Когда ждала ребенка, думала, что буду
сидеть с малышом до школы. Строила грандиозные планы воспитания. Умные книжки
научили правильному уходу за малышом и развивающим играм. Психологи прожужжали
все уши про то, как важно малышу проводить много времени с мамой. Но однажды в
дом пришла действительность...
Даже три года — очень большой срок. За это
время глава семьи может несколько раз начинать новое дело и хотя бы один —
потерять работу. И не так уж много найдется сейчас семей, где мама имеет
возможность сидеть с малышом дома лет пять—семь. Получив очередную смехотворную
дотацию на ребенка, однажды начинаешь задумываться о работе.
И вот тут-то обнаруживаешь: пока ты сидела
дома, ситуация в твоей профессиональной сфере изменилась так сильно, что нужно
начинать все заново. А прошлый, «до ребенка», опыт сложно использовать даже как
аргумент при найме на работу.
Прими единственно верное решение
Вопрос о том, выходить на работу или
сидеть с ребенком и в какой пропорции делить свое внимание и силы, — это
вопрос, который каждая женщина должна
решить для себя сама. На каком-то этапе нужно прислушаться к себе и понять, где
лежит сфера ваших интересов? А можете ли вы полностью реализовать себя в воспитании
вашего малыша и домашнем хозяйстве?
Поговорите с людьми, которым доверяете.
Найдите женщин, которые успешны и хорошо выглядят. Как они воспитывали своих
детей? Обратите внимание на тех, чей подход к воспитанию детей вам не нравится.
И попытайтесь понять — почему?
Принципиальная схема принятия решений
Если вы хотите принять именно правильное
решение, чего бы оно ни касалось, делайте это по этапам:
«Так жить нельзя!»
«Жить надо по-другому! Жить надо так...»
«Для того, чтобы жить так, как я хочу, мне
нужно следующее...»
«Какими ресурсами я могу воспользоваться,
чтобы жить так, как мне надо?»
«Как добиться своей цели? План действий».
Теперь последовательно пройдемся по этой
схеме, исходя из того, что этап первого осознания вы уже миновали и решили: «Так
жить нельзя! Надо работать...»
Определим зону интересов
Когда закончился этап консультаций и
изучения чужого опыта, забудьте на время о чужих мнениях. Нужно детально
разобраться в своих желаниях, чтобы определить свои внутренние приоритеты.
Если вы уверены, что муж способен соблюсти
ваши интересы и умеет все правильно взвешивать, обдумайте все вопросы вместе.
Почему вы именно теперь стали задумываться о работе? Какие причины натолкнули
вас на эту мысль: финансовые проблемы, ощущение собственной нереализованности
или желание быть независимой от мужа? Насколько комфортна для вас роль
домохозяйки сейчас и в перспективе на ближайшие пять лет?
Готовы ли вы и ваша семья к изменениям?
Самый важный момент, в котором нельзя
ошибиться: насколько ваш малыш готов к тому, чтобы проводить с мамой меньше
времени?
Если ребенку меньше года, лучше все-таки
посидеть с ним до того момента, когда он станет меньше зависеть от вас. Замена
мамы другим человеком в этом возрасте (особенно если не все пройдет гладко)
может создать серьезные психологические проблемы.
В полтора-два года малыш более спокойно
переносит, когда вас время от времени заменяет другой человек. Но общаться со
сверстниками в том объеме, как это происходит в детском саду, ему еще трудно.
Поэтому, если есть возможность, найдите няню.
Если ребенок приближается к детсадовскому
возрасту, нужно оценить:
- насколько он может самостоятельно
справляться с едой, одеванием и туалетом;
- насколько малыш легко общается со
сверстниками, с другими взрослыми; легко ли он адаптируется к новым условиям;
может ли он постоять за себя;
- часто ли ребенок болеет? Обязательно
обсудите с педиатром, можно ли отдать малыша в детский сад.
Вторая проблема касается ваших отношений с
мужем. Попробуйте выяснить:
- что думает муж по поводу вашего желания
работать;
- если он не проявляет особого восторга,
нужен вам «консенсус» или не очень; если вы поступите по-своему, насколько
фатально это скажется на ваших отношениях.
Оценим наши возможности
Материальные ресурсы:
Есть ли у вас возможность сидеть с
ребенком, не занимаясь зарабатыванием денег? Насколько стабильны ваши отношения
с мужем? Кто еще помогает вам материально (например, родители)?
Кто вам помогает по хозяйству?
Насколько ваш муж помогает вам по дому?
Насколько активно участвуют бабушки в воспитании внуков? Когда вы выйдете на
работу, сможет ли кто-нибудь помогать вам больше, чем сейчас?
Ресурс времени:
Можно ли решать несколько проблем
одновременно? Какие домашние дела требуют от вас больше всего времени? От каких
забот о ребенке вы принципиально не откажетесь? Что вы не можете и не хотите
никому поручать?
После того как вы ответите на все эти
вопросы, картина станет много яснее. И после некоторых раздумий вы наверняка
придете к какому-то решению. Будьте готовы к тому, что независимо от ваших
желаний и усилий всегда найдется кто-нибудь, кто намекнет вам, что вы
недобросовестная мать и несерьезно относитесь к своему самому главному делу.
Найдутся и те, кто будут радостно прыгать
вокруг вас и восхищаться: «Какая ты замечательная, как все у тебя хорошо! Как
это здорово — сидеть дома и всю себя отдавать малышу!»
Кажется, что-то не так?
Вы уже начали работать... И вдруг ловите
себя на ощущении вины перед малышом или мужем. Остановитесь и подумайте: почему
вы чувствуете себя виноватой, почему начинаете оправдываться перед собой и
другими? Возможно, причина в том, что близкие трудно привыкают к вашему
постоянному отсутствию. А может быть, кто-то из недоброжелателей вас чем-то
попрекнул?
Но предположим, вы чувствуете какие-то
другие причины — например, вы что-то не совсем верно оценили и рассчитали, или,
может быть, сама ситуация изменилась. В этом случае нужно все снова
проанализировать.
Определим приоритеты
Если вы решили «успевать все», но без
истерик и ночных бдений, рано или поздно вы почувствуете, насколько это важно —
планировать. Пытаясь хоть как-то
организовать свое время, чаще всего мы в уме раскладываем все проблемы по
нескольким направлениям. Например, вот так. Малыш: его здоровье; развивающие
игры. Я сама: красота и здоровье; работа. Мой муж и все с этим связанное. Наш
дом и прочее.
Такой подход грешит тем, что в какие-то
моменты вы, увлекаясь одним из направлений, оставляете без внимания все
остальное.
Мы хотим предложить вам другую систему
планирования. Рассматривайте все проблемы комплексно (как это и бывает в
жизни), но при этом выделяйте для их решения конкретный, определенный
промежуток времени — сегодня, эта неделя, этот месяц и т.д.
Знаю как
- На листке бумаги выпишите все свои дела
в том порядке, как они приходят вам в голову, равномерно разбрасывая их по
листу (чтобы было где порисовать). Поставьте сроки там, где они известны.
- Пробегите глазами по написанному и
отследите те дела, которые подсознательно «цепляют» ваше внимание. В первую
очередь среди них могут оказаться проблемы из разряда тех, что уже давно висят
на вашей совести и порядком надоели. Подумайте, сохранили ли они по-прежнему
свою актуальность? Остальные дела из выделенных окажутся срочными и теми,
которых «душа просит». Доверьтесь подсознанию: выделять главное — это одно из
его свойств.
- Обведите отмеченные дела в
прямоугольнички примерно одинаковой площади, довольно крупные. Назовем это
первым уровнем срочности.
Если таких прямоугольничков окажется
больше пяти, это будет уже похоже на легкий цейтнот. Поэтому посмотрите еще
раз: может быть, что-то попало сюда по ошибке.
- Проделайте ту же процедуру с оставшимися
делами — сделайте прямоугольнички поменьше.
Таких степеней вы можете сделать сколько
угодно. Все зависит от того, насколько детально вы все обдумали и взвесили.
Важно, чтобы прямоугольничков одного размера было не более 3—5. По ходу дела вы
можете найти четкую очередность приложения своих усилий, тем лучше — поставьте
цифры.
С непривычки это может показаться вам
муторным занятием. Однако, потренировавшись, вы увидите, как все просто. Можно,
положив лист на стол, заниматься разными домашними делами. А когда в голову
приходят мысли о еще не сделанном, не сокрушайтесь по поводу обилия дел, а
записывайте их на листок. Так к концу приготовления борща на столе будет лежать
более или менее полный список проблем, требующих разрешения. Полученный
результат (равно как и сам процесс работы) совершенно не обязательно кому-то
показывать. Людей, не бывавших в подобных переделках, это может позабавить. Для
вас же это вовсе не смешно, но очень важно.
Стоит, однако, помнить, что «разбросать»
дела по листочку и определить приоритеты еще не значит их сделать. Опасность
составления письменного плана состоит в том, что, будучи записанным, он
оставляет ощущение сделанного.
Марина ИКОННИКОВА
Журнал «КАПРИЗ»