Поиск

Малыш с моторчиком

07/10/2008
ПЯТАЙКИНА Наталия
930

гиперактивный ребенок

 

Врачи отмечают, что подобные тревожные знаки часто появляются к трем годам, когда ребенок начинает посещать детский сад, а выраженные нарушения поведения отмечаются позже, годам к семи, т. е. к началу обучения в школе. Эта закономерность объясняется просто: мозг ребенка не способен справиться с новыми психическими и физическими нагрузками, которые предъявляются ему в саду и школе. Дело в том, что три и семь лет — критические периоды для становления центральной нервной системы у детей. Повышение нагрузок как бы провоцирует появление нарушений поведения. Например, три года соответствуют началу активного развития внимания, памяти, речи, а семь лет — формированию произвольного внимания, целенаправленного поведения, самооценки и самоконтроля. Поэтому родителей дошкольников 3-5 лет с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью беспокоят, прежде всего, возбудимость ребенка, его повышенная эмоциональность, хаотичная двигательная активность, вопиющая рассеянность и импульсивность. У детей младшего школьного возраста 7-10 лет на первый план выступают трудности обучения, школьная неуспеваемость и нарушения поведения. То есть нервная система гиперактивных детей не успевает в буквальном смысле «дозреть» до того, чтобы справляться с систематическими нагрузками как в саду, так и в школе.

Кроме того, врачи отмечают, что заболевание больше распространено среди мальчиков, чем среди девочек. Конечно, доктора, учителя и психологи — обычные люди и более склонны видеть «нарушителей дисциплины» именно среди мальчиков. Однако существуют и научные объяснения такой закономерности: во-первых, природа распорядилась так, что еще до рождения плод мужского пола более уязвим по отношению к различным вредным воздействиям. Во-вторых, особенности нервной системы мальчиков таковы, что симптомы нарушения поведения проявляются у них раньше, чем у девочек, то есть примерно с 3-4 лет, что и заставляет родителей обращаться к врачу еще задолго до поступления ребенка в школу. У девочек гиперактивность встречается реже, нарушения поведения проявляются позже, чаще всего в младшем школьном возрасте. Для них больше характерны невнимательность и эмоциональная неустойчивость, чем двигательная активность.

 

Откуда взялся дефицит?

Что же является причиной появления и развития у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью? Не смотря на многочисленные исследования, окончательной ясности в этом вопросе пока нет. Однако все точки зрения специалистов на причины заболевания можно разделить на три большие группы.

К первой группе можно отнести, прежде всего, патологию беременности и родов (токсикозы и инфекционные заболевания во время беременности, принятие будущей матерью больших доз алкоголя, курение, травмы в области живота, осложнения, связанные с процессом родов и неправильным положением плода). Имеет значение и возраст родителей: риск развития патологии велик, если возраст матери во время беременности был меньше 19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал 40 лет. Любые заболевания в младенчестве, которые сопровождаются высоким подъемом температуры и принятием сильнодействующих лекарств также повышают риск возникновения стойких нарушений поведения. Психологи отмечают, что на еще не родившегося ребенка отрицательно влияют стрессы и психотравмы, перенесенные матерью во время беременности.

Ко второй группе «факторов риска» возникновения гиперактивности относят наследственную предрасположенность, которая выявлена у 10-25% детей. То есть родители определенной части гиперактивных детей на приеме специалиста нередко говорят, что в детстве у них наблюдались те же особенности поведения, что и у их ребенка.

В третью группу причин возникновения синдрома гиперактивности с дефицитом внимания входят такие факторы, как особенности питания ребенка с первых месяцев жизни и наличие искусственных пищевых добавок в продуктах. Особенно актуальна эта проблема сейчас на Западе.


Вывод прост: синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание, а не следствие «избалованности» или «детской непосредственности». Ребенок не виноват, что он «проблемный». А ведь о том, что ребенок с трудностями в поведении нуждается в лечении, не всегда знают даже врачи, а тем более родители и педагоги. Поэтому задача взрослого быть внимательным и чутким, понять такого малыша. Это позволит вовремя прийти на помощь, обратившись к специалистам. Ждать, когда дети «перерастут» это состояние, не стоит. Такое происходит далеко не всегда, а промедление в лечении может привести к более серьезным нервно-психическим заболеваниям.
Как же можно помочь такому ребенку? Есть два важных момента: первое — в лечении детей должны принимать участие педиатр, психолог, педагог и, конечно, родители. Второе — нужно знать и быть готовым к тому, что добиться исчезновения таких симптомов, как импульсивность, невнимательность и гиперактивность за несколько недель или даже месяцев невозможно. От всех участников лечения потребуется немало сил и терпения.

 

Терпение и минимум ограничений
Малыш не может самостоятельно справиться с собой, и все, что он делает, он не нарочно, не с целью довести или позлить. Родителям «непослушного моторчика» врачи объясняют, что улучшение состояния во многом зависит от спокойного, доброжелательного и последовательного отношения к нему. С одной стороны, конечно, нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. С другой стороны, количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Такого сорванца необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Простые средства в виде распорядка дня (обязательно согласованного с ребенком), записок с напоминаниями (их можно оформить веселыми рисунками) помогают привить крохе навыки планирования его дел. Взрослым не надо скупиться на поощрения и небольшие призы, если сын или дочка правильно себя вели и сумели выполнить какие-то новые задания. Обстановка дома должна быть доброжелательной и спокойной. Вокруг гиперактивного малыша по возможности не должно быть отвлекающих и раздражающих предметов и шумов. Желательна отдельная комната, не перегруженная мебелью, без ярких отвлекающих картинок на стенах, со спокойным интерьером, без телевизора и компьютера. Родителям следует оберегать ребенка от переутомления и чрезмерного возбуждения. Не надо посещать места больших скоплений людей: рынки, массовые гуляния, магазины. Во время игр лучше ограничивать чадо одним товарищем, избегая беспокойных, шумных приятелей. Необходимо вместе с тем давать отпрыску возможность расходовать его бьющую через край энергию, направив ее в мирное русло: полезны длительные прогулки, занятия ритмикой, танцами, нетравматичными видами спорта, например, плаванием, у-шу.

 

Бунтовщик на корабле
В целом, похожие рекомендации можно дать и педагогам, работающим с такими «несносными» детьми. Проблемного ребенка лучше посадить не на «галерку», а на первую парту, чтобы он находился перед глазами воспитателя. Так и педагог может следить за его работой и вовремя оказать помощь, и сам ребенок имеет возможность быстро обратиться к преподавателю в случаях затруднений. Можно извлечь и определенную пользу из «энергичности» гиперактивных детей, например, попросив их во время занятия собрать тетради, раздать краски, пластилин.
Однако одного изменения отношения к ребенку недостаточно для того, чтобы изменилось его поведение и улучшилась успеваемость. Нейропсихологи считают, что необходима еще и продуманная коррекционная работа. Чаще всего в виде индивидуальных занятий. Они обычно направлены на то, чтобы преодолеть не только нарушения внимания, но и свойственные этим детям дефекты памяти, наглядно-образного мышления, ориентировки в пространстве, приводящие к ошибкам в письме, счете, чтении. Кроме того, при нарушениях речи (заикание, дизартрия, дефекты звукопроизношения) гиперактивным детям необходимы занятия с логопедом.
Медикаментозная терапия занимает очень важное место в лечении и назначается по индивидуальным показаниям, но не раньше, чем ребенку исполняется 6 лет. При этой терапии в первую очередь показаны препараты, которые оказывают стимулирующее действие на внимание, память, контроль за деятельностью. Однако выбор препарата и его дозы строго индивидуальны, и все вопросы, связанные с назначением лекарств, решает только врач!
В заключение хочется сказать: такие дети доставляют много проблем родителям и педагогам. И все-таки вовремя и грамотно оказанная помощь дает свои плоды. Правда, количество затраченных усилий и нервов взрослых зачастую не соответствует ожидаемым темпам улучшения состояния ребенка. Поэтому запаситесь терпением, мудростью, юмором, и тогда ваши усилия будут вознаграждены.


Боюсь на всякий случайЧитать статью
Советы детского невролога родителямЧитать статью
Можно ли научиться играть на гитаре без преподавателя?Читать статью
Педиатр поможет ребенку вырасти здоровым!Читать статью
Студия красоты. И вы не отразимыЧитать статью
Детская брендовая одежда в бутике «Даниэль»Читать статью

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.