь с ребятами?»
Мальчик равнодушно машет рукой и говорит
утвердительно: «Ну, ты же не уйдёшь никуда!»
Павлик - единственный сын в семье, его
окружают родители, няни, 2 бабушки и 4 незамужние тёти. В таком цветнике часто
вырастает не орхидея, а бурьян или хилый гладиолус. Школа потребует совсем
других навыков: не только чтения и письма, а прежде
всего самостоятельности, умения слушать и выполнять задания учителя, общаться с
детьми. Но Павлушу в садик не отдадут, есть кому за ним присматривать.
Лучшим
решением тогда будет группа подготовки к школе. Крайне желательно ходить на
подготовку в ту школу, куда вы пойдете в 1 класс. Принцип «пойдем куда удобнее
водить» или «на подготовке к школе съэкономим» не работает. Подготовка к школе
– это камертон, по которому пройдет вся школьная жизнь. Это и умение усваивать материал, и желание учиться, и
первые друзья, и дисциплина. Да и адаптация в первом классе проходит мягче –
учителя и одноклассники уже знакомы. Тут очень много, если не все, зависит от
учителей. А еще в хороших центрах подготовки к школе, как например, Центр
Раннего Развития при «Школе Сотрудничества», очень важна работа психологов с
детьми.
Ведь одним из
главных аспектов, по которым принято определять, стоит ли отдавать ребенка в
школу в этом году, является именно психологическая
готовность.
Она включает в
себя личностную готовность, волевую готовность, эмоциональную готовность, интеллектуальную
готовность. Психологи и учителя в ЦРР занимаются формированием мотивации
(интереса) к обучению, работают над самостоятельностью, социализацией (умение
вести себя в коллективе сверстников, с воспитателями и учителями), развитием
эмоционального интеллекта, развитием инициативности, любознательности,
кругозора, познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, воображения,
моторных навыков.
При
поступлении в Центр Раннего Развития при «Школе Сотрудничества», в ходе
учебного процесса и при выпуске группы подготовки психологическая служба оценивает
умение детей решать социально-жизненные задачи. Если ребенок обидчив, раним, неуверен в себе,
тревожен, не умеет договариваться с детьми и уступать, тяжело переносит
поражения в играх, у него не сформирована самооценка, нет учебной мотивации, то
с ним психологи будут работать и в группе и индивидуально.
Маришка пришла в группу раннего развития считая себя лидером: громкий голос, «построение» детей. Очень скоро
мама услышала жалобы ребенка, что дети отворачиваются от нее, не играют, не
слушаются ее. Мама обратилась к психологической службе, выяснилось что девчушка
могла без разрешения выхватить из рук сверстника карандаш, не помогала другим
детям, могла ударить кого-то. Ведь дома и родители и бабушки-дедушки все ей
разрешали, а в группе подготовки все не
так, а в садик она не ходила.
Психолог Центр Раннего Развития при «Школе Сотрудничества» выявил у Маришки проблемы личностного характера. Более
полугода психолог работала с девочкой, учила выстраивать отношения со взрослыми
и одногодками. Девчушка оказалась непростым случаем: несмотря на свою
эмоциональность и активность, оказалась замкнутой. В работе с ней
использовались приёмы арт-терапии, сказкотерапии, работа с кукольным театром,
песочная терапия, музыкальная релаксация. Постепенно Маришка оттаяла, стала
различать свои и чужие чувства и эмоции. Стала прислушиваться к правилам работы
в коллективе сверстников, ко взрослым. Сейчас девочка уже во втором классе и
пользуется популярностью среди одноклассников.
Психолог имеет
возможность ещё до школы смоделировать будущую учебную деятельность, заложить
основы будущей успешности преодолевая различные личные проблемы юного человека - тревожность, обидчивость,
агрессивность, неуверенность в себе.
Павлуша стал ходить на занятия в Центр Раннего Развития при «Школе
Сотрудничества» и индивидуально занимался с психологом. Причем
здесь самым важным моментом была работа психологической службы с родителями, и только потом - с мальчиком. Для Павлика и его родителей психологом были
написаны сказки, ребёнок увлёкся арт-терапией и вместе с двумя другими детьми
ходил на дополнительные занятия. Через дидактические и сюжетно-ролевые игры его
обучали навыкам социализации. К середине года Павлуша, который раньше отрицал
любые формы групповой и парной работы, стал лидером в малых группах. Дома
родители придумывали с Павликом различные игры и задания, которые он потом
показывал в своей группе и смог увлечь
других детей своими забавами. Самым сложным было научить Павлушу всё делать
самостоятельно, заинтересовать его процессом как учебным, так и вне учебным. К
концу года можно было сказать о том, что ребёнок стал более самостоятельным,
появились приятели, с которым Павлик поступил в 1 класс.