Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос самодостаточным и уверенным в себе человеком. Чтобы этого добиться, воспитание самостоятельности нужно начинать с раннего возраста, еще до поступления в школу. Вместе с Наталией Дербеневой, детским психологом и со-основателем Infant School Хамовники, разбираемся зачем детям быть самостоятельными и как их этому научить.
Как формируется самостоятельность?
На самом деле все происходит достаточно рано: уже в 1-2 года ребенок проявляет первые желания делать что-либо самостоятельно. Он начинает сам вылезать из кроватки, брать бутылочку, включать и выключать свет.
В 3-4 года ребенок проживает кризис взросления и понимает, что его поступки и желания могут сильно отличаться от родительских. Чрезмерный контроль со стороны взрослых в это время лишь губит тягу ребенка к познанию окружающего мира и отбивает желание делать что-либо самостоятельно. Ребенок довольно быстро приходит к тому, что не нужно прикладывать никаких усилий, ведь взрослые все сделают сами, и начинает этим пользоваться.
В таких условиях дети часто становятся чрезмерно требовательными, неуверенными в себе и нетерпимыми к любым усилиям. И наоборот, чем больше и чаще ребенок делает что-то сам, тем более он уверен в себе и готов нести ответственность.
Самостоятельность – важное слагаемое в формировании характера ребенка. Когда он прилагает усилия, преодолевает себя, то формирует свои волевые качества, которые помогают достигать поставленных целей. Важно понимать, что взять и стать самостоятельным просто так нельзя. Это методичный и долгий процесс, который требует вовлеченности и соблюдения некоторых правил со стороны родителей.
5 вещей, которые мешают ребенку стать самостоятельным
-
Гиперопека. Забота о безопасности ребенка – это главная задача родителя, однако не стоит путать ее с гиперопекой. Обожание ребенка, всепрощение, попытки помочь там, где не нужно – все это лишь способствует формированию зависимости от родителя и лишает ребенка возможности проявлять инициативу даже в мелких вещах.
Давайте ребенку делать то, с чем он может справиться самостоятельно, например, почистить зубы или одеться. Кроме того, важно оставить за ребенком право выбора и право на ошибку. Если он хочет надеть сегодня желтую футболку, почему бы и нет? Не послушался и побежал по мокрому полу, а потом упал? Пусть так, позвольте ему набить собственные “шишки”.
-
Наказание за самостоятельность. “Не трогай, а то сломаешь!” или “Ты делаешь не так, как надо!” – те самые слова, которые вызывают у ребенка сомнения в своих силах и приводят к отсутствию всякой инициативы. Конечно, ребенок может быть более неуклюжим, чем взрослый, но ему нужно учиться. Если он предложил вам свою помощь в уборке по дому, не отклоняйте ее под предлогом того, что он все сделает плохо. Напротив, объясните и покажите как нужно. Да, это займет некоторое время, но так вы дадите ребенку шанс проявить самостоятельность и научите его новому.
-
Беспрекословное подчинение и завышенные требования. С ними нередко связано отсутствие самостоятельности у детей. Выдвигая завышенные требования и и ожидая абсолютного послушания, мы лишаем ребенка возможности принимать собственные решения, пусть и небольшие, но важные для его взросления. Нужно учиться искать компромиссы и делать скидку на то, что ребенок не может выполнить ту же задачу, что и вы, так же качественно и быстро. А беспрекословное послушание и вовсе не нужно, если у вас доверительные отношения.
-
Предугадывание желаний ребенка. Ребенок вполне в состоянии решить какие игрушки ему нравятся больше и чем бы он хотел заниматься. Поэтому родителям не стоит пытаться угадывать его желания и покупать новые игрушки или придумывать массу развлечений, а тем более навязывать их. Даже ребенок, который еще не говорит, вполне уверенно даст понять что ему нравится или не нравится, поэтому в предугадывании его желаний нет никакой необходимости. Это только лишает его возможности самостоятельного выбора.
-
Отсутствие личного времени. Под личным временем здесь мы понимаем то время, которое ребенок проводит без гаджетов. Очень важно, чтобы он умел занимать сам себя. Это верный показатель самостоятельности, когда ребенок может организовать свое свободное время, придумать себе занятие. В это время ребенок учится чувству контроля, распределяет свое время и силы сам, без наставлений родителей.
Именно от родителей зависит вырастет ли их ребенок самостоятельным. Детское представление о себе и окружающем мире формируется из опыта взаимодействия с членами семьи. То есть, какими мы видим и считаем наших детей, такими они и становятся. Показывая ребенку его сильные стороны, вы укрепляете не только его веру в себя, но и собственную уверенность в том, что он в состоянии сделать следующий шаг без вашей помощи. Поэтому важно формировать положительный образ, отмечать поступки, хвалить, давать поручения и, конечно, же поддерживать.