Поэтому,
создавая первые поделки с ребенком 1-3 лет, вы не просто учите его рисовать,
лепить или делать аппликации, но и развиваете мелкую моторику рук, что особенно
важно в этом возрасте. Ведь вместе с проворностью пальчиков, работа с бумагой,
пластилином и красками стимулирует отделы мозга, отвечающие за речь.
А
значит, начиная занятия творчеством с малых лет, вы дает ребенку багаж полезных
навыков и положительных эмоций, которые помогут ему в будущем. Ведь наверняка и
вы сами вспоминаете свои первые занятия рисованием или лепкой как приятное и
беззаботное время, проведенное в кругу самых родных и близких людей.
Когда стоит начинать
делать первые рукотворные «шедевры»
вместе с малышом? Чем раньше — тем лучше. Понятно, что кроха до года не
сможет не то что нарисовать даже каляку-маляку, но и карандаш удержать в пухленькой
ручке, но вот поиграть с пирамидкой, с маминой помощью собрать самый простой
сортер или очень крупный пазл из 2-4 частей — вполне. Это и будет первой
подготовкой к сознательному творчеству.
Первоочередная
задача родителей — создать зону ближайшего развития: благоприятные условия,
когда ребенок совместно с вами сможет выполнить более сложное задание или
действие, которое пока не может в силу возраста делать самостоятельно. Сделать
первый шаг или надеть варежку — для маленького ребенка это не менее сложно, чем
для взрослого творца создать художественное произведение! Умываясь, одеваясь и
гуляя, «учите» даже с младенцем названия домашних предметов, животных, разные
цвета: «Это твоя кофточка, она синяя. Ой, а что это за окном? К нам прилетела
синичка, какая красивая у нее грудка!» Внимание к деталям, самостоятельность, распознавание
эмоций и новых слов — первый шаг к творчеству. Ведь улыбки родных, новые книжки
с картинками, читаемые вслух, прогулки по парку — повод для детской радости и
вдохновения. А там и до первых проделок недалеко!
Если ребенку уже есть 6-12 месяцев,
можно знакомиться с безопасными пальчиковыми красками
— они созданы на основе натуральных красителей, а потому их даже можно
попробовать на вкус — вреда не будет. И главное — ими можно рисовать без
кисточки, просто обмакивая пальчик в баночку. Чтобы первый сеанс рисования
прошел на ура, переоденьте малыша в старую одежду, которую можно пачкать, а
вместо стандартного альбомного листа используйте ватман — тогда полы не
пострадают. А первая поделка с пальчиковыми красками будет называться «Моя
ладошка» — отпечаток ручки карапуза можно вставить в рамочку и подарить
бабушке, как самый настоящий сувенир.
Ближе к 1,5 годам можно приступать
к знакомству с пластилином — тоже пищевым и безопасным.
Ребенку в этом возрасте пока не так-то просто слепить даже шарик или колбаску,
но он вполне сможет отщипывать небольшие куски от пластилина, делая тем самым
заготовки для вашей будущей поделки. Эти «драники» могут стать чем угодно —
лепестками цветов, кормом для кошечки или собачки, морскими волнами или
травяной полянкой. Главное, хвалить ребенка просто уже за то, что он старается.
И тогда ближе к трехлетию малыш сможет и колобка скатать, и улитку — простые,
но узнаваемые фигуры. Ваша задача — вписать их в общую композицию поделки,
чтобы ребенок почувствовал себя творцом чего-то нового. Отличная поделка для
малыша — «Божья коровка»: кружок красного картона с налепленными на него
черными точками пластилина — легко и очень красиво.
Зато
ребенок 3-х лет уже сумеет под вашим
присмотром освоить такой сложный вид творчества, как аппликация из цветной
бумаги. Главное правило — использовать только специальные детские ножницы с
закругленными концами! В этом
возрасте малыш сможет намазать клеем вырезанную вами фигуру, наметить верх и
низ композиции (солнышко — вверху, травка — внизу), достаточно аккуратно
прилепить бумажную заготовку и составить простой рассказ по аппликации «Серенький
зайка»: «Это деревце. Рядом с ним зайчик. У зайчика в лапках морковка, он ее
кушает. Ох, и вкусная морковка!»
Ближе к 4-м годам ребенок вполне
сможет работать с таким современным заменителем пластилина, как самозастывающая
пластическая масса или скульпторская глина. Плюс любой
поделки из этих материалов — то, что с ней можно будет играть после создания, а
также раскрасить ее на свое усмотрение. Самое время познакомить малыша с
прикладным народным творчеством — дымковской игрушкой, городецкой росписью, карнавальными
масками… Также с помощью пластической
массы можно слепить куклы на руку для домашнего театра (голова из пластической
массы, тело — из ткани), чтобы разыгрывать по ролям сказки народов мира или
свои собственные истории. Пусть ребенок сам лепит заготовки — катает шары,
разрезает пластилин стеком, намечает места глаз, ушей и даже пробует
самостоятельно слепить человека или животного. Если он не против, можете
немного «отредактировать» поделку. Но если малышу дорог его акт абстракционизма
— не настаивайте на придании поделке реалистичности, ведь в эпоху постмодерна
наивное творчество столь же ценно, как и классические художественные формы. А
если дополнить шедевр бисером, семенами растений, ракушками, шишками или нитками — то можно хоть сейчас в
арт-галерею отправлять!
Ребенок в 5-7 лет уже может практически
все — а значит, можно осваивать сложные виды прикладного творчества:
бисероплетение, роспись столовых досок,
макраме, вышивание, а под присмотром папы или старшего брата, даже
моделирование и выжигание по дереву. В продаже можно найти множество самых
разных наборов и приспособлений для дошкольных поделок: оформительский блеск в
тюбиках, краски для росписи по стеклу, объемные
оформительские наклейки… Наверняка в этом возрасте ребенок захочет освоить
такие современные виды творчества, как батик — роспись по шелку, квиллинг —
создание объемных открыток из бумажных полос, барельеф — роспись фигур и
орнаментов из гипса, оригами — восточные
поделки из бумаги, скрапбукинг — создание авторских фотоальбомов и открыток… За
год до школы самое время отдать ребенка в творческую студию — занятия с
педагогом-профессионалом помогут не только освоить азы живописи и композиции,
но и научиться правильно держать карандаш и подготовить руку к письму в школе.
Набор юного творца:
— кисти разного диаметра;
— гуашевые и акварельные краски, в
том числе с блестками и неоновыми оттенками;
— восковые и асфальтные мелки,
карандаши, фломастеры и маркеры;
— альбом для рисования, листы
формата А4 и ватман;
— оформительский блеск — как
сыпучий, так и в тюбиках;
— клеевой карандаш и жидкий клей
ПВА;
— цветной картон и бумага, в том
числе самоклеющаяся, металлизированная, неоновая;
— пластилин, пластическая масса и
скульпторская глина;
— наклейки с разными сюжетами: персонажи
сказок и мультфильмов, цветы, игрушки, овощи, транспорт, геометрические фигуры,
цифры и буквы, одежда и обувь;
— природные материалы: семена
растений, шишки, ракушки, веточки, засушенные цветы и листья.
Как
видите — для каждой поры детства найдется свой вид прикладного искусства и
подходящий материал для него, а значит, каждый малыш сможет заниматься
творчеством с пользой и для души. А чтобы картинки и поделки не потерялись,
складывайте их в специальную папку-файл или коробочку, а еще проще — просто
фотографируйте. Впрочем, главное в детском творчестве — не результат, а
увлекательный и веселый процесс креатива. Поэтому все, что от вас нужно, — это быть
рядом и поддерживать юного живописца и скульптора во всех его начинаниях.
Творческих успехов вам и вашему маленькому художнику!