Похвала и наказание помогают воспитывать детей, прививать им те или иные положительные качества. Но иногда взрослым кажется, что они слишком часто и много хвалят кроху, который от этого становится требовательным и капризным. Где та самая золотая середина между «кнутом и пряником»? В общем, как правильно хвалить ребенка? За ответом на этот вопрос мы обратились к психологу Центра практической психологии Института психоанализа Сергею Викторовичу АНИСИМОВУ.
Только представьте себе, по мнению многих психологов, ребенок — полиморфное извращенное существо. Что это означает? Да то, что он способен совершить любой поступок, лишь бы получить объект своих желаний. У малыша нет понятия о нормах морали, которые ограничивают нас, взрослых. Поэтому похвалы служат для него единственным ориентиром в мире ценностей, показывая, «что такое хорошо и что такое плохо».
Всем известно, что в основе воспитания лежит метод кнута и пряника — похвала неразрывно связанная с наказанием. Поэтому родители всегда должны помнить, что похвала исходит из «противовеса» — из того, что запрещается. Например, если ребенку не разрешают пить воду из-под крана, надо хвалить его так: «Какой ты молодец, что пьешь кипяченую воду!»
Порой взрослым очень сложно выбрать критерий оценки — за что хвалить, а за что ругать. Как, допустим, относиться к слишком шустрому ребенку? Если мама сама бойкая и подвижная, то вполне естественно, что она будет довольна своим энергичным малышом. А вот другая женщина — малоподвижная и неактивная — станет раздражаться. Понятно, ей хотелось бы, чтобы ребенок был таким же медлительным и чинным, как она сама. В такой ситуации нужно постараться сохранить объективность, как бы посмотрев на поведение ребенка глазами
другой мамы.
Ну и, конечно, любая похвала нуждается в подкреплении поступками. Очень важно, чтобы родители соответствовали выбранному ими критерию оценки поведения, жили согласно собственным принципам. Ведь поступки действуют сильнее, чем слова. Малыш вырастет достойным человеком, если папа и мама будут вести себя адекватно. Рано или поздно дочь начнет копировать поведение матери и, если та поливает грязью даже лучших подруг... Тут уже не важно, хвалит ли женщина свою дочь, когда та говорит о людях хорошо, или нет. Как говорится: «Яблочко от яблони...».
Очень часто через похвалу и наказание родитель передает ребенку и собственные проблемы. Что называется, «перекладывает с больной головы на здоровую».
Вот случай из практики. Одна двадцатисемилетняя женщина погрязла в личных неурядицах. Она не могла выразить свои чувства и эмоции и либо гасила их, либо излишне «выбрасывала». Столь же неадекватно мама реагировала и на собственного ребенка. Воспитывала его, как монаха. Хвалила, когда он был сдержанным, молчал. А за малейшую шалость наказывала. В результате такого «воспитания» к четырем годам кроха превратился в заторможенного, запуганного и отстающего в развитии человека.
Кстати, если говорить о сдержанности, нужно отметить, что во многом зависит от общественных устоев. В России, например, сдержанность порой даже переходящая в смирение всячески поощряется и поощрялась во все времена. У нас принято «замечать» тех, кто покорно принимает боль, учить безропотно терпеть происходящую в обществе несправедливость. Таким образом, мы пусть и непроизвольно воспитываем ребенка, который не может защищать себя и свои права. На Западе общественные устои прямо противоположные. Там хвалят и поощряют за проявление собственной воли, независимости и индивидуальности.
Что вернее? Трудно сказать. Здесь имеет смысл говорить о той самой «золотой середине».
Хвалить всегда, хвалить везде...
Часто родители задают вопрос: сколько можно хвалить за хорошие поступки? На мой взгляд, это должно регулироваться внутренним чутьем самого воспитателя, его представлениями о добре и зле и реакцией со стороны ребенка. Только помните: если вы будете поощрять малыша слишком часто, он перестанет обращать внимание на похвалу, она потеряет для него свою воспитательную силу.
Частые и — самое главное — незаслуженные «поглаживания» приводят к тому, что ребенок будет ждать хорошего отношения к себе независимо от своего поведения. Так, например, слишком много восторгаются и умиляются поступком своих детей, изливая на них всю свою нерастраченную нежность одинокие мамы. В результате малыш ожидает такого же отношения от других людей и очень тяжело переживает, когда не получает этого.
Особенно остро встает вопрос о похвале в многодетных семьях. Если родители распределяют свое внимание между детьми неравномерно, то ребенок, которого мало «отмечают», может начать завидовать своим обласканным братишкам и сестренкам. Это, естественно, приводит к обострению конкурентной борьбы, соперничеству.
Что интересно, похвала посторонних людей имеет для ребенка лишь косвенное значение. Для совсем маленьких детей важна только оценка со стороны матери и отца. Но, чем старше ребенок, тем более значимо для него мнение людей со стороны. Она служит для маленького человека подтверждением того, что он нормально взаимодействует с окружающим миром.
Хвалить малыша нужно всегда за одни и те же поступки. Причем последовательность должны проявлять оба родителя. Стоит хоть раз отругать кроху за то, за что в прошлый раз хвалили, — и «поведенческий рефлекс» не
закрепится. Это очень важно, ведьреакция взрослых на один и тот же поступок ребенка часто зависит от их настроения. Детям же необходимо постоянство. Им надо точно знать, как себя вести.
Похвала и наказание — две стороны одной медали. И того, и другого должно быть в меру... Или нет. Похвалы все-таки должно быть больше. Людей, которые скажут вашему ребенку, что он не самый красивый, не самый умный, к сожалению, в жизни будет достаточно. Родители — исключение. Именно они должны дать ребенку заряд уверенности в себе и в будущем дне.