Поиск

Педагогический прикорм: кушаем и учимся

25 Августа 2014
535

Педагогический прикорм — не схема в традиционном понимании, так как в нем нет конкретных рекомендаций относительно сроков введения продуктов и их сочетаний. Основной принцип педагогического прикорма в том, что давать ребенку взрослую пищу нужно только тогда, когда он сам ею заинтересуется. У каждого ребенка это свой возраст, в среднем он наступает к 4-6 месяцам.

педагогический прикорм

Появление пищевого интереса — важнейший этап развития нервной системы младенца. Это событие говорит о том, что ребенок готов к прикорму психологически. Мозг отвечает за координацию движений языка, губ, маленьких ручек, за внимание к поведению родителей и способы выразить свое «хочу!». Другие признаки готовности нервной системы — способность удерживать спину вертикально, брать кусочки большим и указательным пальцами (пинцетный захват) и направлять их прямо в рот.

Если малышу уже исполнилось 4-6 месяцев, и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло время знакомить его с продуктами прикорма. При этом необходимо учитывать, что продуктами первого (в том числе педагогического) прикорма должны быть фруктовые или овощные пюре детского питания, но никак не блюда взрослого стола.

Главное — чувствовать ребенка

Главное — это чувствовать ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям, интересам, желаниям и следовать некоторым правилам:

  • Малыш получает микродозу продукта прикорма. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается в ложку (размером со спичечную головку).

  • За завтрак кроха может получить до чайной ложки предложенного ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет на следующий день.

  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, вы увеличиваете объем питания.

  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес.

Кушать, но не давиться

В первые месяцы жизни у детей имеется рефлекс выталкивания языка, который заставляет язык автоматически выводить наружу все посторонние кусочки и предметы. В возрасте около 5-6 месяцев этот рефлекс ослабевает. Есть младенцы, которые достаточно долго давятся твердой пищей. У них при попадании в рот маленьких кусочков возникают позывы к рвоте, кашель. Однако не нужно сильно пугаться и переживать, что именно у вашего малыша не получается, а все вокруг уже едят за обе щеки. У каждого ребенка свой темп развития и сроки созревания систем организма.

Замечено, что дети редко давятся или пугаются во время прикорма, если им предоставляют полную самостоятельность в задаче накормить себя. Ребенок на 100% сосредоточен на своих ощущениях и процессах, происходящих у него во рту; действия рук, губ, языка максимально скоординированные.

Большинство малышей считают, что просто обязаны потрогать еду руками, а потом еще засунуть измазанные пальчики в рот. Это не невоспитанность, и если руки у малыша чистые, не нужно бояться за его здоровье. Проведенные в Англии исследования показали, что те малыши, которым не давали первое время играть с едой, гораздо позже осваивали столовые приборы и имели проблемы с аппетитом.

Кто прав?

Практика педагогического прикорма при правильном проведении дает, несомненно, положительные результаты. Однако многие родители стараются отложить срок введения прикорма на два, а то и на три месяца. Причина — в растущей популярности продолжительного грудного вскармливания: все чаще ребенка не отлучают от груди до года, а иногда кормят до двух и даже до трех лет. Однако продолжительное грудное вскармливание (более 18 месяцев) может нанести вред ребенку. При грудном вскармливании свыше 18 месяцев чаще наблюдается аффективная привязанность к матери, неустойчивое настроение, плохое засыпание, нарушения сна, связанные с частыми просыпаниями для употребления молока. Также могут отмечаться нарушения аппетита по отношению к пище с общего стола, трудности с приемом твердой пищи.

Необходимость расширения рациона питания ребенка и дополнения материнского молока (или его заменителей) продуктами и блюдами прикорма обусловлена несколькими причинами:

— дополнительное введение в организм энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка и др.), поступление которых с женским молоком или молочными смесями на определенном этапе развития ребенка (с 4-6 мес.) становится недостаточным;

— расширение спектра пищевых веществ, в частности за счет содержащихся в продуктах прикорма растительного белка, различных видов углеводов, жирных кислот, микроэлементов, необходимых для дальнейшего роста и развития ребенка;

— тренировка и развитие пищеварительной системы, жевательного аппарата детей и стимуляция моторной активности кишечника.

О сроках

Здоровому ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, целесообразно вводить прикорм не ранее 4 месяцев жизни. Более того, если ребенок находится на исключительно грудном вскармливании, у матери достаточно молока и малыш хорошо растет и развивается, прикорм может быть введен с 6 мес.

Следует учитывать, что раннее введение прикорма может снижать частоту и интенсивность сосания и, как следствие, выработку грудного молока. При таких условиях вводимый прикорм будет не столько дополнять молоко, сколько частично замещать его, что является физиологически неоправданным.

В то же время при введении первого прикорма позднее 6 месяцев у детей могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Таким образом, при достаточной лактации у матери основной прикорм целесообразно вводить ребенку в возрасте 4-6 мес. Решение о введении прикорма мама должна принимать по совету педиатра, учитывая индивидуальные особенности ребенка: скорость его роста, величину массы и длину тела, аппетит и др.

Алина Владимировна ЕРЕМЕЕВА, практикую- щий врач-педиатр, гастроэнтеролог, канди- дат медицинских наук, эксперт компании HiPP



Россиян предупредили о кишечной палочке в хлебцах одной из марокЧитать статью
В Госдуме отреагировали на идею о введении налога на бездетностьЧитать статью
Родителей попросили не разогревать смесь прямо в бутылочкеЧитать статью
Назван максимальный размер пособия по беременности в РоссииЧитать статью
Названа польза колыбельных песен для детского здоровьяЧитать статью
В Узбекистане приняли закон о запрете физических наказаний детейЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.