Имя Анатолий известно людям с древнейших времён. Так греки называли жителей Малой Азии — территории, которая находилась на востоке от их страны. А саму Малую Азию звали они Анатолией, потому что слово «Анатоле» в переводе с языка древних греков значило «Восток». В учебниках истории можно сегодня прочитать про разных достойных мужей, которым родители при крещении давали это имя. А Православная церковь чтит память тех из них, кто совершил подвиги во имя веры.
23 апреля / 6 мая мы празднуем память СВЯТОГО МУЧЕНИКА АНАТОЛИЯ-ВОИНА.
Он прославил свое имя в трудные для всех исповедовавших веру Христову времена. Это был век, особенно тяжкий для христиан. Во главе огромной Римской державы стояли язычники-императоры. Они поклонялись каменным изваяниям, которые изображали языческих божеств. Так веровали их отцы и деды. Они считали, что божествам надо обязательно приносить кровавые жертвы, а за это каменные идолы принесут успехи в войне, помогут вырастить богатый урожай, уберегут от болезней. Но все больше людей в Римской империи принимало святое крещение и отказывалось поклоняться каменным идолам. И тогда императоры, один сменяя другого, издавали повеления, по которым стражники хватали христиан, бросали в темницы, терзали их тела и казнили страшной смертью. Особенно прославился своими жестокостями император Диоклетиан. Этот император не пощадил даже своего любимца, знаменитого воина Георгия. В те дни, когда по приказу Диоклетиана стали убивать христиан, Георгий, раздав все имущество слугам, смело объявил императору о своей вере в Господа нашего Иисуса Христа. Он был немедленно схвачен и отведён в темницу. Ноги его заковали в колодки, на грудь положили тяжелый камень, и били его воловьими жилами. Но с этих мук лишь начались истязания, с помощью которых палачи надеялись, что Георгий Победоносец отречется от Бога Единого и согласится принести жертвы каменным идолам. А поблизости находился другой воин из римской гвардии, Анатолий. И у него исстрадалась вся душа при виде того, как мучили его любимого командира. Вместе с Георгием они участвовали во многих битвах и не раз помогали друг другу. Теперь же не было никакого сражения, и поблизости стоял императорский дворец, однако Анатолий ничем не мог помочь Георгию Чудотворцу. Он уже давно тянулся к вере Христовой. И, видя, как стойко держится его командир, не желая отречься от Бога, уверовал до конца.
— Коли так, — воскликнул он, не выдержав, так хватайте и меня. Я тоже христианин, я тоже не желаю более поклоняться каменным истуканам и тоже хочу нести людям слово Божие.
— Хватайте его, что стоите! — воскликнул император, который наблюдал за истязаниями прославленного воина. — Убей те обо их!
И святой мученик Анатолий-воин был немедленно схвачен палачами, а затем обезглавлен.
С тех пор прошло чуть больше ста лет и времена переменились. С дней, когда император Константин Великий утвердил во всей своей державе главенство веры Христовой, христиане уже не прятались ради общей молитвы в подземных катакомбах и пещерах. Теперь они исповедовали веру открыто, и повсюду строились новые храмы. А многие юноши из знатных семейств желали посвятить свою жизнь служению Христовой Церкви. Таким был и СВЯТИТЕЛЬ АНАТОЛИЙ, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ.
Он родился в Александрии, городе, который когда-то основал знаменитый полководец Александр Македонский в том месте, где великая африканская река Нил впадает в Средиземное море. С годами этот город стал одним из самых больших портов и самых главных культурных центров мира. Лишь два других города: Рим и Константинополь шли наравне с ним. В этом городе когда-то семьдесят самых лучших переводчиков-толковников перевели на греческий язык Священное Писание Ветхого Завета. В этом городе была самая большая в мире библиотека, которую так и называли — Александрийская. И в этот город приезжали все, кто желал изучать философию и духовные науки. Святитель Анатолий тоже получил здесь глубокие философские и духовные знания. Он стал юным помощником и соратником патриарха Александрийского Кирилла.
А времена настали для Церкви Христовой странные. Казалось бы, Церковь восторжествовала. Исполняй заветы Господни, живи праведно и люби ближних, во всём помогай им. Но враг человеческий не дремал. Он посеял семена сомнения в души некоторых образованных иерархов Церкви. А уж эти иерархи стали распространять свои ереси среди простых верующих. Одним из таких иерархов-еретиков оказался Несторий. В 428 году он сумел даже стать патриархом Константинопольским и плодил свое вредоносное учение. Он требовал, чтобы Матерь Божию называли не Богородицей, а «Христородицей», уверяя, что Она родила не Бога, а человека Христа. И, якобы, только потом Бог вселился в Христа. Поэтому Несторий и самого Господа нашего Иисуса Христа осмеливался называть всего лишь «Богоносцем».
Святой патриарх Кирилл Александрийский вместе со своим верным соратником Анатолием не раз писали Несторию и разъясняли его заблуждения. Однако тот продолжал упорствовать и распространять свою ересь.
Тогда Патриарх Кирилл направил всем священнослужителям Константинопольской Церкви послания против вредоносности этого учения, а святому благоверному царю Феодосию два трактата, в которых обличал опасную ересь. И в составлении их своему Патриарху помогал его юный помощник Анатолий. После этого они оба прибыли в 431 году в город Ефес на Третий Вселенский собор. Сюда съехались все знаменитые священнослужители. После выступлений Святых Кирилла и Анатолия, а также других известных священнослужителей, все вместе победили опасную ересь Нестория.
Однако враг человеческий не успокаивался. И спустя годы, уже после кончины святого Кирилла, самому Анатолию пришлось возглавить борьбу против размножившихся ересей. К тому времени уже он был патриархом Константинопольской Церкви.
Это время было очень трудным для всех. Историки его назовут временем великого переселения народов — тех, которых римляне называли тогда варварами. Одна за другой могучими волнами на Римскую империю со всех сторон накатывались то вандалы, то вестготы, то гунны. Все же до 395 года Римская империя отбивала их атаки и была единой. Но в том году умер император Феодосий Великий. Ему удавалось удерживать в единстве силы Рима и Константинополя, и варвары трепетали при упоминании его имени. При нем окончательно победила в Римской империи христианская церковь, а языческие культы были запрещены. После него империя уже никогда не была такой могущественной и скоро окончательно разделилась на Западную и Восточную. И для Западной наступили трагические времена. В 415 году ей не удалось удержать даже великий и вечный город Рим. Пусть ненадолго, но его захватили вестготы под водительством Алариха. И это стало страшным потрясением — многим казалось, что на их глазах рушится весь привычный мир. Атаки тех же варварских племен с трудом отбивала и Восточная империя, Византия, где правили потомки императора Феодосия Великого. Не раз враги приближались к стенам столицы Православия, Константинополя. А в 457 году и там случилась беда: неожиданно умер император Маркиан, последний продолжатель династии Феодосия Великого. Век династий в те годы был не дjлог. И, похоронив его с почестями, на смену ему решили поставить императором Восточной Римской империи знаменитого фракийского воина Льва, которого в будущем тоже назовут великим.
Лев Великий происходил из самых простых людей, и ни к какому царскому роду не принадлежал. В детстве, чтобы прокормить оставшуюся без отца семью, он прислуживал в мясной лавке. За это враги даже прозвали его «мясником». Но патриарх Анатолий сразу понял, что Лев не только отличный воин.
— Я вижу, этот доблестный муж станет великим и славным государем, — сказал патриарх.
И решил торжественно венчать его на царство, то есть, создать в империи новый порядок, которого прежде в империи не существовало.
К этому времени о патриархе Анатолии уже ходили легенды. Для многих он казался самой историей Православной церкви. Он постоянно боролся с ересями, стремясь сохранить чистоту Православной веры. В 451 году ему пришлось собрать новый, Четвертый Вселенский собор — Халкидонский. Отцы Халки донского Собора, на котором председателем был святитель Анатолий, отвергли все тогдашние вредоносные учения и утвердили догмат о почитании Господа Иисуса Христа, «совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». Историки Церкви считают, что именно этот Собор утвердил навсегда торжество Православия. И что в этом — главная заслуга святого Анатолия.
Иные думают, что венчание на царство — действо простое: надел на голову корону, да перекрестился — и царствуй с Богом. На самом же деле это — очень важный и торжественный государственный исторический час. А точнее, день. И праздник этот — не только для того, кого венчают, а и для всей христианской церкви, для всего народа. Потому что через молитвы от патриарха дается императору благословение на царство самим Господом. Так считал святитель Анатолий.
7 февраля 457 года на Военном поле Константинополя собрались все старшие военачальники, патриарх Анатолий, придворные и солдаты гарнизона. Войска опустили знамена и пригнули их к земле. И раздались стройные возгласы: «Услыши о Господи, Тебя молим! Услыши, о Боже! Пусть царствует Лев, на общее благо! Услыши, Боже, Тебя молим!» Затем вывели самого Льва в алой императорской мантии и поставили на возвышение, где его приветствовали старшие сановники.
Но это было лишь начало торжества.
Император на белом коне в сопровождении приближенных должен был объехать главные церкви столицы, где его встречали с большим почетом, и, наконец, в Храме Иоанна Крестителя после торжественного богослужения, патриарх Анатолий надел, на голову государя корону.
С тех пор и повелся в православных странах обычай венчания государя на царство. И всякий раз в любой православной стране церковные иерархи перед этим важным событием внимательно изучали чин, созданный под руководством святого Анатолия в 457 году, и подробно описанный позже византийским императором Константином Богрянородным.
Святитель Анатолий внес также большой вклад в литургическую сокровищницу Православной Церкви. Господь озарил его молитвенным вдохновением и Богословской глубиной. Благодаря этому дару он создал стихиры на воскресные дни, а также на некоторые Господние праздники (Рождество Христово, Богоявление) и на дни мучеников: святому Пантелеимону Целителю, святому Георгию Победоносцу, а также святому Димитрию Солунскому. С тех пор в Богослужебных книгах они так и обозначаются: «Анатолиевы».
Память его Православная Церковь празднует 3 (16) июля.
Прошли века, и Российскую землю озарил свет Православной веры. На земле Русской в те древние годы оставили о себе светлую память два преподобных, два Печерских затворника. Память преподобного Анатолия, почивающего в Ближних пещерах, совершается 31 октября (13 ноября), а память преподобного Анатолия, почивающего в Дальних пещерах, совершается 3 (16) июля.
В России, как и во всём мире одни эпохи сменялись другими. И могло показаться, что люди стали мудрее, и новые времена уже не требуют от них особого героизма и стойкости. Однако враг человеческий по-прежнему не дремал. И когда наступил ХХ век, немало людей поддались различным политическим соблазнам, а с ними на время восторжествовала эпоха атеистической власти, которая всё переменила. И вновь, как в века раннего христианства, от исповедующих веру Христову требовался высокий героизм и особая стойкость, чтобы не предать Господа. Тогда-то и прославил своё имя священномученик Анатолий, митрополит Одесский и Херсонский.
В миру его звали Андреем Григорьевичем Грисюком. Он родился в семье бедного казначея 20 августа 1880 года. В 23 года, за год до окончания Духовной академии, принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в сан иеромонаха. А дальше в его жизни происходили обычные перемены, присущие православным, искренне верующим учёным людям: доцент Академии, сан архимандрита, научные занятия, работа с древнейшими рукописями в Патриаршей библиотеке Константинополя, епископское служение. Епископа Анатолия назначают ректором Казанской Духовной Академии. Казалось, жизнь шла спокойно, а мелкие неустройства побеждались легко. Но грянул Октябрьский переворот, и новые власти закрыли Академию. Однако владыка лишь сделал вид, что подчинился их постановлению, и Духовная Академия стала работать в частном порядке. Через полтора года, обнаружив это, власти арестовали священномученика Анатолия и, подержав в тюремной камере, дали год условно.
Вышедшего из тюрьмы Анатолия назначили епископом Самарским и Ставропольским, но через несколько месяцев его снова ненадолго арестовывали и вновь отпустили. Едва он оказывается на свободе, как его возвели в сан архиепископа. И уже через две недели арестовывали снова. В тюремных застенках Владыка перенёс множество пыток, во время которых ему сломали челюсть и рёбра. Но он не отказался от веры и не предал Господа Бога. Отбыв тюремный срок, святитель Анатолий вернулся в Москву и в 1928 году его на значили архиепископом Одесским. В последний раз Владыку арестовали в 1936 году и вновь отправили в северные лагеря на пять лет. 23 января 1938 года он умер от пыток в Ухто-Печерском концентрационном лагере. Даже в последние мину-ты жизни палачи пытались отнять у него Евангелие и нагрудный крест. Отнять Евангелие им удалось, но, когда они принялись срывать крест, священномученик Анатолий перевернулся на живот и в следующее мгновение умер — с крестом на груди. Его останки были погребены в вечной мерзлоте. Таково короткое описание его страданий.
Святитель Анатолий причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. День его памяти: 10/23 декабря, в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских.
Твой святой покровитель. Иван (Иоанн)
Твой святой покровитель. Василий
Твоя святая покровительница. Людмила
Твой святой покровитель. Савва
Твой святой покровитель. Ярослав
Твоя святая покровительница. Варвара
Твой святой покровитель. Андрей
Твоя святая покровительница. Клавдия
Твой святой покровитель. Тимофей
Твой святой покровитель. ВИТАЛИЙ
Твой святой покровитель. СВЕТЛАНА
Твой святой покровитель. АНТОНИНА
Твой святой покровитель. ДАНИИЛ
Твой святой покровитель АРТЕМ
Святая царица Александра Римская
Святые Борис и Глеб