Стало много детей с речевыми нарушениями. О причинах такого увеличения
количества детей можно говорить очень долго. Они абсолютно разные. Но факт
остается фактом, что к логопедам обращается все больше детей
и дошкольного возраста, и школьного возраста, с нарушениями устной речи и с нарушениями письменной
речи.
Кроме этого, по ее словам, логопеды
работают не только с детьми, но и со взрослыми. Например,
к таким специалистам обращаются люди, перенесшие инсульт,
из-за которого появляются тяжелые нарушения, в том числе
и речевые. При этом эксперт отметила, что согласно статистике,
количество инсультов сегодня увеличивается, а возраст тех, кто его
перенес, снижается.
Как рассказала Любимова, сегодня
к логопедам также обращаются не только те, кто уже имеет
какие-либо нарушения, но и люди, которые просто хотят
обследоваться.
Родители хотят знать, правильно ли развивается
речь ребенка, нет ли отклонений. Сейчас увеличивается
количество таких родителей. Наверное, потому, что образовательный уровень
повышается, и мама и папа понимают, что важно заранее
предупредить возможное нарушение.
Также, по ее словам, достаточно много
обращаются к логопедам родители детей, для которых русский язык не является
родным — так называемых билингвов, или двуязычных. «Строго говоря, это
не совсем про логопеда, но поскольку логопед — это специалист
по речи, конечно, логопеды оказывают помощь и таким детям», —
сказала Любимова.
По словам специалиста,
сегодняшняя практика логопеда показывает,
что не только увеличивается число детей, которые приходят
с различными нарушениями, но и возрастает тяжесть таких
нарушений.
Я наблюдаю утяжеление речевых нарушений. Есть
такой термин у логопедов — «чистое речевое нарушение», то есть
не осложненное какими-то неврологическими отклонениями. Сейчас таких
неосложненных речевых нарушений все меньше и меньше.
По ее словам, сегодня вопрос помощи таким детям все больше требует
комплексного подхода. Эксперт пояснила, что логопед не является
врачом и использует педагогические методы воздействия, однако в ряде
случаев их уже бывает недостаточно, и необходимо работать
на стыке разных научных знаний.
Очень большое количество речевых нарушений,
при которых только педагогическое воздействие неэффективно… Достаточно
активно развивается нейропсихологическое направление в логопедии. Это
исследования, касающиеся речевых нарушений в русле психолингвистики. Можно сказать, это такой
тренд — мультидисциплинарные исследования.
Эксперт пояснила, что логопеды
учитывают достижения нейропсихологии и психолингвистики при диагностикедетей, при выявлении речевых
нарушений, их причин, каких-то проявлений и в коррекционной
работе.
Как рассказала Любимова, несмотря
на востребованность профессии, проблем в ней достаточно.
В первую очередь это касается сокращения ставок логопедов
в российских школах.
Когда в результате реорганизации сначала всех
логопедов, по крайней мере большую часть, в школах сократили, начались такие академические
неуспехи детей в предметах филологического цикла, что поняли: логопед
на самом деле в школе нужен, и он играет важную роль.
Ранее об этой проблеме заявила
и глава Минобрнауки Ольга Васильева. Она призвала регионы увеличить
количество ставок школьных психологов и логопедов. По словам
министра, на сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы.
При этом на одного школьного педагога-психолога приходится 850
учащихся, а в детских садах — 420 детей.
Тем не менее, по словам Любимовой,
интерес к профессии логопеда среди молодежи есть. «У нас
в университете это одна из самых больших кафедр. Профессия логопеда
по-прежнему остается достаточно известной, если сравнивать с другими профессиями дефектологическими, и является,
наверное, такой достаточно престижной. Дети идут (учиться) на логопедию.
Больше идет девочек, мальчиков, к сожалению, немного. Но конкурс
на логопедию есть», — рассказала она.