Имя Вадим хорошо известно на Руси с незапамятных времён. Именно так звали новгородского князя Вадима Храброго, который по летописным преданиям в 864 году поднял восстание против приглашённого на Русь Рюрика. У знаменитого варяжского воина Рюрика дружина была сильней, и в битве Вадим погиб. Но народная память о нём сохранилась. Не зря императрица Екатерина II, Пушкин и Лермонтов посвятили ему большие литературные произведения.
С древнерусского языка это имя переводится как неугомонный, спорщик.
Имя Вадим знали и другие народы. Церковь помнит святого Вадима Персидского, архимандрита, замученного персидским царём Шапуром в IV веке.
Некоторые считают, что верующих в Бога Единого предавали страданиям и казням только в Римской империи. И, правда, христианских мучеников было больше всего там, на просторах языческой империи. Только и в других странах правители нередко тоже объявляли гонения на христиан. Так было и в стране, которую мы называем Персией.
Считают, что первыми с проповедью веры Христовой на эту землю пришли апостольский муж Фаддей, а также святой апостол Иуда, родственник праведного Иосифа Обручника, земного отца Иисуса Христа. По Вознесении Иисуса Христа апостол Иуда, выполняя Его заветы, отправился с проповедью Евангелия. Он распространял христианскую веру сначала в разных восточных землях и, наконец, пришел в Персию. Здесь он завершил то, что не было закончено апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда именно из Персии написал на греческом языке свое соборное послание, полное глубокого смысла. И это послание бережно хранят люди уже почти две тысячи лет.
Саму же страну Персию создал знаменитый полководец Кир Великий. Он повелел так и начертать на своей могиле: «О человек, кто бы ты ни был и откуда бы ты не явился, — ибо я знаю, что ты придёшь, — я Кир, создавший персидскую державу. Не лишай же меня той горстки земли, которая покрывает моё тело». Персидская держава простиралась от берегов Древней Греции до Африки. И многие считали её вечной. Однако, спустя два века после Кира, другой знаменитый полководец, Александр Македонский к изумлению современников уничтожил её вместе со многими персидскими городами. И теперь современники считали, что страна с именем Персия больше не возродится. Но в раннехристианские времена она вновь восстала из пепла, и так успешно воевала с языческим Римом, что даже захватила в плен самого римского императора Валериана. Уже тогда в Персии выросли христианские общины, которые жили по заветам святых апостолов. Персидские цари спокойно к ним относились — они знали, что враждебные персам римские власти преследуют христиан, и поэтому часто давали христианам убежище. Ардашир, основатель знаменитой персидской династии царей сасанидов, свергший в 226 году власть парфян, и его визирь даже собирались креститься и объявить веру Христову государственной религией Персии. Но этому воспротивились и жрецы, и царское войско. Тогда и сам царь объявил, что станет придерживаться только веры отцов.
Но когда римский император Константин Великий сам уверовал в Господа Иисуса Христа, и по его велению Христианская Церковь стала государственной, тогда персидские цари и призадумались.
— Что они делают на моей земле, эти христиане? — спрашивал приближённых царь Шапур, имя которого в некоторых книгах пишется иначе — «Сапор». — Уж не римские ли они шпионы?
Больше всего христиан жило в городе Вифлапате. Здесь и родился преподобный мученик Вадим, здесь он и жил. Город этот находился в провинции Хузистан, на юго-западе Ирана, и многие жители разговаривали там на арамейском языке, который считался в этих землях между народным. На этом языке были произнесены во время мученичества на кресте и последние слова Иисуса Христа. Город Вифлапат был знаменит своей парчой. Эту дорогую красивую ткань носили властители многих стран. А делали ее в Вифлапате. Родители святого Вадима были людьми знатными и богатыми. Он воспитывался в доме, который был похож на дворец, в семье было много слуг, которые молча и быстро исполняли любое повеление хозяев. Вокруг дома был прекрасный сад с прохладной тенью и благоухающими деревьями. И, казалось бы жизнь святого Вадима будет такой же зажиточной, удобной и легкой.
Только он выбрал другой путь.
Родители святого Вадима, как и многие персы, исповедовали религию пророка Зороастра, были огнепоклонниками. Своего бога они называли Ахура-мазда. Они поклонялись ему, а также священному огню. Когда святому Вадиму исполнилось 12 лет, родители однажды ранним утром отвели его к жрецам в храм огня. Там были и другие мальчики такого же возраста. В храме горело очистительное пламя, в которое жрецы время от времени добавляли ароматные травы. Рядом в сосудах стояла очищенная на огне вода с лепестками роз. И над всеми мальчиками жрецы после многих очистительных молитв проделали навджот — введение в веру. На Вадима надели священную выбеленную рубаху из тонкого льна без ворота и вручили священный пояс кушти, в котором переплетались 72 тонких нити из шерсти ягненка. Этот пояс жрецы трижды обернули вокруг бедер, и с тех пор Вадим должен был носить его всю жизнь. Для исповедующих веру Зороастра такой пояс — священный знак, и они не расстаются с ним никогда, но несколько раз в день во время пения молитв развязывают и снова завязывают его. Все детство под руководством опытных жрецов его учили основам веры, науке о звездах, математике, географии, воинским приемам.
— Когда я умру, ты станешь наследником наших семейных имуществ. Но главное — ты должен продолжить наш род. И поэтому должен быть настоящим персом, поклоняющимся богу Ахура-Мазде, говорил отец.
А преподобный Вадим уже тогда все чаще задумывался об окружающем мире. О небе и звездах, и все больше понимал, что истинный Бог — не Ахура-Мазда, как учили старые персидские жрецы, а Творец Вселенной, всего мира.
Он был сыном пожилых родителей, и, когда ему исполнилось 17 лет, почти одновременно умерли его отец и мать. Став наследником всех имуществ, он, прежде всего, отпустил на волю рабов. Затем, сняв священный пояс зороастрийца, принял святое крещение. И, раздав имущество бедным, ушел из города в небольшую долину, затерянную среди гор, где основал маленький монастырь. Скоро к нему присоединилось еще семеро. Вместе с ними он молился, читал Священное писание, выращивал овощи для питания.
Часто для уединённой молитвы он уходил на ближнюю гору.
И здесь однажды с ним случилось чудо. Преподобный Вадим неожиданно почувствовал во время молитвы, как невидимый свет озарил его душу. И весь мир, жизнь каждой звезды на небе, любой травинки земной и каждого человека стали понятны ему. Душа же Вадима наполнилась чувством красоты и величия этого мира, а также любовью к каждой его частичке и желанием помочь всему, что есть на земле.
Когда он спустился в долину, иноки, что были рядом, взглянули на него с изумлением. Им казалось, что лицо его освещено особым светом. Лишь позже преподобный Вадим понял, что за чудо случилось с ним тогда на горе во время молитвы — Господь позволил ему ощутить Славу Божию.
С того дня преподобный Вадим почувствовал в себе дар врачевания. Прежде таких сил он в себе не ощущал. Но случилось так, что из селения, которое располагалось за горой, к ним пришел старик, с которым иноки не раз беседовали. Иногда он приносил в обитель свежеиспеченные лепешки, овощи. Но теперь на лице его было горе.
— Прошу вас, помогите! Там, в доме, умирает мой единственный сын, и никто не может ему помочь, — сказал он с отчаянием. — Наш врачеватель, который знал тайны трав, ушёл в город навестить родственников. Быть может, кто из вас, добрые люди, готовит лечебные отвары, чтобы спасти моего сына!
Преподобный Вадим немедленно отправился со стариком. И когда вошел вместе с ним в дом, то увидел на бедной постели мальчика, который был без сознания, а тело его пылало жаром, который ладонь святого Вадима ощутила даже на расстоянии.
— Буду молить Господа о спасении твоего сына, — сказал он старику. И, положив ладонь на лоб мальчика, сам опустился на колени.
Со смиренной молитвой, пронзающей всю душу, обратился преподобный за помощью к Господу. И Господь услышал его. Постепенно Вадим ощутил, как жар уходит из тела мальчика. Потом выровнялось его дыхание, и болезнь перешла в спокойный сон.
Когда восходящее солнце осветило верхушки гор, старик вошел к ним, и в этот миг проснувшийся мальчик улыбнулся отцу.
Спустя несколько дней из того же села в их обитель пришёл человек, у которого потерялся осёл.
— Скорей всего, на него напал леопард, или его увели злые люди. Но если тебе подвластно чудо врачевания, быть может, ты способен и указать мне, что стало с моим ослом? — попросил человек.
— Иди вдоль тропы, дойдешь до ручья, где лежит большой камень, поверни направо. Там в густых зарослях застрял твой осел, — сказал преподобный. — И больше не наказывай его так, как сделал это вчера. Любое животное чутко отзывается на несправедливость.
Скоро за помощью к преподобному стали приходить люди из соседних селений. Он не отказывал никому. Потом и жители городов узнали о мудром старце-христианине, живущем в тихой обители. Так постепенно преподобный Вадим сделался духовным вождём и опорой для всех христиан Персии.
Узнал о нём и царь Шапур. Больше всего Шапур любил, когда его называли Шапуром Великим. На своих монетах-драхмах он повелел вычеканить надпись: «Богоподобный Шапур, царь царей иранцев и неиранцев, из рода богов, господин Иранской Империи». Именно таким он себя и считал. О своей жизни, не дожидаясь, пока ее станут описывать придворные историки, он написал книгу сам. В этой книге было 400 страниц. В ней Шапур подробно описал своё появление на свет. Это было важно, потому, что отец его умер за 22 дня до рождения сына. У него был старший взрослый брат, родившийся от первой жены отца, которому и полагалось быть наследником престола. Но юная мать Шапура, хитрая красавица, так повела дело, что главный жрец назначил царём еще не родившегося Шапура. В результате тот правил державой 70 лет. И жил — столько же. Понятно, что в первые годы правил не новорожденный младенец, а его мать и главный жрец. Еще Шапур гордился, что его предку, которого тоже звали Шапуром, посчастливилось зfхватить в плен самого римского императора Валериана. Предок превратил императора в раба, и тот должен был вставать на четвереньки, что бы предок, садясь на коня, мог опереться ногой об императорскую спину. Сам Шапур Великий тоже начал войну с Римом и в результате объявил христиан своими врагами.
— Арестовать этого Вадима, отвести в темницу и добиться, чтобы он отрекся от веры в своего Христа и вновь поклонялся огню и солнцу! — повелел персидский царь.
Царские стражники схватили не только преподобного, но и тех семерых, что были его учениками.
Спустя несколько дней преподобного Вадима поставили перед самим Шапуром.
— Я знал твоих родителей, Вадим, они были достойными уважения персами. Они почитали веру наших отцов. Почему же ты поклоняешься чужим богам? — спросил Шапур. — Или ты не знаешь, что теперь этих богов избрали себе в помощь наши враги — римляне. Почему ты сбиваешь с толку других моих подданных?
Вокруг Вадима стояли стражники, наблюдавшие за каждым его движением и готовые броситься на заключенного в любой миг. Но святой Вадим не испугался их.
— Я не поклоняюсь чужим богам, о царь царей, — ответил Вадим. — Я поклоняюсь Господу всех людей, Творцу Вселенной. Ты же вместе со своими жрецами заставляешь мой народ поклоняться ложному божеству.
— Оставим эти споры, — с досадой проговорил Шапур. — Если ты ищешь смерти, ты получишь ее. Но сначала я прикажу так истерзать твоё тело, что ты не раз пожалеешь о словах, которые только что сказал мне. Ты будешь умолять меня, чтобы я позволил тебе вернуться к нашим богам. И я еще посмотрю, стоит ли разрешать тебе это, или продолжить дальше твои истязания. — И царь, отвернувшись от преподобного, коротко скомандовал стражникам: — Уведите его!
С этого дня стражники начали столь жестоко пытать Вадима, что об этом с ужасом рассказывали за стенами тюрьмы. Пытали и семерых его учеников. Но они, видя, как стойко держится преподобный, не предали Бога.
В той же тюрьме находился и приближенный царя по имени Нирсан, прежде бывший начальником города Арии. Он тоже считался христианином, но не выдержал испытаний и объявил царю, что отрекается от Христа и снова готов поклоняться огню и солнцу.
— Коли так, приказываю тебе собственноручно отсечь этому Вадиму его упрямую голову, — приказал царь. — Если исполнишь, я прощу тебя и верну на прежнее почётное место.
И Нирсан, боясь новых пыток, согласился.
Ему вручили меч и поставили перед ним закованного в цепи святого Вадима. Но руки Нирсана тряслись от ужаса.
— Неужели твоя злоба, Нирсан, дошла до того, что ты не только от Бога отрёкся, но и рабов Его начинаешь убивать. Горе тебе, окаянный, что станешь делать в тот день, когда предстанешь на страшном суде дать ответ Богу! Я с радостью скончаюсь в мучении за Христа, но не хотел бы принять смерть от твоей руки, — сказал ему преподобный.
Нирсан ударил мечом, но не сумел сразу отсечь голову святому. Еще несколько раз он бессильно взмахивал своим орудием, и Вадим стойко с горькой улыбкой терпел эти мучения, до тех пор, пока палач не отнял у Нирсана меч и, наконец, не отрубил святому голову.
Царское прощение не пошло Нирсану на пользу. Освобожденный из тюрьмы он, спустя несколько месяцев, покончил с собой.
О страданиях и стойкости святого Вадима узнали все жители Персии. И хотя многие из них придерживались традиционной веры отцов, они сохранили любовь и уважение к преподобному, сберегли о нём память.
Православная Церковь празднует день памяти преподобномученика Вадима Персидского, а также и память других христиан, замученных царём Шапуром, 9 (22) апреля
Твой святой покровитель. Анатолий
Твой святой покровитель. Иван (Иоанн)
Твой святой покровитель. Василий
Твоя святая покровительница. Людмила
Твой святой покровитель. Савва
Твой святой покровитель. Ярослав
Твоя святая покровительница. Варвара
Твой святой покровитель. Андрей
Твоя святая покровительница. Клавдия
Твой святой покровитель. Тимофей
Твой святой покровитель. ВИТАЛИЙ
Твой святой покровитель. СВЕТЛАНА
Твой святой покровитель. АНТОНИНА
Твой святой покровитель. ДАНИИЛ
Твой святой покровитель АРТЕМ
Святая царица Александра Римская
Святые Борис и Глеб