Достоверной статистики о детях
с особыми нуждами, которые не посещают школу, не существует. Более того, каждое
ведомство ведет учет только по тем категориям детей, которым оно оказывает
помощь. Например, Министерство образования и науки учитывает детей с особыми
нуждами, которые обучаются в специальных школах и дошкольных организациях.
Тогда как данных о числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
обучающихся в обычных массовых школах, у Минобразования нет. У Министерства
социального развития есть данные только о детях, получивших статус ОВЗ, а
Минздрав ведет учет только тех детей, которым оказывается медицинская помощь.
К таким выводам пришли эксперты рабочей группы, созданной в рамках проекта
«Доступ к образованию детей с особыми нуждами», который реализуется ФЕЦА при
поддержке фонда «Сорос - Кыргызстан». Как показывает аналитическая работа
экспертов, массовые общеобразовательные школы по качеству образовательных услуг
и физической среды уступают специальным школам для детей с нарушениями слуха,
зрения, речи и интеллекта. Такая ситуация способствует сегрегационной модели
обучения. В стране существуют единичные примеры предшкольной подготовки в
регионах, способствующей развитию инклюзивного образования.
Важно заметить, что проблемы существуют и в простых школах. В Бишкеке
количество учеников в классах превышает допустимые нормы в 2-3 раза. В
столичных гимназиях дети учатся в три смены, в кабинетах зачастую находятся по
50 человек. Уделить внимание каждому ребенку педагоги не успевают.
Переполненные помещения сложнее проветривать, соблюдать температурный режим
почти невозможно, вследствие чего вирусные заболевания распространяются очень
быстро. Родители готовы закрывать на это глаза - они стремятся устроить детей
именно в гимназии, где качество образования лучше.