Поиск

Как развивать навыки коммуникации у малыша?

09/12/2021
346

Все знают, что при рождении деткам дается определенный набор врожденных рефлексов среди которых сосательный, хватательный и другие. А как же коммуникативные умения? Как раз им малыш будет обучаться исключительно в процессе жизни, наследуя примеры из того окружения, в котором он растет. Поэтому задача близких малыша – обеспечить развитие полноценных коммуникативных навыков.

В нашей жизни коммуникативная составляющая играет одну из ключевых ролей. Именно благодаря развитию способности коммуницировать человечество смогло сохранить себя как вид, так как общение дало возможность достигать договоренностей, находить способы эффективного сосуществования.

Даже в наши дни сложно представить свою жизнь без постоянного общения с другими людьми. Хотя многим покажется, что же тут сложного? Ведь общение для человека так же естественно, как и дыхание, и некоторые из коммуникативных принципов человек получает при появлении на свет.

Но не все так просто, как кажется, и ребенку, чтобы в полной мере освоить науку общения, придется очень многому научиться, в чем ему обязаны помочь родители и те, кто постоянно находится рядом.

Как развить коммуникабельность малыша

Первые попытки

Первые попытки общения с окружающими детки осуществляют намного раньше, чем начинают произносить первые слова. Мимика и движения – вот самые первые помощники младенца для постижения эмоционального мира. По мере роста ребенок учится понимать, какой отклик дает человек, находящийся рядом, в ответ на тот или иной его поведенческий прием. Модель общения в семье среди близких людей является для ребенка «тренировочной» - именно с нее он начинает постигать премудрости науки под название «Общение». В зависимости от степени коммуникабельности родителей, их эмоциональности, манеры разговора, будет зависеть степень открытости и раскрепощенности ребенка при общении с людьми в будущем. Доказательством тому станет момент начала говорения ребенка – с первыми словами появится и интонация, свойственная его кругу семьи, и речевые обороты.


Не запрещайте проявлять эмоции!

Как часто мы говорим своим детям или слышим от других родителей: «Хватит плакать!», «Как не стыдно так себя вести!», «Ты что, всего боишься? Трусишка!» - при этом сами не осознаем, что подобными высказываниями деструктивно воздействуем на психику крохи.

Такие комментарии со стороны мамы или папы способствуют формированию заниженной самооценки у ребенка, на корректировку которой могут уйти годы. Малышам не удается отделить себя от своих чувств и поступков, они воспринимают окружающий мир целостно. Думают они примерно так: если мама говорит, что «Боятся это нехорошо!» значит, и я нехороший, раз не могу не бояться? И она может уже не любит меня? Получается, что случайные слова взрослого могут обернуться серьезной душевной травмой для впечатлительного ребенка, о которой ни он, ни его наставник не догадаются сразу.

Следующий момент: запрет на проявление эмоций – это почти невыполнимая задача для детского организма. Да что там говорить, не каждый взрослый способен с ней справиться. Ребенок только и слышит, что плакать нельзя, кричать нельзя, бояться нельзя, грустить нельзя – сплошные «нельзя»! А как же, скажите, маленький человечек сможет заставить себя перестать испытывать различные эмоции? Подобные процессы крайне сложно поддаются контролю. По мере взросления можно научиться скрывать негативные эмоции, но от несмышленыша подобного самообладания и силы воли ждать не приходится.

Итогом запретов на проявление эмоций часто становится глубоко скрытое чувство вины у ребенка. Он может стать очень-очень замкнутым, почти нелюдимым. А что не так? Если ребенок не в состоянии победить «плохие» по мнению взрослых чувства, то он уходит в глухую защиту: не буду показывать маме с папой вообще никаких эмоций!

А ведь такая добровольная эмоциональная «скудность» – крайне тяжкий груз для ребенка, который не позволяет ему чувствовать себя довольным и счастливым.


Вежливость — это важно!

При обучении малыша коммуникативным навыкам особое внимание необходимо посвятить понятию вежливость. Принципы вежливости крайне важно прививать деткам с малых лет, а проще и эффективнее всего делать это на собственном примере, сделав нормы этикета бытовым явлением. Еще до того как ребенок произнесет свои первые слова, хорошо бы ему почаще слышать от находящихся рядом взрослых приветствия, пожелания доброго утра или доброй ночи, выражение благодарности, извинения, обращенные как друг к другу, так и к малышу. А когда придет время крохе начать разговаривать, для него уже будет в порядке вещей здороваться, прощаться, просить прощения за оплошности, благодарить за выполненную просьбу и т. д.

Различные ситуации, примером которых не может быть семья, можно моделировать в играх. Например: компания из игрушек собралась за чаепитием, к ним захотел присоединиться зайка, что ему нужно сделать? Правильно — подойти, поздороваться и представиться: «Привет, меня зовут Зая, а как ваши имена?». Далее можно обыграть всевозможные сценарии развития ситуации: компания с удовольствием принимает зайку в свои ряды, или наоборот — отказывается (вежливо!!) с ним заводить дружбу. Как должен вести себя Зая в ответ на отказ в продолжении знакомства?


Дружба начинается

Годовалые и немного постарше малыши начинают активно интересоваться детскими площадками — местами, где можно получить общение со своими «единомышленниками». Но, несмотря на живой интерес, иногда могут возникать трудности — новая обстановка, новые лица… Это вовсе не тоже самое, что проводить дни и ночи рядом с любящими родителями, здесь нужно учиться коммуницировать — находить общий язык с чужими людьми, пусть и маленькими. Мама и папа могут помочь своему крохе с адаптацией. Если сын или дочь стесняются пока заводить знакомство, берите инициативу на себя: «Привет, ребята! Познакомьтесь — это Паша, он бы тоже очень хотел поиграть с вами, но пока стесняется. Примите его в свою компанию?».

Авторитет взрослого человека и вежливое обращение сослужат хорошую службу — дети охотно примут в игру еще одного участника. А лепить куличики или строить дороги куда веселее всем вместе!


Контроль

Как бы вы не старались, предусмотреть все невозможно и знать заранее какие жизненные перипетии впереди не дано никому, реальность зачастую оказывается неожиданной. Что может захотеть ребенок в тот или иной момент не знает даже и он сам... Конечно, беседы по поводу того, что нельзя отбирать чужие игрушки проводятся дома с завидной регулярностью, но где же набраться сил и устоять перед такой желанной машинкой Пети? Ведь с ней бы было так здорово поиграть, а Петя почему-то категорически не хочет отдавать ее…

Когда случаются такие обстоятельства, родители должны занимать категорическую позицию — нельзя не обращать внимания на попытки ребенка завладеть чужой собственностью. Отведите малыша в сторонку и напомните о вежливости, правилах поведения, о том, что кто-то может захотеть отнять и его игрушки. Сильно ругать, конечно, кроху не стоит, но дать понять, что подобное поведение недопустимо нужно.

Здесь большую роль должна играть не степень строгости наказания, а то, что родители все держат под контролем и их вмешательство в подобных ситуациях неотвратимо! Если ребенок знает, что всякий раз при его попытках покуситься на чужую собственность, мама будет, мягко говоря, против, то совсем скоро он поймет, что куда выгоднее вести себя вежливо и перестанет капризничать.


А что говорят психологи?

Нередко в процессе общения с малышом родители пользуются уменьшительно-ласкательными формами речи — создают такой особый язык, который, как им кажется, делает многие вещи более понятными для ребенка. Специалисты не против подобных приемов, но только при условии, что родители смогут не пересекать грань и не слишком злоупотреблять наигранной слащавостью.

Что касается эмоций, то их как раз стесняться не стоит, можно даже чуть преувеличивать, особенно пока кроха еще совсем маленький, чтобы ребенок лучше понял какими именно речевыми приемами можно пользоваться для выражения тех или иных чувств. Ведь именно для этого общение и предназначено. Веселье, недоумение, грусть, радость и печаль — любая из этих эмоций, показанная в более ярком варианте, позволит малышу понять какими интонациями лучше всего оперировать, чтобы максимально правильно отображать отношение к конкретной ситуации.

Не думайте о том, что в моменты демонстрации преувеличенных эмоций нелепо выглядите со стороны, это нужно ребенку и данный этап очень скоро пройдет, а вот полученные во время него навыки останутся с ребенком навсегда и помогут ему обрести уверенность в своей коммуникативной компетенции.

Как проявляется поллиноз: 7 неочевидных признаковЧитать статью
Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.