Минтруд и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» разработали новый профессиональный стандарт для «специалистов в области воспитания». Это значит, что с 2017 года для педагогов изменятся содержание курсов повышения квалификации, на работу воспитателей, как уверяют разработчики, нововведение не повлияет. Но по мнению экспертов и родителей, чьи дети пострадали от действий педагогов, в новые профстандарты должен быть включен пункт о проверке психического здоровья.
Заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Ирина Вагнер рассказала, что сейчас профстандарт разрабатывается для шести должностей — это социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, педагоги-библиотекари, тьюторы и просто воспитатели. В эту группу не вошли воспитатели дошкольных образовательных организаций, для них профстандарт разработали еще в 2013 году, вступить в силу он должен с 1 января 2017 года.
— Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» начнет действовать не ранее, а скорее позже 1 января 2017 года. Его апробация начнется только после утверждения. Надеюсь, оно произойдет в ближайшие месяц-два, — рассказала Вагнер «Известиям».
По ее словам, новые профстандарты — это модель поведения, они не повлияют на работу педагогов и не станут причиной увольнений.
— Наша позиция — не грузить людей, а создать для них удобные условия работы, минимизировать бумажные нагрузки, — говорит Ирина Вагнер.
Однако представители общественности и родители детей, пострадавших от непрофессионализма воспитателей, уверены, что воспитателей надо проверять, и довольно серьезно.
— Часто воспитанием детей занимаются люди с «изношенной» психикой. Иногда у них даже нет соответствующего образования. И эту ситуацию необходимо менять. Нужно провести переаттестацию педагогов-воспитателей и проверить их психическое здоровье, как это происходило недавно с сотрудниками полиции, — говорит президент фонда «Уральский родительский комитет» Евгений Жабреев.
Директор центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский отметил, что уровень подготовки специалистов в области воспитания часто не соответствует реальным требованиям.
— Пединституты выпускают социальных педагогов, но при этом не представляют себе, чем эти педагоги должны на практике заниматься, — говорит Рачевский.
Он отметил, что в профстандарт социальных педагогов, работающих в школах, должны укладываться правовая, психологическая, жилищно-коммунальная и юридическая компетенции. Этот специалист должен помогать ребенку, если, например, бросивший его отец пытается отсудить жилплощадь, если ребенок недоедает из-за тяжелого материального положения семьи, если у него приключился конфликт с родственниками, одноклассниками или учителями.
— В нашей школе работают два социальных педагога, я ими очень доволен, но нам пришлось их долго учить, — сказал Ефим Рачевский.
По мнению зампреда комитета по образованию Государственной думы Олега Смолина, введение профстандартов абсолютно не повлияет на профессионализм специалистов в области воспитания.
— В любом образовательном стандарте есть часть, в которой говорится о требованиях к уровню подготовки выпускников. В принципе это и есть профстандарт для любого педагога, и не надо ничего больше сочинять. У нас написано несколько сотен профессиональных стандартов, правда, я не заметил, что профессионализм работников сильно вырос, — отметил он.
По данным Минтруда, в 2016 году планируется разработать еще 57 профстандартов — от математика в области ядерного оружейного комплекса до водолаза.
Известия