Появление пищевого интереса —
важнейший этап развития нервной системы младенца. Это событие говорит о том,
что ребенок готов к прикорму психологически. Мозг отвечает за координацию
движений языка, губ, маленьких ручек, за внимание к поведению родителей и
способы выразить свое «хочу!». Другие признаки готовности нервной системы —
способность удерживать спину вертикально, брать кусочки большим и указательным
пальцами (пинцетный захват) и направлять их прямо в рот.
Если малышу уже исполнилось 4-6
месяцев, и он активно интересуется содержимым маминой тарелки, значит, пришло
время знакомить его с продуктами прикорма. При этом необходимо учитывать, что
продуктами первого (в том числе педагогического) прикорма должны быть фруктовые
или овощные пюре детского питания, но никак не блюда взрослого стола.
Главное — чувствовать ребенка
Главное — это чувствовать
ребенка, не настаивать на своем, а прислушиваться к его потребностям,
интересам, желаниям и следовать некоторым правилам:
— Малыш получает микродозу
продукта прикорма. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается в
ложку (размером со спичечную головку).
— За завтрак кроха может получить
до чайной ложки предложенного ему продукта, на этом знакомство с данным
продуктом заканчивается, продолжить можно будет на следующий день.
— Если у крохи проявляется
устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, вы увеличиваете
объем питания.
— Не перекармливайте малыша одним
полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес.
Кушать, но не давиться
В первые месяцы жизни у детей
имеется рефлекс выталкивания языка, который заставляет язык автоматически
выводить наружу все посторонние кусочки и предметы. В возрасте около 5-6
месяцев этот рефлекс ослабевает. Есть младенцы, которые достаточно долго
давятся твердой пищей. У них при попадании в рот маленьких кусочков возникают
позывы к рвоте, кашель. Однако не нужно сильно пугаться и переживать, что
именно у вашего малыша не получается, а все вокруг уже едят за обе щеки. У
каждого ребенка свой темп развития и сроки созревания систем организма.
Замечено, что дети редко давятся
или пугаются во время прикорма, если им предоставляют полную самостоятельность
в задаче накормить себя. Ребенок на 100% сосредоточен на своих ощущениях и
процессах, происходящих у него во рту; действия рук, губ, языка максимально
скоординированные.
Большинство малышей считают, что
просто обязаны потрогать еду руками, а потом еще засунуть измазанные пальчики в
рот. Это не невоспитанность, и если руки у малыша чистые, не нужно бояться за
его здоровье. Проведенные в Англии исследования показали, что те малыши,
которым не давали первое время играть с едой, гораздо позже осваивали столовые
приборы и имели проблемы с аппетитом.
Кто прав?
Практика педагогического прикорма
при правильном проведении дает, несомненно, положительные результаты. Однако
многие родители стараются отложить срок введения прикорма на два, а то и на три
месяца. Причина — в растущей популярности продолжительного грудного
вскармливания: все чаще ребенка не отлучают от груди до года, а иногда кормят
до двух и даже до трех лет. Однако продолжительное грудное вскармливание (более
18 месяцев) может нанести вред ребенку. При грудном вскармливании свыше 18
месяцев чаще наблюдается аффективная привязанность к матери, неустойчивое
настроение, плохое засыпание, нарушения сна, связанные с частыми просыпаниями
для употребления молока. Также могут отмечаться нарушения аппетита по отношению
к пище с общего стола, трудности с приемом твердой пищи.
Необходимость расширения рациона
питания ребенка и дополнения материнского молока (или его заменителей)
продуктами и блюдами прикорма обусловлена несколькими причинами:
— дополнительное введение в
организм энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка и др.),
поступление которых с женским молоком или молочными смесями на определенном
этапе развития ребенка (с 4-6 мес.) становится недостаточным;
— расширение спектра пищевых
веществ, в частности за счет содержащихся в продуктах прикорма растительного
белка, различных видов углеводов, жирных кислот, микроэлементов, необходимых
для дальнейшего роста и развития ребенка;
— тренировка и развитие
пищеварительной системы, жевательного аппарата детей и стимуляция моторной
активности кишечника.
О сроках
Здоровому ребенку,
находящемуся на грудном вскармливании, целесообразно вводить прикорм не ранее 4
месяцев жизни. Более того, если ребенок находится на исключительно грудном
вскармливании, у матери достаточно молока и малыш хорошо растет и развивается,
прикорм может быть введен с 6 мес.
Следует учитывать, что раннее
введение прикорма может снижать частоту и интенсивность сосания и, как следствие,
выработку грудного молока. При таких условиях вводимый прикорм будет не столько
дополнять молоко, сколько частично замещать его, что является физиологически
неоправданным.
В то же время при введении
первого прикорма позднее 6 месяцев у детей могут возникнуть проблемы с
адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Таким образом, при
достаточной лактации у матери основной прикорм целесообразно вводить ребенку в
возрасте 4-6 мес. Решение о введении прикорма мама должна принимать по совету
педиатра, учитывая индивидуальные особенности ребенка: скорость его роста,
величину массы и длину тела, аппетит и др.
Алина Владимировна
ЕРЕМЕЕВА, практикую-
щий врач-педиатр,
гастроэнтеролог, канди-
дат медицинских наук,
эксперт компании HiPP