Расстройство эмоциональной сферы, а также нарушение взаимодействия с другими людьми в специализированной литературе получило название «
аутизм». Встречается примерно у 1% всего населения. Признаки аутизма проявляются по-разному, но только специалист может определить степень нарушений в поведении, эмоциональных реакциях.
Известны истории жизни аутистов, которые прославились на весь мир благодаря своим незаурядным способностям.
1. Классификация аутизма
Выделены 4 группы:
— полная отрешенность от происходящего (дети этой группы с раннего детства пассивно передвигаются в пространстве – плывут «по течению», часто у них отсутствует речь, не смотрят целенаправленно, не контактируют с окружающим миром – их аутизм максимально глубок);
— активное отвержение (аутисты данной группы в отношениях с миром находятся на ступень выше, чем дети первой группы: более активны, у них сформированы привычки, распорядок дня, способы контакта с определенным кругом людей, если какой-то «ритуал» или «правило» не соответствует желанию ребенка, то это влечет за собой срывы в поведении);
— «увлеченность» аутистическими интересами (при встрече аутисты данной группы могут произвести приятное впечатление прежде всего блестящей беглой речью, у них богатый словарный запас, узкие интересы/увлечения, но без аналитического мышления, они легко определяют для себя цель, способны выстроить траекторию для ее достижения, но вся проблема в том, что не могут адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, поэтому у них часты срывы в поведении);
— чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия (этот легкий вариант аутизма проявляется в недостаточности возможностей в организации контакта с окружающими людьми: робость в поведении, речь бедна, но присутствуют попытки организовать взаимодействие с миром).
2. Причины аутизма
На сегодняшний день точные причины возникновения и развития аутизма и расстройства аутистического спектра (РАС) у детей неизвестны.
Ученые выделяют следующие факторы влияния:
— наследственность (в течение 10 лет по данным мета-анализов здоровья около 2 миллионов детей в 5 странах Европы подтвердилась версия влияния наследственного фактора);
— возраст родителей (по мере старения больше генетических мутаций);
— осложнения беременности (психоэмоциональные расстройства, болезни, к примеру, ревматоидный артрит);
— неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.
3. Симптомы аутизма
По наблюдениям педиатров, на первом году жизни признаки аутизма никак не проявляются, показатели часто в границах нормы.
Тревожные сигналы начинают поступать от родителей в конце второго или третьего года жизни малыша, когда заметны отклонения в речевом развитии, пассивное взаимодействие, попытки контакта часто неудачны, сложно отвлечь от занятий, переключить на другую деятельность. Складывается впечатление, что ребенок прочно «осел» в своем мире.
Таким образом, в раннем детстве появляются характерные симптомы у детей для формирования той или иной группы аутизма.
4. Действия родителей при диагностировании аутизма
— Прежде всего принять ребенка таким, какой он есть.
— Участвовать в стимулировании его речевой активности, эмпатии, продуктивных видов деятельности.
— Обязательно проводить время в общественных местах.
— Обучать навыкам самообслуживания.
— Не стоит ожидать быстрых результатов, поскольку аутисты медленно «поглощают» информацию, часто беспомощны в ситуации выбора.
— Сегодня в стране открываются центры инклюзивного образования, где специалисты могут подобрать специальную развивающую программу (к примеру, созданы «особенные» театральные студии).
5. Диагностика аутизма
В специализированных медицинских учреждениях, но чаще всего в психиатрических клиниках можно пройти диагностику. К концу второго, третьего года жизни малыша уже явно проявляются признаки, отклонения в речевом, психомоторном развитии.
В ходе диагностики используются следующие методы:
— тест на аутизм (опрос/анкетирование – основной метод, так как присутствуют нарушения языковой функции и проблемы с социальным взаимодействием);
— генетический анализ (изучение генетического материала);
— нейровизуализация (результаты электроэнцефалограммы, МРТ, ПЭТ, спектроскопии).
Комплексная диагностика позволит определить степень развития заболевания и исключить другие психические расстройства.
Согласно статистике, среди пациентов с аутистическим расстройством встречается больше мальчиков, чем девочек. Эксперты полагают, что мальчики более уязвимы из-за генов, отличий в строении мозга, гормонов. У девочек защита мозга идет из-за высокого содержания эстрогенов, у них нет недостатка фолатов, к тому же наличие второй X-хромосомы блокирует развитие психических нарушений. По наблюдениям специалистов, на 4-5 мальчиков приходится 1 девочка. Но особенности в поведении у девочек и мальчиков проявляются по-разному. У девочек встречаются больше тяжелые формы расстройства.
Заключение
Особенности в поведении поддаются коррекции. Важны своевременные мероприятия! Создание в семье благоприятной атмосферы, правильный уход, внимание, постоянная связь со специалистами – это те условия, которые позволят детям с признаками аутизма стать полноценными членами общества.