Чтобы у малыша не возникло стресса в первый и последующие дни в детском саду, ваша задача психологически подготовить себя и его заранее.
Наверняка многим из вас приходилось слышать, как по всему подъезду или по двору разносится истошный детский крик.
И вы уже знаете, что это плачет малыш, которого обессилевшая мама тянет за собой в детский сад. А тот отчаянно вырывается и даже пытается укусить ее за руку.
Соседи к столь драматической сцене относятся по-разному: кто с сочувствием, кто с осуждением…
А ведь проблема действительно существует. И поступление в детский сад – важный этап в жизни всей семьи, не только ребенка, но и его родителей. Ведь именно от вас зависит, чем станет для малыша детский сад: необходимой школой жизни, мощным стимулом к развитию или, наоборот, источником стресса, психологической травмой. Избежать нежелательного развития событий можно, если создать правильный настрой и у себя, и у крохи.
Садик вовремя
Один из первых вопросов, который встает перед родителями будущего детсадовца: с какого возраста ребенку становится легче адаптироваться к жизни там?
По мнению большинства психологов, раньше 3,5-4 лет с детским садом торопиться не стоит. Дело в том, что у ребенка еще не выражен мотив общения со сверстниками. Кроме того, он пока очень сильно привязан к маме.
Но даже самые любящие родители порой не могут себе позволить так долго держать карапуза дома. На практике большинство малышей начинают посещать детский сад в возрасте двух лет. И это обстоятельство требует от мам и пап еще более серьезно относиться к процессу психологической подготовки своего ребенка к детскому саду.
Главное – настрой!
Желательно начать настраивать малыша на позитивное отношение к предстоящим переменам за несколько месяцев до первого похода в детский сад.
Во-первых, ребенок должен сам захотеть попасть туда, потому что там много детей и игрушек, идет какая-то другая – пусть незнакомая, но яркая, интересная жизнь. Чтобы пробудить у него такое желание, во время прогулок регулярно проходите мимо здания детского сада, остановитесь у ограды, и пусть ваш малыш понаблюдает за действиями детей.
Дома обязательно играйте с ребенком в «детский сад». Расскажите, что дети там едят и спят, что у каждого есть соя кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут «детками», которых привели в детский сад, а малыш в роли заботливой воспитательницы будет кормить их обедом и укладывать спать.
Но при этом не забудьте также тактично познакомить карапуза с возможными трудностями, которые могут возникнуть в детском саду. И подскажите, что ему нужно в этом случае делать. Например, скажите: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи об этом, тебе дадут воды».
Только не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
Вместе веселей!
Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые дети. Чтобы избежать этого, учите ребенка знакомиться и общаться со своими ровесниками.
Придя на детскую площадку, помогите малышу познакомиться с другими детьми.
Сначала вам самим придется спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного малыша.
Но рано или поздно он научится это делать сам. Подскажите ему, как правильно просить чужую игрушку или предлагать поменяться, как приглашать сверстника в свою игру или просить разрешения присоединиться.
И вообще, научите кроху играть! Если он умеет занять себя игрой, ему будет проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей.
Поэтому дома вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры – они полезны, так как учат общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.
Мамина поддержка
Увы, чаще всего ребенок думает, что его отдают в сад, потому что он плохо себя ведет или мешает родителям.
Помочь ему справиться со своими чувствами и понять, что на самом деле никто его не разлюбил, можно только уделяя максимум времени на душевное общение, такое, которое способна дать одна лишь мама.
Играйте с крохой в его любимые игры, больше гуляйте вместе, готовьте к столу то, что малыш больше всего любит.
Любому карапузу, и особенно впечатлительному малышу, в период привыкания к садику нужно создать дома неконфликтную атмосферу.
Эффективным оказывается соблюдение дома детсадовского режима.
Важные нюансы
Приготовьте вместе с ребенком специальную «коробку сюрпризов». Туда вы будете складывать небольшие игрушки, красивые камешки, ракушки и прочие приятные мелочи. С этой коробкой он и отправится осенью к новым друзьям. Она поможет вашему малышу завязывать отношения с другими детьми.
Но как бы вы тщательно ни готовились к первому дню в детском саду, сам момент расставания обычно проходит драматично. Ведь мама уходит, а малыш остается с «чужой тетей»!
Вот почему так важно подготовить кроху к предстоящей разлуке. Для этого практикуйте недолгие расставания с ним (уходя в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. При этом ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь.
В первые дни побудьте в малышом некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вечером непременно вернетесь за ним.
Медаль за отвагу
Если малышу нелегко дается утреннее прощание с родителями, можно ввести дополнительные стимулы.
Для девочки это может быть новый платочек, заколочка, для мальчика – машинка, самолетик, наклейки.
Карапузу захочется показать свое богатство, и таким образом он станет не только более приветливым, но действительно испытает меньший стресс в тот момент, когда за мамой закроется дверь.
Все разрешимо
По мнению психологов, адаптация к детскому саду длится от 6 недель до 6 месяцев. В это время возможны разные, порой неожиданные для родителей изменения поведения и состояния ребенка. Например, у него могут начаться так называемые психосоматические респираторные или желудочные проявления, не связанные с инфекцией. Могут появиться страхи, ночные пробуждения и даже энурез.
С одной стороны, не обращать внимания на эти явления невозможно. С другой, - если относиться к ним слишком тревожно, такое поведение у крохи может закрепиться.
Это один из законов детской психики: если какое-то поведение малыша принесло желаемый для него результат, оно будет повторяться. Например, если ребенок с утра сказал: «Мама, у меня горло болит», а мама, не проверив это, оставила его дома, то такая жалоба может стать постоянной.
В любом случае малыша надо внимательно выслушать. И если симуляция очевидна, стыдить его не надо.
Спокойно объясните ему: «Я тебя понимаю, многим детям не хочется идти в детский сад и им кажется, что у них что-то болит. Но это необходимо…». Далее должен идти список доводов, почему в сад надо идти.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, говорите ему: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
Основной этап адаптации можно считать завершенным, когда ваш ребенок приходит в детский сад в хорошем настроении.
Советы для адаптации
Водить малыша лучше всего в тот садик, который ближе к дому. Потому что утром нужно быстро проснуться-собраться-дойти. А погода за окном может быть разной. А уже вечером этот пусть нужно будет преодолеть в обратном направлении.
-
Обратите внимание на заведующую детским садом. Если эта женщина и ее матера общения (не только во взрослыми, а в первую очередь, с детьми) вас устраивает, можете на 90% быть спокойны.
-
Вы наверняка уже знаете, что привыкать к садику лучше не наскоком, а потихонечку. И вам, и малышу. И увеличивать время пребывания ребенка в группе – осторожно. Начиная с одного часа в день.
-
Не стоит растить в себе чувство вины – оно обоюдное. Поэтому ребенку будет передаваться ваша тревожность, что, конечно же, не пойдет на пользу вам обоим. Поэтому ваша задача не говорить при ребенке о детском саде (например, о том, что там уйма бактерий и ребенка туда страшно отдавать) в негативном ключе.