Депривация голоса
Запрет
на полноценные звуковые проявления, вынесенный нами самим себе или обществом, а
еще хуже нами собственным малышам приводит к подавлению целого ряда эмоций и
постепенно сильно ограничивает физиологическую работу органов, расположенных в
так называемом «горловом центре». В результате человек независимо от возраста и
опыта сталкивается с тонзиллитом, ангинами, проблемами щитовидной железы и
обмена веществ, ощущением «комка в горле», лживостью, невозможность говорить
открыто, выступать на публике, быть правильно понятым и услышанным (хотя вроде
бы словесный и смысловой текст был проговорен правильно), стеснительностью,
жестокостью, непониманием других людей… В общем, список можно продолжать и
находить себя.
Увы,
большинство из нас, так или иначе, проходят этапы голосовой депривации, когда
нам нельзя выразить свои мысли и эмоции голосом так, как этого требует тело и
чувствуем мы себя после этого неважно. А что же касается малышей?
Дети и голос
С
голоса начинается любая внеутробная жизнь. Малыш рождается, и первая
манифестация его в этом мире — «Я родился!» — звучит криком! С помощью
воздушно-голосового потока запускается работа дыхательной системы, а от нее по
цепочке начинают подстраиваться под окружающий мир гормональная, нервная,
кровеносная и прочие системы.
А
что же происходит обычно потом? По прошествии очень короткого времени слишком
активные голосовые проявления ребенка оказываются нежелательными, а через
пару-тройку лет и вовсе запретными. Все наши любимые обществом фразы: «Не
кричи!», «Ну, что ты орешь?!», «Тихо, тут нельзя так себя вести!», «Замолчи, а
то бабайка заберет!», «Мужчины не должны плакать и ныть!», «Молчи, за умного
сойдешь», «Лучше молчи в тряпочку» — есть тяжелая плита, налагаемая на
природное проявления голосовых связок. А что значит «природное»? — в
генетическом механизме человека заложена тончайшая саморегуляция, включающаяся
в определенных обстоятельствах. То есть тело, испытывая потребность в крике,
плаче, вздохе, всхлипе, возгласе, управляется эндокринными и неврологическими
процессами, когда мы их нетактично и нечутко пресекаем!
Одним
словом, вы уже, наверное, поняли, что кричать можно и плакать бывает нужно, а
еще от горла петь и смеяться взахлеб. Все это вокальное разнообразие — наши
способы жить, подаренные природой, осталось только как-то так научиться
сочетать это с современными рамками.
Воспитание голоса
Голосовые
способности малыша многогранны. И им до известной степени требуется свобода. А
это значит, вам придется пересмотреть усвоенные понятия о «приличиях» и давать
крохе выразить себя голосом. Зовет вас громко? — не порицать, а подходить к
кроватке. Поет? — дать напеться. Смеется? — не пугать скорыми слезами…
Будьте
предельно внимательны к любым вокальным проявлениям ребенка — тогда вы сможете
увидеть стоящую за голосом эмоцию и поддержать ее или помочь справиться с неприятностями.
А чтобы кроха рос вокально свободным, а значит, здоровым, умным,
сообразительным, открытым и чувствительным ко всему происходящему, можно
применять несколько нехитрых упражнений.
Пойди, покричи! Если
вы выберите малышу время и место, где бы он смог дать волю голосовым связкам —
вы сделаете максимум для него! Смело отправляйтесь в лес, в поля, где ваши
«странности» не будут мешать, и кричите на здоровье! Техник много. Можно просто
«поорать» так, как хочется, а можно начать прокрикивать поочередно гласные
звуки. Можно звать друг друга: «Аууу!», а можно перечислять имена, словно
созывая народ. Можно начинать с тихих позывных звуков, постепенно наращивая их
децибелы. Иногда так вылечиваются ларингиты и ангины. А вы сможете увидеть на
практике, насколько спокойней и радостей станет ваш малыш (да и вы).
Дышать и звучать. Если для леса не сезон,
раскрепощением горлового центра можно заняться и дома. Для этого не надо
кричать. Встаньте с ребенком напротив друг друга и сначала научитесь глубоко
дышать животом. На вдохе — животик надувается как арбуз, за тем поднимает за
собой грудную клетку и наконец ключицы. То есть вдох идет «снизу вверх». А на
выдохе воздух покидает тело «сверху вниз», сдувая животик. Как только дыхание
освоено, можно подключать звук в такой последовательности. Глубокий вдох —
выдох со звуком. На выдохе надо просто широко открыть рот, опустив нижнюю
челюсть, и выдыхать вместе со звуком на любой удобной высоте. Пусть звук будет
естественным, не усиливайте его тональность, вообще о ней не думайте. Какой
получится, такой и получится. Звук заканчивается вместе с выдохом. Голова при
этом ровная, шея не запрокидывается.
Вокальный кружок. Отличной
профилактикой оказывается и песня. Здорово, если вы часто поете вместе с
малышом, прививая ему эту привычку. А еще лучше, записаться в вокальную студию,
особенно, занимающуюся народным пением или любым другим направлением с
протяжным звучанием.
Гимнастика-минутка. Наконец,
самым простым и естественным способом проработки голосового аппарата является
ежедневная (внимание!) блиц-гимнастика. Практиковать ее можно в любое время.
Сидя или стоя. Делаем вдох поглубже и по 4 раз с короткими выдохами произносим
отрывистые звуки: «А», «А», «А», «А». Затем также «О», «О», «О», «О». Затем то
же самое с «У».
Обратите внимание
Во
время любых вокальных практик может возникнуть ряд проявлений, которые являются
совершенно нормальными. У детей такие реакции нечасты, а у взрослых — почти
регулярные. Итак, покашливание, першение в горле (иногда уже после занятия),
ощущение комка, перехватывания дыхания в горле, легкое напоминание ощущений
тошноты и даже беспричинные слезы на глазах — сигналы о возобновлении
нормальной работы горлового центра после длительной депривации (подавления).
Дайте этим симптомам проявиться. Иногда с ними проходят хронические
заболевания, и такие особенности выступают «прощальным помахиванием платочка».
Берегите
друг друга, не прячьте свой голос и научите этого не делать вашего малыша. Этим
вы подарите ему счастливую и гармоничную жизнь!