1. О мотивации
Признайтесь, с вами бывало
такое: вы услышали классную песню на языке африкаанс – и вот уже грешным делом
начали подумывать, а не начать ли вам его учить? Или побывали в Париже,
пропитались запахом свежего хлеба и оранжерей, даже выучили бонжур с оревуаром,
и подумали: а не прикупить ли вам самоучитель французского по приезде домой? Но
вот вы дома, а там семья/дети/кот/работа/садоводство/кружок по вязанию и вот
уже находятся отговорки, а желание заниматься закидывается в шкаф.
Что же тут не так? Дело в
том, что мотивация – вещь очень непостоянная. Она дает первый импульс, разжигает
эмоции, но быстро вас покидает. Причем это
может произойти даже раньше, чем вы столкнетесь с первыми трудностями и
поймете, что на одной любви к круассанам в деле изучения французского языка не
уедешь. Вашего первичного запала вам хватит в лучшем случае на изучение
основной бытовой лексики и нескольких глаголов, а потом вы обнаружите, что
вообще-то учить язык – это тяжелый труд.
Так что же делать? Прежде
всего, перестать ждать вдохновения. Великие
дела (а изучение иностранного языка вполне можно назвать таковым) начинаются с дисциплины. Она, в отличие
от мотивации, не ждёт подходящей погоды, ее не волнуют эмоции и чувства. Да,
дисциплинировать себя сложно, но, если дисциплину лелеять и тренировать, она
окрепнет и снесет любые преграды и препятствия, лежащие на пути к овладению
иностранным языком.
Помните, что играючи язык
изучается только в рекламе курсов и когда вам полтора года. Для взрослого
человека изучение иностранного языка – это на 80% скучная и порой однообразная
работа, и вы должны быть к этому готовы. Но не расстраиваетесь: в итоге, когда
вы переборете себе и свою лень, начнете видеть первые результаты и они будут
вас очень радовать, вы скажете себе спасибо за то, что когда-то не сдались.
2. О целях
«Знать язык» – это, по сути, не цель, потому что не будет в вашей жизни утра,
когда вы проснетесь и скажете: «Вот, теперь я знаю язык». Цель должна быть,
во-первых, обозрима, во-вторых, предельно конкретна, и, в-третьих, результат ее
достижения должен поддаваться контролю. Вот пример грамотно поставленной цели:
«выучить к 15 августа 1000 слов, написать 50 упражнений и посмотреть 3 сериала
с субтитрами длительностью не менее 25 мин/серия».
Такие миницели – важные
ступеньки на пути к достижению цели глобальной. Но что важно: и глобальная цель
тоже должна быть конкретной! Обязательно четко
определите, зачем вы хотите изучать иностранный язык.
Здесь нужно помнить два
момента. Во-первых, забудьте об изучении «для себя», если
только вы не филолог-маньяк, получающий все виды удовольствий от перебирания суффиксов и отработки
фригативного [θ]. Действительно, бывает, что
человек буквально наслаждается изучением грамматики, с энтузиазмом ведет всевозможные
словарики и тому подобное, причем это всё не английского языка ради, а
какого-нибудь суахили. Потом такие люди
могут бросить это дело и начать учить албанский, и так далее до бесконечности. И
в их ситуации это совершенно нормально, потому что им важен процесс, а не
результат.
Но нам чаще всего хочется как
раз результат, а желательно еще и побыстрей. Однако, тут важно понимать, какой
именно результат мы хотим, потому что в зависимости от этого будут выбираться
средства его для скорейшего достижения с минимальными временными, материальными
и моральными затратами. Например, цель «смотреть кино в оригинале без
субтитров» требует совсем иного вклада, чем «научиться читать и понимать
прочитанное». Конечно, все языковые компетенции (для справки, их четыре:
чтение, аудирование, говорение, письмо) взаимосвязаны, но, скажите, чем поможет
совет «смотри сериалы с субтитрами» человеку, цель которого – научиться быстро
читать и понимать литературу по специальности?
Очень часто люди, изучающие
иностранный язык, в приоритет ставят возможность общаться с носителями. Здесь
есть один тонкий момент: «общение» – понятие растяжимое. Когда вы заказываете
кофе в ресторане, вы общаетесь с официантом, но, согласитесь, чтобы поговорить
с ним же о политике необходим уже совсем недурной уровень владения языком. Так
что, если ваша цель – не пропасть в отеле заграницей, то она легко достижима,
но для большего нужно прикладывать соответствующие усилия.
В общем, как видите, от
четкой формулировки целей зависит большая часть вашего успеха. Более того, без конкретной цели вы ничего не выучите и
процесс изучения языка растянется на неопределенный срок.
3. О сроках
Вот, кстати, очень
распространенный вопрос, который часто задается в связи с изучением иностранных
языков: «Сколько времени нужно, чтобы выучить … (вставить желаемое)». Люди спрашивают и очень удивляются, когда им
не дают точного ответа. А всё потому, что такового не существует. Реальные
сроки складываются из многих факторов, среди которых:
1) Относительная сложность
языка. Относительная – потому что у нас есть наш родной язык, по которому мы
«измеряем» все остальные. Так, русскоговорящему человеку украинский кажется сущей
ерундой, но японец, очевидно, с этим бы не согласился.
2) Частота занятий. Здесь
простая математика. Чтобы достичь уровня А1 в том же английском согласно
общеевропейским компетенций владения иностранным языком (подробнее о них можно
прочитать здесь http://www.esolexams.ru/cef.html), нужно прозаниматься 100
часов. Предположим, вы как волевой человек нашли время и силы заниматься каждый
день по часу. Тогда для достижения этого уровня вам необходимо больше 3
месяцев. Не так уж и много, но что такое А1? Умение понимать простые
инструкции, принимать участие в диалоге на предсказуемую тему, писать короткие
записки. В общем, весьма скромный набор компетенций. Учтем также, что на
освоение каждого нового уровня затрачивается вдвое больше времени, чем на освоение
предыдущего. А если вы изучаете язык вроде китайского, смело умножайте время на
два. В общем, на полноценное освоение языка могут уйти (и на самом деле уходят)
годы работы.
3) Учебные материалы. А
точнее, их грамотное использование. Книжные
полки магазинов ломятся от обилия учебников и пособий самых разных издательств,
- не поддавайтесь соблазну всё это
скупить! Потратите кучу денег, а красочные книги будут лежать у вас дома
мертвым грузом. Выберите одно хорошее
пособие (посоветуйтесь с преподавателем) и проработайте его досконально.
4. Об иностранном языке как предмете в учебных заведениях
На сладкое. Наверняка вас
тяготит вопрос: «почему я всё еще не говорю на английском/французском/китайском
свободно, ведь я учил его 6 лет в школе и еще столько же в институте!». Это
вопрос непраздный. Здесь было бы впору разгромить ущербный
грамматико-переводной метод, почти повсеместно применяемый в школах и вузах. Но
прежде стоит перечитать еще разок пункт 1 про мотивацию (которой нет почти
никогда в школьном возрасте) и пункт 2 про цель (пфффф какая цель? Экзамен
сдать бы и до свидания). Это актуально для взрослых и в сто раз актуальнее для
детей!
Ну и не забуду кинуть
камушек в огород многих моих коллег, равно как и в свой собственный: да,
действительно, гораздо проще весь урок раскрывать скобки, делать упражнения на
подстановку и читать, чем изощряться в попытке сделать что-нибудь эдакое
речевое да коммуникативное. Хотя на современном уроке без этого никуда, а за
грамматико-переводной метод скоро и вовсе начнут сажать на кол. Но! Это
надежный метод, и им ни в коем случае нельзя пренебрегать! Но и только им
ограничиться не получится, если вы хотите рано или поздно всё-таки заговорить.
Если прямо отвечать на
вопрос: «можно ли выучить иностранный язык в школе, не имея при этом репетитора?»,
то ответ – да, можно. Но крепкий А2-В1 (не говорю уже о более высоких уровнях)
– дело рук самих утопающих. Нужно прикладывать немалые усилия самому, одних
школьных занятий будет явно недостаточно. Но это ведь относится не только к
языку: никто не станет олимпийским чемпионом только лишь от исправного
посещения уроков физкультуры.
Напоследок мой вам совет.
Учите языки! Это развивает мышление, память и не позволяет развиться такой
напасти, как болезнь Альцгеймера. Учите языки в школе, пока это бесплатно. Но
не превращайте иностранный язык в мучение: если этот несчастный английский вам
не дается, оставьте его! В мире есть много других интересных занятий. Например,
изучение французского J
В любом случае, успехов вам,
и помните: дорогу осилит идущий.
Автор статьи: Анна
Давыдова, федеральная сеть образовательных центров «Юниум».