Будучи не только Создателем, но и наставником, Г-сподь часто обращался к еврейскому народу, действуя через призванных им людей. Таким человеком мог быть абсолютно любой, кто в силу своих личных качеств и в меру разумения был готов принять ниспосылаемое с небес Откровение.
Их задачей являлось не только предсказание будущего (что понимается под словом «пророк» в наше время), но большей частью вещание народу Б-жьей воли: свидетельств о могущественных деяниях Б-жиих и предостережений от греха. При этом, исполняя волю Всевышнего, пророки, подобно Моше (Моисею) должны были смело выступать перед царями, не боясь гнева земного владыки, и не соблазняясь земными благами, служа Владыке небесному.
Напоминая о деяниях и законах Господних, пророки пробуждали в людях совесть, и призывали к покаянию в грехах. Говоря о грядущем, они возвещали беды, которые нашлет Г-сподь на нераскаявшихся, о рассеянии еврейского народа и его возвращении в Землю Израиля, а также – о пришествии Машиаха (Мессии).
Пророки (или находившиеся при них ученики (каким был, например, Барух для Йирмеяху)) часто записывали свои видения в книги, составившие часть Священного Писания, называемую «Пророки» («Невиим»). Всего существует 17 пророческих книг, написанных 16 пророками (несоответствие объясняется тем, что Йирмеяху был автором двух книг).
Традиционно библейских пророков делят на две части: три Великих пророка: Йешаяху (Исайя), Йирмеяху (Иеремия) и Йехезкель (Иезекииль), а также двенадцать Малых пророков: Даниил, Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.
Каждый из них заслуживает отдельной, много большей по объему, чем представленная вашему вниманию, статья. Но если говорить совсем кратко, то Йешаяху, живший на рубеже VIII-VII вв. до н.э., принес людям пророчества о грядущем приходе Машиаха, Небесном Иерусалиме, а в своих речах ревниво защищал славу Б-жью, обличая лицемерную набожность и призывал к покаянию.
Йирмеяху, живший на рубеже VII-VI вв. до н.э., был свидетелем того, как за отступничество от веры, нечестие и нежелание отвернуться от греха, Б-г покарал еврейский народ, позволив вавилонянам разрушить Храм, похитить бесценные религиозные атрибуты и сувениры (https://krasnaja-nit.ru/shop/suveniry-iz-izrailja), а людей увести в плен на 70 лет. Книга «Плач Йирмеяху» описывает скорбь и душераздирающее горе пророка на руинах Иерусалима, но и там он продолжает учить добру людей.
Йехезкель, современник Йирмеяху, был удостоен видения славы Г-сподней, и воскрешения из мертвых. Он утешал народ, говоря о том, что вскоре будет отстроен Иерусалим и возобновится б-гослужение в новом, Втором Храме. В своей книге он говорил о том, что Б-г воспитывает Свой народ, желая не гибели грешников, но их покаяния и возвращения на стезю добродетели.
Общим местом всех остальных (малых) пророков было приближение суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля, обличение социальной несправедливости и неравенства, критика недостатка усердия в вере, а также – призыв к милосердию в отношении бедных и униженных, призыв к покаянию и склонению перед волею Всевышнего. Кроме того, почти все они, за редким исключением, но каждый по своему, пророчили предстоящее рождение, приход (открытие себя миру) и деяния Машиаха.