«Кто в
домике?»
Эта игра лучше
всего подходит для малышей (с 1,5-2 лет), но любима и более старшими детками.
Нарисуйте или вырежьте из журнала несколько красочных домиков, в которых
открывались бы окошки. Количество домиков: 3-10 штук в зависимости от возраста
и способностей ребенка. Также подготовьте карточки с животными. Поместите
животных в домики и, открыв окошко, покажите малышу карточки на пару секунд.
Малыш закрывает глазки, вы меняете домики местами (карточки остаются в
изначальных домиках) и потом просите карапуза угадать, кто, где живет. Игру
можно усложнять, добавляя новые домики и карточки и увеличивая их количество.
«Смотри на
фигуру»
Наша следующая
игра прекрасно развивает не только память, но и знакомит малыша с первыми
геометрическими понятиями, а так же с цветами. Вам понадобятся карточки, на
которых изображены круг, квадрат, треугольник, ромб, крест, выполненные каждая
в нескольких цветах. Показывая ребенку карточку, вы четко называете
фигуру: «Это — зеленый треугольник. Это — желтый круг»… Предъявив серию из
нескольких карточек (3-5), попросите ребенка назвать их или выбрать из стопки
те карточки, которые он видел. Далее вы можете увеличивать количество карточек
и придумывать новые элементы.
«Фрукты–ягоды–овощи»
Предложите
маленькому гурману лучше узнать его любимые фрукты, овощи или ягоды. Для этого
подойдут карточки с изображением или пластиковые муляжи. Наберите целый мешочек
и на пару секунд выложите перед крохой эти предметы, затем убрав в мешок.
Удалось? Теперь попросите малыша достать на тарелочку те предметы/ карточки,
которые вы только что ему назвали и показали.
«Повторюшка»
Малыш любит
шалить? Направим его энергию в мирное русло. Покривляемся! Встаньте перед ним и
произведите серию из пары-тройки движений. Например, подняли одну руку — наклонились
вперед — показали язык. Пусть кроха повторит эту связку. Так можно придумывать
смешные движения, строить гримасы и даже танцевать. Увеличение числа движений
расширяет объем памяти, а заодно тренирует внимание и раскрывает природный
артистизм.
«Пальчики»
По тем же
правилам можно сыграть еще в одну игру. Усадите малыша напротив себя и
предложите повторить череду жестов. Жестами будут служить определенные позы
пальцев руки: кулаг, противопоставленный большой палец, большой и мизинец,
«коза», «галочка» указательным и средним пальцем, развернутая ладонь и т.д. В
общем, подключите воображение и веселитесь на здоровье!
«Рисуем на
память»
Ребенок любит
рисовать? Отлично! К тому же развивать память через художественную деятельность
очень увлекательно. Покажите ребенку простую картинку, состоящую из толстых
линий — дом, человечек, дерево, животное. Дайте посмотреть на нее несколько
секунд, а затем попросите малыша нарисовать то, что он видел. Если юный
художник упустил какие-то значимые детали, подскажите ему о них с помощью
наводящих вопросов.
«Слова и
числа»
А как на счет
задания посложнее? Начиная с 4-5-летнего возраста оно становится доступным,
однако в полном объеме подходит деткам с 6-7 лет и далее. Предложите ребенку на
слух ряд простых слов (дом–стол–кот) или цифр. Начните с трех элементов, доводя
цепочку в итоге до 7-10. Как только вы произнесли ряд, попросите ребенка
повторить услышанное. Игра мощно стимулирует память и служит идеальным досугом
в любом месте: в очереди, поездках, поликлинике и так далее.
«Мемо»
Эта игра
довольно известна и любима детьми. Однако, что бы наслаждаться ею, не
обязательно покупать дорогостоящие комплекты. Все можно сделать самостоятельно.
Нарежьте несколько пар одинаковых картинок-карточек. Штук 10. Это могут быть
вырезки из детских журналов, книг для наклеек или карманные календарики.
Положите карточки «рубашками» вверх и попросите малыша отыскивать парные. Смысл
в том, что, открывая случайную картинку, ребенок должен запомнить ее
местоположение, и когда отыщется его пара, перевернуть первую карточку. Чем
быстрее откроются все карточки, тем лучше результат. Со старшими детьми можно
играть на время.
«Сказки»
Кто же не любит
сказки? Кстати, сказки — это богатейший материал для развития многих
психических функций и личностных качеств. Для развития памяти нам понадобится
«мнемо-образец». Это коротенькая сказка из нескольких предложений, придуманная
вами. Она должна быть яркой, веселой и законченной. Выразительно расскажите ее
карапузу, а затем попросите повторить. Чем старше ребенок, тем длиннее сказка.
А яркие образы и юмор помогают сосредоточиться на деталях и не упустить суть!
Радостного
развития!