Поиск

Не в силе бог, но в правде!

17/08/2021
Александр АНАНИЧЕВ
1100

800 лет святому Александру Невскому


Имя и лицо России

Святой Александр Невский — это имя и лицо России, и не только прошлой, но и настоящей, потому что в своей жизни он сопрягал духовное с материальным, заботу о душах человеческих с устроением Русского государства. Вся его жизнь была наполнена и страданием, и радостью, и скорбью неизмеримой, и духовными победами, и победами земными. Пример мудрого правителя и праведного христианина вдохновляет нас на жизнь по заповедям Божиим, утверждает среди людей непреходящие нравственные идеалы любви и милосердия. Если мы все — и власти, и воинство, и народ — будем идти по пути благоверного князя Александра Невского, у нас будет великая Русь, Святая Русь, место мирной и счастливой жизни людей, исполненное духовных и материальных ценностей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ

Александр Невский

У каждого народа — свои герои, имена которых незабвенны. И чем больше времени от­деляет ныне живущих лю­дей от славных предков, тем зримее связь, соединяющая прошлое с настоящим. На­родные герои, послужив­шие Отечеству, отдавшие за него жизнь — главное достояние любого государства, их подвиги прославля­ются в веках — в устных сказаниях или песнях. С них берут пример, по их звездному пути идут потомки, не боясь затеряться во мгле истории.

Еще незабвеннее подвиг тех му­жей, жизнь которых, будто полднев­ным солнцем, озарена блистающим ореолом святости. Не только сво­ему народу служили они, но и бла­гословенному Богу. Таких героев именуют ангелами-хранителями Отечества, заступниками пред Не­бесным Отцом, к ним в годы смут и лихолетий обращаются с молит­вою о помощи, им возносят хвалу в счастливые времена, их именами награждают детей.

Святая Русь оттого и названа «Святою», что в ней, как ни в каком другом государстве, прославлены сотни, тысячи сыновей и дочерей, праведной жизнью угодивших Богу, положивших «живот свой за други своя». Но имя святого благоверного князя Александра Невского даже в этом звездном иконостасе сверка­ет особенно ярко.

Почему? Да потому что без Александра Невского наша стра­на просто обязана была исчезнуть с политической карты мира. А если бы и сохранила Россия свое имя, то уж точно без Александра Невского не была православной.

Александр Невский, которому Господь отвел на земле всего сорок два года, боролся с глобальными угрозами средневековья. Эти угро­зы сгущались над Русью с востока и запада. Монголы, как известно, к середине XIII века захватили Китай, огнем прокатились по Руси и Европе, остановив своих коней в современной Хорватии, на берегу Адриатического моря.

Но главная опасность двига­лась с Запада. Монголам не нужна была наша вера, им нужны были наши карманы — они собирали богатую дань на просторах Руси. А вот одетым в железные доспехи тевтонским рыцарям понадобилась русская воля и русская душа. С бла­гословения римского папы они шли перекрещивать Русь.

Александр Невский — князь пе­реяславский, новгородский и вла­димиро-суздальский — оказался умнейшим политиком. Обладая стратегическим мышлением, он по­нимал, какая беда движется на нас с Запада — если с востоком можно было замириться и отделаться на­логовыми выплатами, то с Запа­дом невозможен был никакой ком­промисс. Западная агрессия несла смену русского сознания, русского кода, русской идентичности.

Римский папа предложил Алек­сандру Невскому мир. Но какой! Взамен на распространение като­лицизма по всей русской земле. Вспомним знаменитый ответ ла­тинским папежникам: «Слышите, посланцы папские и льстецы пре­окаянные! От Адама и до потоп и от потопа до разделения язык и от разделения язык до начала Авраа­ма, и от Авраама до прохождения Израиля сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Ав­густа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресе­ния Его и на небеса восшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: все сие знаем и приемлем, а от вас учения не принимаем».

Чем ответил Запад? Кровавым походом на восток. Сначала швед­ские войска испробовали русского оружия на реке Ижоре — именно там двадцатилетнего Александра впервые назвали Невским. В той битве Александр не только руко­водил малочисленной дружиной, но когда настал решающий момент схватки, сам вступил в бой со швед­ским военачальником Биргером и ранил его копьем в лицо.

Но главное испытание ожидало русское воинство через два года, на Чудском озере, куда двинулись за­кованные в броню немецкие рыцари.

Александр Невский перед сра­жением молился в храме Живо­начальной Троицы города Пскова. Поборник правды земной и небес­ной, он говорил своим воинам перед Чудским побоищем: «Не в силе Бог, а в Правде! Сии на конях и колесни­цах, а мы имя Господа призовем!»

На озере Чудском с малою дру­жиной и чудом Божьим он одолел иноземное воинство. Выстроил свои войска так, что тевтонцы не смогли развернуться в полную силу, сгрудились, смешались и начали в панике отступать, проваливаясь под лед. После этой победы на севе­ро-западных рубежах настал долго­жданный мир — тевтонский орден отказался от своих последних завое­ваний. Ну что ж, «кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Образованнейший человек своей эпохи, великий полково­дец, защитник веры, он стал под­линным былинным героем Руси. «Лицом как Иосиф, умом как Соломон, — говорили о нем. — Смел, точно император Веспаси­ан, силен — будто Самсон...» Для русского человека его имя стало нарицательным. Его имя во все века вдохновляло народ на ге­роические поступки и деяния. Не случайно, в ноябре 1941 года, когда враг стоял у ворот Москвы, имя Александра Невского первым в ряду с другими великими име­нами России прозвучало у стен Кремля на военном параде.

Именем Александра Невского назывались во время войны на­грады, танковые бригады и лет­ные эскадрильи. Имя Александра Невского вселяет в сердце вели­кую надежду, потому что это имя русской Победы.


У доброго корня - добрый плоды

В ста двадцати верстах к северу от Москвы по обоим берегам реки Трубеж, впадающей в старинное Клещино озеро, как его называли в старину, притаился, окружен­ный вековечными чащами, город Переяславль-Залесский. В далеком 1152 году основал Переяславль зна­менитый князь Юрий Долгорукий.

Князь Юрий оставил большое потомство. Один из его внуков, князь Ярослав Всеволодович, в на­чале XIII века владел Переяслав­ским княжеством, процветавшим в ту пору.

30 мая 1219 года над Переяслав­лем радостно звонили колокола, отражаясь в незамутненных водах Клещина озера. У князя Яросла­ва родился сын! Вслед за первен­цем Федором появился на свет Александр. Все, от мала до велика жители города, богатые и бедные, родовитые и незнатные, спешили к терему княжескому, поздравить Ярослава с великой радостью.

Князь велел распахнуть погреба, таящие хмельную медовуху, и на­крыть на княжьем дворе дубовые столы, чтобы честь по чести от­праздновать с переяславцами рож­дение сына светлым и богатым пи­ром.

Ближайшим предкам свято­го Александра Невского довелось жить во времена возвышения и воз­величивания ростово-суздальской земли. Русь, начиная с благоверно­го князя-мученика Андрея Бого­любского — родного брата Всево­лода Юрьевича (деда Александра Невского) — все дальше уходила на северо-восток, смещая средоточие государства из Киева во Владимир.

Не любил князь Андрей шумных пиров в родном Киеве и в удельном Вышгороде, не терпел родствен­ной вражды, чьи истоки питались гордостью, завистью и тщеслави­ем. Оттого и променял он веселый и безмятежный юг Руси на суровые и таинственные северные земли.

Именно во Владимире и Сузда­ле складывалось по камушку осно­вание будущей единовластной вели­корусской империи. Именно здесь, с благословения дивной иконы Бо­жьей Матери, которую князь Андрей захватил с собой из Киева, начинается государственное объединение Руси.

Не менее знаменит был и дед святого Александра Невского — Ве­ликий князь Всеволод Юрьевич, прозванный за оставленное многочисленное потом­ство «Большое гнездо». Неторопливый и осто­рожный, твердый и мужественный, Ве­ликий князь Всево­лод без видимых уси­лий, умело пользуясь обстоятельствами, собрал под своей вла­стью почти всю север­ную Русь. О нем слагали песни:

Ты можешь могучую Волгу

Разбрызгать веслами людей

И вычерпать Дон многоводный

Шеломами рати твоей.

Дед Александра Невского ото­шел ко Господу в 1212 году. Совре­менники скорбели о его смерти, ибо: «имел он присно страх Божий в сердце своем, подавая требующим милостыню, суд судя истинен и не­лицемерен, и многи церкви создан во власти своей».

По матери своей Феодосии, свя­той Александр — наследник зна­менитого князя Мстилава Мстис­лавича, прозванного «Удалым». Отважен был этот князь и отчаянно смел на поле брани, благо­роден и прям в по­ступках, доверчив и сердчен в обще­нии с подчиненны­ми. А скончался, по обычаю тех времен, схимником.

Таков же был и его отец, прадед святого Александра по материн­ской линии, Мстислав Храбрый, причисленный Церковью к лику святых. «Он всегда порывался на великие дела, — пишет летописец о Мстиславе Храбром. — И не было земли на Руси, которая бы не хотела его иметь у себя и не любила бы его».

Александр Невский

Русская надежда

Быстро время летит, точно бе­лые облака над темными макушка­ми переяславских елей. Кажется, совсем недавно появился на свет Александр, а нынче ему пятый годок исполнился, совсем взрослым стал! Приспело время посвятить сына Ярослава в княжичи. По обычаю, освященному Церковью, мальчи­ку в Спасо-Преображенском храме прямо на солее возле Царских врат епископ Симон состриг с головы прядь темных шелковистых волос. Александр посвящался Богу, и со­стриженные власы стали первой жертвой Небесному Творцу.

Красив и необыкновенно ле­гок, точно белая птица, высокий Преображенский собор! Храм этот белокаменный — прадедуш­кин. Его Юрий Долгорукий по­строил и украсил, и наполнил книгами, и мощами священны­ми. Вот было бы здорово глянуть на Долгорукого прадеда! На его руки длиннющие, которыми он врагов христианских брал за во­ротник и, хорошенько встряхнув, зашвыривал куда-нибудь в дебри литовские, подальше от родного Залесья... Впрочем, все вокруг ут­верждали, что руки у прадеда были обычные, как у всех, а прозвали его так за постоянное устремление к новым землям.

После пострига и заздравного молебна Александра — да-да! — от­ныне он уже не Сашенька, не дитя, а младой муж, как сказал батюш­ка — вывели во двор. Народ пере­яславский кричит ему здравие. Из окон теремов умильно смотрят на княжича заботливые няньки и кор­милицы, с которыми он отныне рас­прощался навсегда и перешел на по­печение бывалых и знатных воинов из княжеской дружины.

Матушка Феодосия берет сына на руки, целует, будто прощается с ним. В самом деле, теперь и с ней он будет видеться реже, ибо жить Александр станет у своего пестуна и наставника — Федора Даниловича.

Боярин-воспитатель сажает Александра высоко-высоко, на коня, в сияющее серебром и новой кожей седло. Александр принимает от боярина лук со стрелами, да не какой-нибудь игрушечный, а насто­ящий!

— Теперь ты маленький мужчи­на, — сдержанно улыбнулся Федор Данилович. — Тебе отныне землю нашу от врагов защищать.

С утра до вечера обучал боярин юного княжича военному искусству.

— Ты, князь, первым битву на­чинаешь, войско за собой ведешь, а потому тебе должно быть лучшим наездником, лучшим стрелком и ра­тоборцем. Грянет сеча, и будет не­когда подумать, чем от врага отмах­нуться — тяжелым шестопером или мечом. В бою руки сами работают, а для этого они должны все приемы хорошенько заучить.

Знатный лучник в те времена, сидя на коне, мог в считанные мгно­венья стрелу каленую из колчана выхватить и по врагу пустить. Мет­ко и быстро стрелял боярин, Алек­сандр от него старался не отста­вать, ведь князь, в самом деле — ум и душа любой дружины. Кому, как не ему положено уметь выстроить полки перед сечей, верно поставить пеших воинов и тяжелую конницу, расположить дозоры в лесу и вой­ско провести по незнакомым лесам и топким болотам.

В княжеском тереме накопилось много книг на русском и греческом языках. Всякий раз подходя к этим источникам мудрости, Александр невольно испытывал душевный трепет.

— Прародители твои знали книжную премудрость не хуже рат­ного дела, — говорил Александру отец. — Потому и заслужили почет на Руси. Запомни, сын, наставления славного Владимира Мономаха: «Леность — корень зла великого; ленивый, ежели чему и научился, все позабудет, а навыков новых ему не разуметь; и ничего доброго не со­творите, если лениться начнете».

Но Александра не нужно было подгонять, он сам тянулся к пре­мудрости книжной. Кроме Священ­ного Писания и Псалтири, ставшей излюбленной книгой русского на­рода, Александр со тщанием изучал святоотеческие творения: Василия Великого, Григория Богослова, Ио­анна Лествичника, Кирилла Алек­сандрийского... Особенно полю­бил княжич книги святого Иоанна Златоустого, чье слово еще на заре христианского века осветило мир благодатным врачующим светом.

Вместе со старшим братом Алек­сандр осваивал иностранные языки, учился всемирной и отечественной истории. События родной старины сдержанно и правдиво раскрыва­лись в летописных источниках, из коих главным было сочинение пре­подобного Нестора-летописца.

Читал княжич и знаменитую «Александрию» — увлекательное сочинение о славном полководце Александре Македонском. Сию книгу княжич перечитывал много раз, мечтая о бесстрашных подви­гах. Александру Переяславскому, в отличие от Македонского, Господь дал счастье родиться в мире, оза­ренном светом Христовой любви, в мире, где цвела и светилась несрав­ненная Русь родная. И в будущем его ожидали воинские свершения не ради собственной славы, а ради Христа и народа православного.

Юные княжичи вставали с рас­светом и торопились в церковь. Не­возможно и помыслить, чтобы день начался без Божьего благословения. После завтрака — иногда охотились в лесу на зверя, а чаще всего сади­лись в княжеском тереме с боярами «творить суд». Александр особенно любил правосудие и строго требо­вал от бояр справедливых решений.

Терпеть не мог юный князь, когда бояре потворстовали сильным, бра­ли неправедную мзду и обижали слабых.

Не одной прекрасной наруж­ностью, не одним славным именем напоминал младший сын Яросла­ва великого македонского царя: Александр умел держать бояр в по­виновении. Кроткий и ласковый в обращении, он с самых юных лет невольно внушал уважение к себе — великодушными поступ­ками, мудрыми речами, не по годам развитой проницательностью и рас­судительностью. Но ежели находи­лись строптивцы княжеской воли среди бояр, Александр смирял их грозным словом и примерным на­казанием.

— В Александре вижу я опору земли Русской, — говорил князь Ярослав наедине друзьям.

Ведал ли, что слова его скоро сбудутся?..


Продолжение следует



Статья предоставлена журналом «Божий мир»


Также читайте:

Основы православной веры: ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Твой святой покровитель. АНТОНИНА

Твой святой покровитель. ДАНИИЛ


Меню крохи после полугодаЧитать статью
Всегда оставайтесь красивымиЧитать статью
Укрепляем иммунитетЧитать статью
Лекарства для… здоровыхЧитать статью
Может ли дебетовая карта уйти в минусЧитать статью
Брекеты и возраст: когда не поздно заняться красотой своей улыбкиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.