Поиск

О темпераменте малыша

10/12/2020
717

Ребенок рождается с определенным психотипом, определенным темпераментом. Это тип реагирования его нервной системы на раздражители, и переделать его невозможно и не надо. У каждого психотипа есть и плюсы, и минусы, надо просто учиться плюсы выгодно использовать, а с минусами справляться.

Темперамент ребенка

Я уверен, что вы все знаете четыре основных типа темперамента, которые описали еще врачи древности — в первую очередь Гиппократ. Это:

  • сангвиник;
  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик.

Каждый темперамент складывается из выраженности нижеперечисленных свойств нервной системы.
Сенситивность (чувствительность). Определяется тем, какая сила внешнего воздействия нужна для возникновения реакции на него. Людей с низкой сенситивностью в шутку называют толстокожими.
Реактивность. Определяется степенью быстроты и при этом непроизвольности реакций в ответ на воздействие. Люди с высокой реактивностью довольно конфликтны, поскольку начинают конфликт в ответ на внешний раздражитель непроизвольно, объясняя свои действия потом в духе «вырвалось», «оно само».
Активность. Определяется тем, насколько интенсивно и энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей. Люди с высокой активностью обычно описываются как энергичные, настойчивые, целеустремленные.
Соотношение реактивности и активности. Очень важная характеристика, потому что именно она в итоге определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных событий, на которые человек реагирует непроизвольно, или от сознательных установок и решений. Вот на это соотношение можно повлиять воспитанием и самовоспитанием.

Пластичность и ригидность. Определяются тем, насколько гибко человек приспосабливается к изменениям внешней среды (пластичность) или насколько, наоборот, инертен, неподвижен, неизменяем в ответ на это воздействие.
Темп реакций. Определяется скоростью протекания психоэмоциональных и психоинтеллектуальных реакций, внешне — как темп речи, динамика жестов, быстрота ответов. Интеллектуальные игры и телешоу с ограничением времени (например, «Что? Где? Когда?») демонстрируют нам людей с высоким темпом реакций.
Экстраверсия или интроверсия. Определяется тем, от чего в большей мере зависят реакции и поступки человека — от внешних впечатлений, реакции на настоящий момент (экстраверсия), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверсия). Можно довольно легко определить, является человек экстравертом или интровертом по психотипу — присмотреться, дает ему или отбирает у него энергию общение с людьми и смена впечатлений. Экстравертам это дает энергию, интроверты от людей и впечатлений устают, набирают же в одиночестве.
И пусть все эти характеристики являются врожденными, их можно и нужно не только учитывать, но и менять их выраженность в определенном диапазоне.
Немного расскажу теперь и о том, какие у типов темперамента сильные и слабые стороны и как они проявляются вообще и в детском возрасте. А заодно — как вести себя с ребенком каждого из типов.


Сангвиник

Ребенок сангвиник

Сенситивность: средняя, возможна низкая.
Активность: высокая.
Реактивность: высокая.
Соотношение активности и реактивности: в пользу активности, уравновешено, сбалансировано.
Экстраверсия более характерна, чем интроверсия.
Пластичность преобладает над ригидностью.
Темп реакций: высокий.

Это почти идеальный темперамент для ребенка, с которым ему самому жить легко и хорошо. Герои многих приключенческих детских фильмов и книг — сангвиники, а значит, они подсознательно являются мотивирующим примером для подражания.
Дети-сангвиники ориентированы на общение с другими детьми и взрослыми, улыбчивы, чаще
находятся в хорошем настроении, активны и жизнерадостны. Уже в детсадовском возрасте они легко становятся лидерами в компаниях других детей. Их легко увлечь каким-то интересным новым занятием, особенно подвижным, а они увлекают этим занятием других детей. Они легко засыпают и просыпаются, если нет медицинских проблем, и с аппетитом едят.
Сложности ребенка-сангвиника — это его неуемная энергия в сочетании с отсутствием страхов (о таких детях родители чаще всего рассказывают страшилки в духе «вылез на крышу через чердачное окно», «уронил шкаф с книгами», «пускал в ванной кораблики и затопил семь нижних этажей»), легкая переключаемость, из-за которой ребенок бросает неоконченное наскучившее дело, особенно если оно плохо получается, а в более старшем возрасте — уборку и уроки. При всей подвижности и энергии сангвиников их успехи в спорте могут быть слабыми, потому что они предпочитают переключиться на другое занятие, как только столкнулись с трудностями. Однако какое-то регулярное физическое занятие для выплеска энергии им необходимо — спорт, танцы, единоборства.
Родителям ребенка-сангвиника важно:

  • помочь ребенку найти двигательную активность, которая ему нравится;
  • поощрять в ребенке настойчивость. Ваш пример для него важен, поэтому собирайте вместе с ним конструктор, лепите из пластилина, украшайте торт — все, что требует моторики и старания. Хвалите за результат;
  • поддерживать ребенка, когда тот столкнулся с трудностями, помогать преодолевать их, а не обходить.


Холерик

Ребенок холерик

Сенситивность: скорее высокая, хотя возможны варианты.
Активность: скорее высокая.
Реактивность: высокая.
Соотношение активности и реактивности: в пользу реактивности, неуравновешенно, в дисбалансе.
Экстраверсия более характерна, чем интроверсия. Ригидность преобладает над пластичностью.
Темп реакций: высокий.


Это сложный темперамент и для самого ребенка, и для его родителей. Таких детей видно и слышно издалека — они стремительны, вспыльчивы, конфликтны, могут быть агрессивны. Они, как и сангвиники, имеют склонность к общению и лидерству в детских компаниях, но если сангвиник — маленький всеми любимый и уважаемый вождь, то холерик — скорее неугомонный поставщик новых идей. Холерики креативны и переполнены фантазией, часто еще и очень артистичны.
Дети-холерики часто плохо спят, особенно днем, с трудом засыпают ночью. У них чаще неплохой аппетит, но они не доедают до конца или пытаются быстро наесться хлебом и конфетами. Холерикам очень присуще переедание сладким и привычка к быстрым углеводам.
Как и сангвиники, и даже в большей мере, холерики авантюрны и кажутся лишенными инстинкта самосохранения, только в родительских страшилках о них преобладают совсем уж импульсивные поступки — «выбежал на проезжую часть», «прыгнул в воду прямо в одежде, причем осенью».
Им нужно общение, нужен коллектив, но они конфликтны и за счет ригидности неуживчивы. Легко поссорившись, холерики с трудом мирятся с друзьями.
Родителям ребенка-холерика важно:

  • быть с ним терпеливым и спокойным. Холерик легко возбуждается, на ваш крик он ответит криком и противодействием;
  • строго соблюдать с ребенком режим дня — это важно с любыми детьми, но с холериками больше всего. За два часа до сна сменить все возбуждающие занятия на успокаивающие — ванна, чтение. Если ребенок категорически протестует — наоборот, вывести на прогулку, дать набегаться и физически устать;
  • подобрать ребенку либо двигательную активность по вкусу, либо театральную студию — в ней он с вероятностью найдет себя;
  • учить ребенка общаться без конфликтов, проигрывая с ним возможные ситуации с помощью игрушек.


Флегматик

Малыш флегматик

Сенситивность: низкая.
Активность: средняя или высокая.
Реактивность: низкая.
Соотношение активности и реактивности: в пользу активности с огромным преобладанием.
Интроверсия более характерна, чем экстраверсия.
Ригидность преобладает над пластичностью.
Темп реакций: низкий.

Это прекрасный темперамент в глазах родителей. Тот «подарочный ребенок», который умеет занимать себя сам, причем уже довольно рано и на продолжительное время. Иногда это даже вызывает тревогу — все ли с ребенком нормально?
Дети-флегматики медлительны, обстоятельны, относительно молчаливы. Они склонны долго, увлекшись, рассматривать или слушать что-то, сидя практически неподвижно. У них неторопливая для их возраста речь и спокойное лицо, на обращение они могут реагировать не сразу — словно сначала обдумывают свою реакцию или ответ.
Дети-флегматики не любят новшеств. Они играют всего с несколькими любимыми игрушками (зато потеря одной из этих игрушек станет для ребенка трагедией), в несколько любимых игр, довольствуются компанией одного-двух друзей или вообще предпочитают одиночество. А на ночь готовы слушать одну и ту же любимую сказку месяцами. Легко и охотно соблюдают режим дня. Не любят пробовать новую еду и осторожны по отношению к новым развлечениям, привыкают к ним долго. Настольные и интеллектуальные игры предпочитают подвижным. Охотно и подолгу собирают конструкторы, лепят, раскрашивают.
Спят дети-флегматики обычно крепко и долго. Засыпают хорошо за тихой игрой в кроватке, а вот просыпаются тяжеловато. Аппетит у них хороший, если они едят привычную еду в привычное же время.
Дети-флегматики послушны и вежливы, пока все происходит в рамках привычного распорядка, долго остаются уравновешенными и спокойными, но при повторяющемся или очень сильном (например, выброшенная любимая игрушка или смена детского сада) внешнем раздражителе становятся агрессивными и невероятно упрямыми. И переключить их очень сложно.
Родителям ребенка-флегматика важно:

  • помнить, что вашему ребенку нужно больше времени, чем вам кажется, чтобы собраться, одеться, сделать домашнее задание. Не торопите его и не злитесь, не делайте за него — это его особенность, спешка только помешает ему и расстроит. Просто учитывайте это;
  • не пытаться быстро переключить ребенка с одной задачи на другую и давать больше одной единовременно. Для него это бессмысленный стресс. Но одну задачу он выполнит тщательно и «по-взрослому», главное — четко ее сформулировать;
  • бережно расширять его кругозор, давая пищу и уму, и фантазии. Дети этого типа часто увлекаются не сказками, а энциклопедиями для малышей, не велосипедом, а шахматами. Хорошо подобрать им и тихое творческое занятие — рисование, например;
  • дети-флегматики редко любят спортивные игры — восполняйте это долгими прогулками в красивых и привычных местах, плаванием.

Меланхолик

Ребенок меланхолик

Сенситивность: высокая.
Активность: низкая.
Реактивность: низкая.
Соотношение активности и реактивности: в пользу активности с малым преобладанием.
Интроверсия характерна, экстраверсия — нет.
Ригидность преобладает над пластичностью.
Темп реакций: чаще низкий.

Этот темперамент сложен и для самого ребенка, и для его родителей, как и темперамент холерика. Чувствительные, впечатлительные, «тонкокожие» дети-меланхолики застенчивы, обидчивы, пугливы, плаксивы, их внутренний мир очень богат и сложен для понимания. Зато они прекрасно наделены эмпатией и фантазией, вежливы, неагрессивны, ответственны, ласковы с животными и совсем маленькими детьми.
Дети-меланхолики говорят тихо, при этом часто строят фразы не по-детски сложно. Как и флегматики, они рассудительны. Довольно рано с ними можно обсуждать их переживания, они склонны к саморефлексии.
Дети-меланхолики теряются в новом месте, новом коллективе, с новыми людьми — слишком тяжело справиться с впечатлениями. У них нет потребности быть окруженными многочисленными людьми, им достаточно внимания избранных близких, обычно хватает одного друга или подруги. Тем не менее, если они осознают свою полезность детскому коллективу, то могут в него включаться даже с удовольствием, но практически никогда не на лидерских позициях.
Дети-меланхолики плохо спят, им часто снятся яркие, порой страшные сны, во сне они переживают впечатления дня, поэтому их сложно разбудить. Им присущ страх темноты из-за очень развитой фантазии. Из-за переживаний они легко теряют аппетит и при попытке все же накормить их жалуются на тошноту и боли в животе.
Родителям ребенка-меланхолика важно:

  • проявлять мягкость и тактичность. Ваш ребенок очень раним, вашу насмешку он может переживать годами, а ласка и поддержка ему еще нужнее, чем остальным типам;
  • помня о чувствительности ребенка, создавать ему дома уголок безопасности: детская должна быть выдержана в спокойных тонах, игрушки только позитивные и приятные, свет теплый и не слишком яркий, музыка комфортная и тихая. Ребенку-меланхолику это важнее, чем другим типам;
  • давать пищу творческим способностям ребенка. Меланхолики — будущие писатели, поэты, художники, драматурги, композиторы. Дайте им возможность встать на этот путь раньше;
  • говорить с ним о его чувствах, переживаниях, поступках, помогать его рефлексии;
  • обсуждать с ним отношения с другими детьми и общение, проигрывать возможные ситуации с помощью игрушек и рисунков
.

Помните: все темпераменты имеют собственные преимущества. Но к каждому надо правильно подойти. Если вы заставляете ребенка-меланхолика стать жестким лидером, ребенка-флегматика решать множество разноплановых задач, ребенка-сангвиника много времени проводить в одиночестве — вы получите только сбитую самооценку и болезненные невротические реакции. Такие родительские ошибки могут повлечь необратимые последствия. И к этому родителям нужно подготовиться.

Статья предоставлена издательством «РИПОЛ классик»

Книга Андрея Смирнова



Отрывок из книги Андрея Смирнова "Ребенок. Инструкция по эксплуатации"




Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.