Поиск

Развиваем у детей : мышление, внимание, память

20/02/2021
Виктория Шиманская
250

Ну вот мы и дождались самой настоящей конкретики в вопросах подготовки к школе. Каждый воспитатель, каждый педагог, каждый психолог скажет родителям дошкольника, что надо бы перед школой поработать над мышлением, потренировать память и внимание.

Развитие мышления у детей

Это действительно так! Но хитрость в том, что без хорошего эмоционального подкрепления развивающие занятия рискуют стать для ребенка и его родителей сущим наказанием. Почему? Причин много. Негативная реакция на ошибки или затруднения. Отказ от любимых занятий в пользу развивающих. Слишком сложные задания, эмоциональное и интеллектуальное перенапряжение. Непривычное эмоциональное состояние родителя: излишняя серьезность, суровость, требовательность, необычный тон голоса или поведение во время занятий. Увы, именно эти ошибки мы вдохновенно совершаем, когда начинаем готовить ребенка к школе. В результате, вкладываясь в полезные и важные умения, мы губим мотивацию ребенка, создаем неадекватное отношение к учебе и приучаем к тому, что работа мозга — это нечто противоположное привычному веселью.

Зачем нам такой эффект? Вот именно, давайте лучше обойдемся без него.

Наша задача – развивать мышление, внимание и память так, чтобы главными в этом процессе были наши эмоции, причем по большей части положительные, подкрепляющие, мотивирующие.

По сути, это то самое «обучение с увлечением», о котором писал отечественный педагог Симон Соловейчик. Правда, он не изучал эмоциональный интеллект, но на чистой педагогической интуиции выстраивал свою систему от чувств, от приятных ощущений.

Очень важно!

Шесть правил для выполнения упражнений на развитие мышления, внимания и памяти

1. Будьте проще. Не надевайте строгое или серьезное лицо, когда собираетесь тренировать ребенка или учить его чему-то сложному. Сначала настраивайте себя: а интересно, как он сможет? А здорово, что мы это придумали! Вот удивительно, что он не взял такую простую задачку, а сложные ему удаются…

2. Не «должны», а «хотим». Никогда не играйте с ребенком в развивающие игры, если у него и у вас есть дела поинтереснее. Мультик — тоже хорошо, побегать во дворе — здорово, внезапно нужно поработать или сварить суп — и отлично. Занимайтесь тогда, когда вы этого действительно хотите, без лишнего напряжения и насилия над собой и партнером.

3. Работайте на процесс. Если ребенок из двадцати заданий выполнил три, но вы от души посмеялись — программа выполнена на 200%. Не гонитесь за результатом, лучший результат в данном случае есть осознание того, что учеба — это прикольно.

4. По возможности привязывайте к реальности. Старайтесь использовать не отвлеченных персонажей и мифические события, а работайте прямо с тем, что есть сейчас у вас перед глазами.

5. Пусть будет прикольно! Когда надоест играть в реалистичное, попробуйте подбирать для игр смешные высказывания, забавные ситуации, парадоксальные сочетания, чтобы ребенку было весело представлять себе все это. Такой подход давно хорошо показывает себя в педагогике: и в «Задачнике» Остера, и упражнениях Гейдмана (между прочим, углубленный курс математики, а как прикольно решать задачи про хоббитов и монстров с десятью ушами!).

6. Аккуратно подбирайте уровень сложности. Все эти задачки сработают только в том случае, если они будут не слишком сложны. Нам нужно показать, что мышление — это весело, а не трудно и обидно. Поэтому двигаемся всегда от простого к сложному. Не бойтесь, если пару раз ребенок решит задачу без лишних усилий. Это как с примеркой нового платья: лучше пару раз «утонуть», чем один раз «не влезть».

А теперь предлагаю перейти к практике! Помним, что все виды мышления, память и внимание— это сообщающиеся сосуды: развивая одно, мы помогаем другому. Поэтому и разделение игр и развивающих занятий по группам можно считать условным.


Мышление

Система, которая не перестает работать никогда. Наш «котелок» все время варит. Анализирует то что-то совсем новое, то старое и давно известное, устанавливает последовательности, выявляет ошибки, придумывает новые решения.

Развитие мышления ребенка напрямую связано с речевыми практиками: как, с кем и сколько он говорит.

Еще в 1932 году великий русский физиолог Иван Павлов заметил, что у человеческого мозга есть уникальная способность обобщать при помощи речи бесчисленные зрительные, звуковые и другие сигналы, поступающие из внешней среды. Все это носит название второй сигнальной системы и по сути составляет основу нашего мышления. Вторая сигнальная система формируется только через речь — поэтому так важно вести с ребенком диалог. Уверена, вы с первого дня жизни ребенка только и делали, что разговаривали с малышом, хотя он толком не мог вам ответить!

Магия слов в том, что они влияют и на нашу первую сигнальную систему, то есть на способность воспринимать внешние импульсы «в чистом виде», без обобщения и синтеза. Если, глядя на вечернее закатное небо, мы начнем произносить оттенки, которых, возможно, в нем сразу и не увидишь, — фиалковый, бирюзовый, оранжевый, зеленый, золотой, лососевый, — то сможем в следующую секунду разглядеть их, выделить из всей небесной палитры.

Итак, самый сильный вклад в развитие мышления ребенка — это вербальный контакт. Но можно ведь говорить с ребенком не только словами! Есть же картинки, схемы, системы знаков, жестов, касаний — и все это кора больших полушарий головного мозга сумеет проанализировать и обобщить. Прекрасная тренировка!

Что еще можно делать, чтобы развить мышление дошкольника? Играть в шахматы. Придумывать свои языки и системы знаков: если делаем рукой так, это значит «мне грустно», если вот так — «я волнуюсь». Пишите друг другу записки: если ребенок пока не освоил письмо, можно придумать свой язык символов: красный круг — срочно приходи и поиграй со мной, красный квадрат — я очень сердит, зеленый круг — пошли гулять, синий круг — пошли в магазин…

Самое полезное, что мы можем сделать, — это быть крайне внимательными к нашим словам. Каждый раз, когда хочется назвать ребенка оболтусом или растяпой, подумайте, что это тот самый фиалковый оттенок на небе: стоит только назвать — и мы разглядим это в реальности. Может, приятнее будет разглядеть, что наш ребенок храбрец, молодец, герой, упорный, старательный, что у него есть успехи?

Давайте обсудим три основных типа мышления, которые пятилетнему ребенку будет полезно развить: креативное, логическое и критическое мышление.

Развивающие занятия с ребенком

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ — это сложный, поистине магический процесс, когда наш мозг собирает из имеющихся у него «кирпичиков», то есть сигналов из первой сигнальной системы, нечто совершенно новое.

Креативное мышление включается, когда человек сталкивается с любой новой задачей или ситуацией. Мы пока не знаем, как действовать, не овладели алгоритмом, у нас мало информации, но в этих условиях мы пытаемся создать подходящее решение.

Игра 1. Применение предметов

Берем любой простой понятный предмет: тарелку, молоток, палку, колесо, вилку. По очереди называем и описываем способ применения этого предмета. Например: с тарелки можно есть. Тарелку можно подставить под цветочный горшок. На тарелке можно рассыпать бусинки, чтобы не укатились. Тарелкой можно накрыть пятно на скатерти, чтобы никто не видел. Тарелку можно разбить и сделать мозаику… И так, пока у вас не иссякнет воображение. Предупреждаю: игра может развиться до невероятных уровней сложности. За лучшие способы применить предмет можно выдавать друг другу призы: например, это может быть орешек, вкладыш или поцелуй.

Игра 2. Соединялка

Игра посложнее: берем два предмета и «собираем» их воедино в некое волшебное изобретение. Например: лист бумаги может соединиться с покрывалом, и тогда дети могут прямо на своей кровати рисовать фломастерами, а потом в стиральной машинке рисунки стираются, и можно начинать снова. Или — соковыжималка может соединиться с радио, и тогда вместо шума мотора мы будем слышать музыку. Обязательно предлагайте ребенку свой способ: это полезно и для вас, и для него. Нужно быть критичным и к своим изобретениям.

Если играть по классическим правилам сложно, можно начать с простого: соединять два очень разных слова в одном предложении. Так мы разовьем речь и тоже укрепим креативное мышление.

Игра 3. Облака и кляксы

Универсальная игра для детей и взрослых, позволяющая развить ассоциативное мышление (зона, смежная с креативным мышлением). Рассматривайте облака и придумывайте, какое облако на что похоже. Сначала только называйте объекты, потом постарайтесь усложнить задание: скажите, какое настроение у того облачного замка или бегемота, грустный ли этот воздушный змей или веселый, а вон та туча, за которой прячется гигантский теплоход, — она сердитая или скорее сама напугана? На следующем этапе попробуйте про каждую тучку, в которой вы нашли хороший образ, рассказать короткую историю. Почему она такая грустная, почему такая веселая, почему летит налево, а не направо, а что там к ней за странный барашек прицепился…

Если небо выдалось ясное, рисуйте кляксы и узоры: в них тоже можно найти целый зоопарк диковинных животных и массу поводов для новой сказки.

Игра 4. Внутренний мир предмета

Нарисуйте на большом листе бумаги простой предмет: яйцо, ящик, дом. Затем попросите ребенка нарисовать, что может быть внутри этого объекта, — только чур не рисовать очевидного! За цыпленка внутри яйца можно получить всего один балл, за маленького крокодила или черепашку — уже два очка, а если в яйце спит ребенок или подрумянивается пирожок — можно получить и больше баллов. Хорошо, если ребенок придумывает остроумные мелкие детали сюжета: у маленького крокодила в яйце может быть спальня, гостиная, столовая; внутри дома могут, кроме комнат, оказаться мышиные норки, лазейки домового, дома для насекомых, зарытые клады… Внутренний мир картинки может быть и совершенно парадоксальным: задача только в том, чтобы в заданных широких рамках создать то, чего нет, нарисовать то, чего не видно.

Основа креативного мышления — признание разных вариантов и возможностей. Если рядом с ребенком рисует мама, в точно таком же ящике размещая совсем другие объекты, у ребенка возникает перед глазами живая иллюстрация вариативности мира.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — это способность сомневаться, видеть противоречия, верифицировать, уточнять, искать разрывы и ошибки... В общем — это ювелирная работа мозга, тестирование мира на достоверность.

Критическое мышление напрямую связано с вниманием: нужно уметь заметить некоторые детали, чтобы усомниться в предоставляемых фактах. Поэтому, развивая внимание, мы пополняем копилку критического мышления. Но чтобы этот механизм заработал, бывает нужно показать ребенку, что не все вокруг истинно и непоколебимо. Для этого есть несколько специальных игр.

Игра 1. Поймай меня!

Интерес в том, чтобы эта игра сама по себе была неожиданностью и включалась всегда, когда вы о ней вспомните. Не напоминайте ребенку о том, что вы в нее играете: просто скажите, что иногда вам хочется вот так почудить. Суть игры в том, чтобы «подложить» ребенку какую-нибудь противоречивую странность. Например, вы читаете давно известную сказку про Красную Шапочку и вдруг называете ее не красной, а малиновой, или черной, или зеленой. Или — вы готовите омлет, который ребенок любит, а зовете его есть кашу. Мы ждем, что ребенок вас «поймает»: скажет, что вы ошиблись, или просто произнесет стоп-слово, например, «Шалишь!» или «Пара-выра, мама снова чудит».

Игра 2. История с ошибками

Вы начинаете рассказывать ребенку сказку о нем самом. Почти все рассказываете правильно и складно, но кое-где допускаете ошибки. Например, ребенок больше всего любит киндер-сюрпризы, а вы скажете, что он больше всего любит мармелад. Можно допустить логическое несоответствие: сказать, что погода была плохая, поэтому вы не стали брать с собой зонтик. Или вы пошли в магазин, поэтому у мамы не было с собой телефона (а какая связь?). В этой игре можно заранее договориться о том, сколько ошибок вы заложите. Пусть ребенок либо сразу говорит «стоп», как только услышит ошибку, либо старается запомнить все, что его удивит, и затем выкладывает полный список найденных несовпадений.

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Оно показывает прямую взаимосвязь между явлениями, помогает устанавливать причинно-следственные связи.

Если чашку уронить на пол, она разобьется. Когда видишь осколки на полу, то понимаешь, что чашка, по всей вероятности, разбилась. Вроде все так просто — но как часто мы, будучи взрослыми, допускаем логические ошибки, связываем процессы и явления, которые никак между собой не связаны. Назначаем причиной еще одно следствие или просто меняем местами причину и следствие. Если прямо сейчас разобраться с причинами и следствиями, то потом будет меньше риска себя обмануть.

Хорошо развитое логическое мышление позволит нам думать на ход вперед, прогнозировать, предугадывать события и готовиться к ним.

Игра 1. Убери лишнее

Даем три простых высказывания о каком-либо предмете: два отлично вяжутся вместе, третье — лишнее. Например: мячик резиновый, мячик синий, мячик может разбиться. Ребенок выбирает, какое высказывание лишнее, и по возможности объясняет: раз мячик резиновый, он не может разбиться.

Другой вариант: у нас есть два колпака разных цветов. На мне надет зеленый. На тебе тоже надет зеленый. Хорошая реакция ребенка: эй, так нечестно! Я же не могу сказать, кто из нас на самом деле в зеленом колпаке. Сойдет и такая: неправильным может быть любое высказывание. Либо у нас колпаки одного цвета, и тогда верны второе и третье, либо вычеркиваем второе или третье — все равно получается верно.

Игра 2. Восстанови последовательность

Любимое задание на школьных «знакомствах» перед поступлением в первый класс. Есть четыре картинки, которые складываются в единую историю, надо только восстановить последовательность событий. Картинки можно даже не рисовать: достаточно придумать нехитрую цепочку из трех, четырех или пяти событий, написать эти предложения и прочесть вразнобой.

Например: сначала берем кастрюлю. Потом помешиваем ложкой, пока не закипит. Потом всыпаем крупу, соль, сахар и ждем десять минут. Потом вливаем стакан молока и доводим до кипения. Ну что, получилась каша? А где же мы ошиблись? А давай сварим кашу и посмотрим, как должно быть на самом деле…

Игра 3. Найди преступника

Играем в Шерлока Холмса! Рисуем на листе бумаги несколько героев (начать можно с трех). Пусть у каждого из них будут какие-нибудь особые опознавательные знаки: один ходит в шляпе, у другого длинные волосы, у третьего огромные ноги, а еще это могут быть монстры с разным количеством глаз, ушей, зубов и ног. Затем загадываем одного из них и описываем тремя-четырьмя предложениями: он никогда не носит шляпу, ему нужны ботинки очень большого размера, он предпочитает стоять всегда с краю. Или посложнее: ему на день рождения подарили резинки для волос (значит, волосы длинные), ему мало двух перчаток (значит, у него больше рук) и он не в середине.

Игра 4. Тайный язык

Придумывайте шифры и используйте их в играх: можно писать друг другу зашифрованные письма, рисовать на асфальте никому, кроме вас, не понятные заклинания, можно даже устроить квест по всей квартире, где нужно переводить указания и маршруты с одного языка на другой.

Развиваем память у детей

Память

На нее принято жаловаться — это делают и школьники, и родители. Забыл тетрадь дома, забыл поесть, забыл дописать работу, забыл, как выполняется такая задача. При этом есть вещи, которые мы помним ясно и четко в течение долгих лет. Помним стихотворение, с которым сорвали аплодисменты на уроке. Помним, как сняли с дерева котенка и как нас потом за это благодарили. Помним, как стыдно было выйти к доске и не решить элементарную задачу. И уж точно на всю жизнь мы запоминаем мчащийся прямо на нас автомобиль или тот ужас, когда мы впервые застряли в лифте и погас свет.

Наверное, уже понятно?

Мы хорошо запоминаем то, что вызвало у нас сильный эмоциональный отклик. То, что было серым, скучным, никаким – сразу сливается с общим фоном, а то, что было очень веселым, удивительным, ярким, страшноватым, возмутительным – остается в памяти надолго.

Для учебы полезно, чтобы на память работали положительные эмоции. Не очень полезно запоминать правила русского языка в сцепке со страхом и тревогой, а математику — в сцепке с гневом и яростью. Лучше, если все это вызывает удивление, воодушевление, радость, гордость. Об этом и постараемся помнить, придумывая ребенку задания на тренировку памяти. Возможно, в этом причина неудач ребенка во время тренировки памяти при помощи обучающих картинок: безликие, ни о чем не говорящие рисунки из книжки запомнить сложно, даже если смотреть на них десять минут и потом вспоминать, закрыв ладонью.

Игра 1. История игрушек

Положите на стол пять любых предметов: зайца, медвежонка, шариковую ручку, маркер, коврик, губную гармошку и т. д. Попросите ребенка составить короткий эмоциональный рассказ, такой, чтобы все предметы были вовлечены в действо и по возможности испытывали какие-то чувства: они поссорились, подружились, были рады друг другу, нарисовали маркером дерево, написали шариковой ручкой письмо турецкому султану и т. д. Затем попросите ребенка выйти из комнаты и назвать все предметы, используя получившийся рассказ. Тренируем речь, осваиваем навыки мнемоники, эмоционально наполняем совершенно случайные предметы и объекты.

Игра 2. Сенсорная прогулка

Чаще всего, тренируя память, мы используем объекты, только что возникшие перед нами. Специально кладем игрушки, специально открываем картинку. А что, если вызвать в памяти то, что мы видим каждый день, но как будто не замечаем? Сенсорная прогулка — игра на стыке внимания и памяти. Предложите ребенку завязать глаза платком или закрыть плотной маской и пройти привычный путь (в магазин, в детский сад, на занятия, из детского сада домой, в аптеку) вслепую. По дороге вы будете вспоминать, какие объекты вы проходите прямо сейчас, что вас окружает: вывески, дома, дорога, светофор, трамвайные пути, магазины, скверы, детские площадки… Ребенку будут помогать звуки, запахи, сенсорика, координация (где-то нужно шагнуть на тротуар, где-то свернуть налево). Можно устраивать такие прогулки регулярно, раз в две недели, и тогда ребенок будет готовиться к следующей прогулке, стараться запомнить разные детали, которые встречаются ему по дороге.

Развиваем внимание у детей

Внимание

Если на память часто жалуемся мы сами, то о нашей невнимательности чаще всего говорят окружающие. Сколько раз за детство приходится услышать, что ты рассеянный, плохо слушаешь на уроке, не слышишь, как воспитательница дает команду спать… Между тем наше внимание включено постоянно. Нас плотным кольцом окружают звуки, запахи, движущиеся и статические объекты… Наше внимание старательно впитывает все, что ему попадется, — иногда в ущерб голосу мамы или папы, которые говорят тебе что-то важное, но сливаются с общим гулом и фоном из смыслов.

Обычно наше внимание фокусируется на том, что нам интересно. Еще — на том, что отличается от общего фона. Например, светлое на темном нам заметить легче, чем на пестром. То же самое происходит со слухом: если мы едем в трамвае, где одновременно разговаривают десять человек, то наш слух быстрее вычленит самый низкий голос, самый высокий, а также тот, который говорит медленно на фоне быстрой речи окружающих, или, например, говорит тихо среди громко кричащих. Мы цепляемся за отличия, и это всегда стоит учитывать, давая ребенку задачи на внимание. Скучное и обычное ребенок не заметит — и это закономерно!

Игра 1. Найди и собери

Сейчас книжные издательства выпускают множество таких книг — а вы попробуйте работать по тем же правилам с окружающей реальностью. Выходя на прогулку или в детский сад, договоритесь найти по дороге шесть черных предметов. Или пять разных видов деревьев. Или десять машин разных марок. Или любое количество предметов, чем больше, тем лучше, но пусть это будут предметы из дерева. Поищите буквы, цифры, шапки на прохожих — фантазии хватит на много дней. Обязательно проверяйте, сколько чего вам удалось добыть за один «сеанс охоты». Если вы хотите, чтобы упражнение было еще и на тренировку памяти, попросите ребенка не выкрикивать сразу, когда вы видите черный, деревянный или какой-то еще нужный предмет, а запомнить их все и назвать уже потом, когда вы вернетесь домой.

Игра 2. Что изменилось?

Расставляем на столе или на полу пять-семь разных предметов. Просим ребенка посмотреть на них внимательно, а затем выйти из комнаты. Совершаем быструю перестановку предметов: убираем медвежонка и вместо него кладем зайчика (такую подмену обычно легко найти) или меняем местами стакан с карандашами и бутылку с водой. Затем снова впускаем ребенка в комнату и просим ответить, что изменилось. Самый глубокий эмоциональный отклик упражнение получает в тот момент, когда дети и родители меняются местами. Вы будете поражены тому, как трудно бывает сосредоточиться на каких-то пяти машинках и двух карандашах. Тем лучше: это поможет с пониманием относиться к трудностям, которые преодолевает в настоящий момент ваш ребенок.

Игра 3. Найди особенное

Нарисуйте на листе бумаги десять яблок в ряд, среди которых пусть окажется одна груша. Как быстро ребенок сможет найти и обвести ее? А если спрятать две груши среди двадцати яблок? А если раскрасить все плоды одинаково — легче станет или тяжелее? Попробуйте поиграть так с ромбами, «затерявшимися» среди треугольников, или с корабликами, которые спрятались за машинками. Особенный предмет может быть особенным по форме, по цвету, по любой незначительной детали (наличие плодоножки у яблока, отсутствие колеса у машинки). Следите за тем, как ребенок выполняет задание, на какие детали обращает внимание. Не давайте однотипные задания — старайтесь удивить!

Статья предоставлена издательством «Питер»

Книга Виктории Шиманской



Отрывок из книги Виктории Шиманской «Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими»




Вам также будет интересно
Выбираем телевизорЧитать статью
Серебряная цепь как единственное украшение в образеЧитать статью
Детский праздник на теплоходеЧитать статью
Все о предлежанииЧитать статью
Чепчики на выписку новорожденногоЧитать статью
Готовим иммунитет летомЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.