Поиск

Песочное царство-государство

18/07/2024
Юлия Алёхина, специалист по раннему развитию, логопед-психолог
419

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в принципе, так мало:

Горсть золотистого песка,

Любовь, желанье, доброта

И вера в чудо…для начала!

Как только исчезают последние снежные пятна на земле, наши малыши с удовольствием начинают копаться в сказочном песочном царстве – государстве.

Золотистый песок всегда притягивал нас в детстве в мир чудес и сказок. Мы закапывали «клады – сюрпризики», раскапывали норки-домики и снова и снова, без устали пекли в песочницах куличики для мамы. Эти игры давали нам возможность весело поболтать и потолкаться с друзьями в своем собственном, пусть и маленьком, но Мире! Они непринужденно развивали в нас коммуникативные навыки и умения взаимодействовать, позволяли гармонично и эффективно общаться друг с другом!

Наблюдая за тем, как себя ведут уже наши дети в таком маленьком мирке, мы открываем в своих малышах новые, неожиданные качества. Первые сложности любимцев в общении с другими детьми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) воспринимаются нами, как личное оскорбление и проблемы. Многие родители обращаются за помощью к психологам. А оказывается, у наших «проблемных» деток, как говорят психологи, просто не сформировались коммуникативные навыки - они не умеют общаться!

Обучение и развитие происходит намного проще и быстрее, если оно идет в процессе игры! Научите своего малыша общаться с помощью совместных песочных игр!

Песочный мир, созданный вами и крохой - замечательная возможность для этого! Перед отправкой в сказочное уличное путешествие запаситесь:

  1. Бутылкой с водой (для песочных игр лучше, если песочек влажный);

  2. Ситечком для просеивания (чтобы песок был не слишком крупный или мелкий);

  3. Мягкими влажными салфетками (чтобы почистить ручки после игр);

  4. Мелкими игрушками высотой не более 8 см.

Замечательно, если в наборе игрушек у Вас будут:

  • животные

  • машинки (наземные, водные, космические корабли и ракеты)

  • флаконы и баночки из-под парфюмерии и косметики

  • пластиковые, металлические или деревянные буквы и цифры

  • геометрические фигурки (кружочки, квадратики, треугольнички)

  • домашняя утварь (как игрушечная, так и самая настоящая, с кухни)

  • естественные предметы (веточки, красивые камешки, косточки, ракушки)

  • здания (домики, замки)

  • растения (деревья, кустики, цветы)

  • наборы овощей и фруктов

  • символические предметы (сундуки с сокровищами, коробочки с секретами, драгоценности)

  • человеческие персонажи

  • сказочные (фантастические) персонажи

  • постройки (мостики, ворота, загоны для животных)

  • строительный инструмент (лопатки, грабельки).

Все, что сможете найти дома и на улице, займет достойное место в Вашей «коллекции». Если для игр и занятий вдруг не хватит каких-то деталей или фигурок-образов, их легко можно будет слепить потом из глины, теста, пластика, вырезать из плотной бумаги или картона.

Перед выходом на улицу, решите для себя: в какие игры Вы будете играть, и чем именно заниматься, наметьте план и в путь!


Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

Тактильная форма ощущений является наиболее древней у человечества. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу. Кинестетические ощущения возникают в процессе наших движений. Тактильно-кинестетические ощущения связаны с мыслительными операциями головного мозга, с их помощью мы познаем мир вокруг. Именно поэтому не препятствуйте самому естественному желанию Вашей крохи при виде песка – погрузить в него ручки. Позвольте малышу ощутить его прохладу, пусть пропустит песок между крошечных пальчиков, чувствуя при этом, тепло собственных ручек в ожидании чуда. Сделайте тоже самое – погрузите в песок и свои руки, вспомните свои приятные воспоминания, погрузитесь в свой мир детства, ощутите бесконечность вселенной. Вы вместе стоите на пороге открытий. Сейчас Вы вместе делаете важные шаги по дороге познания!


Игра «Отпечатки ладошек»

Эти простая игра стабилизирует эмоциональное состояние детей, учит проговаривать свои ощущения, что помогает развивать речь, произвольное внимание, а также память. Очень важно, что играя, малыш получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других, а благодаря всему этому закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

  • В начале игры разровняйте, предварительно просеянный песок, грабельками и сделайте по очереди отпечатки кистей своих рук (внутренней и внешней стороной), слегка вдавливая и задерживая руки на песке. Прислушайтесь к своим ощущениям. Расскажите малышу о них: «Мне так приятно. Песочек такой прохладный. Когда я шевелю руками, я ощущаю маленькие песчинки, опусти свои ручки в песочек. Что чувствуешь ты?»

  • Затем переверните свои руки ладонями вверх. Прочувствуйте, что ощущения изменились и поделитесь этим открытием со своим малышом. Скажите: «Я перевернула свои руки, мне кажется, что он стал холоднее. А что чувствуешь ты? Мне неудобно так держать ручки, а тебе?»

Если ребенок слишком мал и не сразу понимает того, что Вы от него хотите, манипулируйте его ручками сами, проговаривая при этом свои личные ощущения, без навязывания своего мнения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, дети научатся передавать свои ощущения!

Не выполняйте все упражнения сразу в одной игре. Чтобы занятия быстро не надоели, и постоянно доставляли вашей компании удовольствие, каждый раз добавляйте новые движения.

Например, на следующий день поучитесь «скользить» ладошками по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как кораблики, машинки, змейки и т.д.), а потом выполните те же движения, поставив ладошки на ребро.

Через день поучитесь совместному созданию отпечатков ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней на песке. Пусть у вас получатся причудливые кружева узоров на песочной поверхности. «Проходите» ладошками по проложенным дорожкам, оставляя следы, поиграйте в игру «На что похож мой узор». А когда эти развлечения утратят элементы новизны, научите свою кроху «топанию» по песочку сначала одним указательным пальчиком правой и левой руки (поочередно), и только потом средним, безымянным, затем большим и в самом конце мизинчиком.

Поиграйте пальчиками, ударяя по поверхности песка, как по клавишам пианино или компьютера. Обратите внимание, чтобы при этом двигались не только пальцы, но и кисти рук, совершая плавные мягкие движения «вверх – вниз». Сравните ощущения, предложив ребенку проделать те же движения на бортике песочницы.

Учите малыша группировать пальчики по - два, по - три, по - четыре, по -пять. Наблюдайте за появлением загадочных следов на «неведомых дорожках». Эти занятия доставят вам много удивительных и приятных моментов!


Игра «Песочные сюрпризы»

Нам всем в детстве нравилось закапывать сюрпризики и клады - секретики. Научите этой замечательной игре и своего малыша.

Вместе с крохой погрузите руки в сухой песок и пошевелите ими. Понаблюдайте, как изменяется узор песчаного рельефа. Затем тихонько вытащите руки из песочного плена, тихо-тихо шевеля пальчиками, сдуйте с них песчинки.

Для усложнения задания поиграйте с мокрым песком, а в процессе игры, незаметно, закопайте парочку заранее приготовленных игрушек, и, предложите ребенку их найти.

Для усложнения задания попросите ребенка, не вытаскивая игрушки из песка, наощупь, описать словами.


Познавательные игры на песке

Игра «Фантастический мир»

Такая игра – уникальная возможность для использования детской субкультуры (роботов, покемонов, телепузиков) в «мирных», познавательных целях.

Посмотрите мультфильм, к примеру, о Лунтике, а затем превратите песочницу в самую настоящую Луну. Проиграйте различные ситуации, придумайте продолжение истории. Пусть новые друзья Лунтика, Кузя и

Шмеленок, отправятся вместе с ним на Луну. Пофантазируйте, что же они там будут делать.

Реализуя желание ребенка быть сказочным существом и быть вечно живым, Ваш малыш освобождается от внутреннего напряжения и может получить от Вас много интересной информации о планетах, путешествиях, космических кораблях и т.д.

Песочными картинками можно также сопровождать знакомство детей с потешками, баснями, знакомить с окружающим реальным миром растений, животных, птиц и людей.

Милые родители, все, что Вы знаете о фантастическом мире, все, что можете сами придумать – расскажите своему ребенку в доброй сказке или истории на песке, ведь очень непросто разобраться в себе самих, дорогие родители, но еще сложнее ощутить «трепет» души своего маленького человечка!

С помощью речи мы понимаем друг друга. А как же быть малышу, как рассказать о своих мыслях и переживаниях, если словарный запас крохи совсем небольшой? Как реализовать свои творческие потенциалы? Психологи советуют нарисовать свой мир, но не все маленькие дети умеют хорошо рисовать. Бывает так, что ребенок сильно расстраивается, когда родители не понимают того, что же он хотел объяснить им своим рисунком. А в фантастических играх с песком все становится возможным! Проигрывая различные ситуации с помощью маленьких игрушек, создавая узоры и картины из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя ответы, которые ему так сложно было получить от взрослых. А у нас есть уникальная возможность реально увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры – это проекция внутреннего мира. Играя, дети выносят наружу свои переживания, умения, желания и возможности. Постоянно проигрывая на песке «добрые» ситуации вместе со своим малышами, воспитывая «добрые чувства» в нем, вы увидите, что вскоре «проблемные», раньше не умевшие общаться, дети, начнут применять в реальности свой «песочный опыт» уже со своими друзьями, а Вам останется только улыбнуться и порадоваться за них!

Фото: Freepik

Развитие самостоятельности у детей: полезные советы и ошибки, которых стоит избегатьЧитать статью
Витамин для здоровья малышаЧитать статью
Не перестаем удивлятьсяЧитать статью
"Семейный доктор" для всей семьиЧитать статью
Царские дети и их наставники. ПродолжениеЧитать статью
Меренга с орехамиЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.