Двухлетние малыши способны испытывать сильные и яркие эмоции, но контролировать их пока не умеют… Родители должны помочь им научиться этому.
У малыша все просто: чего-то сильно захотел – сделал; разозлился – бросил, ударил, толкнул, испугался – заплакал.
Как же научить ребенка не только понимать эмоции, но и контролировать их?
Первые уроки
Пожалуй, одна из самых главных ошибок родителей – чрезмерная сдержанность. Нередко мы скрываем свои чувства от ребенка. А ведь именно открытость и искренность взрослых лучше сего объяснит малышу, что эмоции бывают разные, и каждая из них по-своему важна. Что-то заставляет нас радоваться, что-то, напротив, грустить. Что-то покажется обидным, что-то – страшным, что-то может разозлить. Не бойтесь говорить ребенку о том, что именно вы чувствуете, что вас что-то не нравится, вы раздражены. С другой стороны, ребенок тоже имеет право на самые разные чувства, и он должен об этом знать.
Очень важно с самого раннего детства постепенно научить малыша следующим вещам:
-
Понимать эмоции и чувства. В этом помогут книги, мультфильмы, беседы, игры.
-
Принимать эмоции. Малыш должен осознать, что испытывать те иди иные эмоции нормально и не стыдно. Мальчики не плачут? Еще как плачут! И ничего страшного в этот нет…
-
Понимать причину. Важно научить малыша честно отвечать самому себе на вопрос: почему я испытываю именно это чувство. Полезно проигрывать с игрушками разные ситуации, в том числе и реальные, которые произошли в ребенком.
-
Правильно выражать эмоции. Малыш злится? Это бывает. Но как правильно выразить свой гнев? Ударить ногой кошку, швырнуть игрушку? А может лучше порвать лист бумаги на маленькие клочки? И вот гнев уже отступил…
Эмоциональные книжки
Одним из самых полезных приспособлений для развития эмоций малыша были, есть и будут детские книжки. Но тут маме нужно постараться и не промахнуться с выбором. Малыш пока еще не очень улавливает смысл прочитанной сказки или истории, но он отлично понимает иллюстрации. Он буквально «считывает» эмоции с картинок. Поэтому важно, чтобы картинки в книге были «живыми». Рассматривая книгу, комментируйте картинки: «Смотри, какой котенок грустный, носик повесил. Чего он грустит? С ним никто не хочет играть? Давай развеселим котенка, погладим его, дадим молочка, поиграем с ним…» Или: «Ой, какой зайка испуганный! Кого он боится? Волка? Смотри, какой волк злой!»
Точно так же можно рассматривать с ребенком фотографии близких людей или даже просто разные фотографии из интернета.
Самая любимая
А знаете, что еще очень важно для развития эмоционального интеллекта? У крохи непременно должна быть самая любимая, самая ценная для него игрушка. Это может быть куколка, плюшевый мишка, зайка, динозаврик и даже машина. Они порой некрасивы, потрепанны, но для малыша они – самые настоящие друзья. Кроха усаживает их с собой за стол, они становятся обязательными попутчиками во всех поездках. Любимая игрушка спит рядом с малышом, только ей доверит он свои радости и печали. Любимец помогает малышу справляться со страхом, гневом, чувством одиночества. И учит его любить, выражать заботу.
Если у малыша еще нет такого «друга детства», сходите вместе с ним в магазин, и пусть он сам выберет небольшую мягкую игрушку, которая ему понравится. В своих пристрастиях малыши руководствуются своими, только им известными мотивами. И друзей выбирают сами. А нам, взрослым, лучше им в этом не мешать.
Игры с куклой-перчаткой
Цель: эмоциональное развитие.
Материалы: кукла-перчатка
Куклы-перчатки станут вашими хорошими помощниками в развитии эмоционального интеллекта крохи. Если у вас нет перчаточной куклы, подойдет любая мягкая игрушка.
-
Наденьте куклу-перчатку на руку, покажите игрушку малышу.
-
Игрушка может прыгать, танцевать, гладить малыша лапкой, «целовать», щекотать.
-
Пусть игрушка расскажет малышу стишок, споет мамины голосом колыбельные песенки, поможет собрать пирамидку и поучаствует в других играх.
-
Если малыш расплакался, игрушки может пожалеть его и вытереть слезки.
-
Показывайте с помощью «перчатки» самые разные эмоции: она может быть веселой, грустной, обиженной, сердитой, испуганной…