Вспомним всем знакомую русскую матрешку. Внешняя, самая большая, матрешка – это лишние килограммы.
Для большинства людей лишний вес есть единственная реальность. А если так, то единственное решение — это сражаться с килограммами с помощью диет и фитнеса, массажа, косметических процедур (часто болезненных). Для этого требуется изрядная воля. А где чрезмерное напряжение, там и срыв.
Вторая матрешка прячется в первой. Это – наше сознание, которое проявляется через пищевое поведение. С ним мы, как правило, поделать ничего не можем: заедание стрессов или скуки, тяга к сладкому, переедание, привычка доедать все, что положено на тарелку и т. д. Часть из этого заложена в детстве, часть – приобретена в процессе жизни.
Инструменты снижения веса от второй матрешки – стройное фото на холодильник или же твердить себе: «я самая обаятельная и привлекательная» или «я наедаюсь малым количеством пищи». А также техники поддержания мотивации и правильная постановка целей. Т. е. уже психологические методы.
Третья, самая маленькая, матрешка – это подсознательные причины переедания, тяги к сладкому, низкой стрессоустойчивости, страхов, тревоги и прочих состояний, которые мы «заедаем». Их невозможно пощупать, но именно они и создают реальность лишних килограммов.
Подсознательных причин у лишнего веса – на пальцах перечесть. Как только вы поймете СВОИ причины, вам станет гораздо проще справляться со срывами. А устранив их однажды, вы сможете постройнеть навсегда.
О каких причинах идет речь, я расскажу на десерт. Возможно, вы сможете опознать свою. А основную часть страниц этой книги уступаю второй матрешке, которая поможет вам изменить сознание и пищевое поведение, чтобы перестать срываться и начать стройнеть без диет и волевых усилий.
Ведь для работы с подсознанием нужна подготовка. Например, алкоголику сначала проводят детоксикацию, а затем уже кодирование. Так и с едой, которая является не менее серьезной зависимостью, – нужно сначала настроить питание и тело.
Только с едой еще сложнее! Ведь алкоголика можно изолировать от предмета его зависимости, а от еды не изолируешь – есть все равно придется. И аппетитная реклама лезет в глаза. И «добрые» родственники пытаются накормить повкуснее. И попытки сесть на диету выглядят примерно как закодировать алкоголика от зависимости прямо посреди ликеро-водочного завода.
Но это только на уровне самой первой матрешки выглядит безнадежным. Чем глубже, тем легче! Вторая матрешка поможет настроить количество и качество еды за счет пищевых привычек.
Пищевой срыв
С начала разберемся, что такое «срыв».
Пищевой срыв, научным языком, – это эпизод потребления пищи с неспособностью контролировать ее состав, количество и скорость поглощения.
Признаки срыва:
- еда быстрее обычного
-
вредная «запретная» еда
-
поглощение пищи в одиночку («на людях» – соблюдение здорового питания)
-
«лишние» перекусы
-
внеурочная еда (поздний ужин, ночной визит к холодильнику)
-
дискомфорт от объема съеденного
-
после принятия пищи – стыд, чувство вины, снижение самооценки
Попросту говоря, срыв – когда вы решили питаться по одному сценарию, а едите по другому
Представьте себе кипящий чайник. Не будь открытого носика, давление изнутри его бы просто разорвало.
Срыв является тем открытым носиком, через который ваша психика «спускает пар», когда внутри нарастает напряжение.
А напряжение создают любые ограничения. Как только вы сказали себе: «Я буду жить теперь по-новому! Я буду питаться здоровой пищей и ограничивать калории. И отныне никакого шоколада!» – в подсознании сразу загорается красный сигнал тревоги. Напряжение нарастает. Через какое время произойдет взрыв – зависит от емкости вашей психики и строгости ограничений. Уравновешенные и спокойные люди могут «высидеть» на диете дольше эмоциональных. Мужчины успешнее снижают вес на диетах, чем женщины, которые по природе более зависимы от эмоций.
Любой регламент питания создает напряжение. Диета это жесткий регламент питания. Принципы сбалансированного питания – чуть менее жесткий, но все же регламент, ведь если колбасы хочется, а нельзя – тут уж как ни назови, все равно нужно включать силу воли. При этом напряжение растет, пар копится, а сжимать волю в кулак – означает добавлять «пара».
Почему вечером хочется дожрать, то есть, пардон, добрать калорий?
Потому что с утра более активно сознание. Утро – это психологически состояние начала. Психика отдохнула за ночь, вчерашние переживания переработаны, и есть боевой задор для зарядки и здорового завтрака. Чем ближе к вечеру, тем больше накапливается впечатлений, часто переживаний, стрессов, усталости. Сознательные «вожжи» ослабевают, и на сцену выходит «ночной дожор».
Вечерняя или ночная гиперфагия (переедание) – патологическое состояние, которое характеризуется неконтролируемым потреблением пищи в вечернее и ночное время. В результате гиперфагии могут развиваться ожирение и другие формы нарушений пищевого поведения, если на фоне гиперфагии начинаются эксперименты со снижением веса, например через вызывание рвоты. Чаще всего гиперфагия является психогенным расстройством, то есть возникает на фоне психологических переживаний, а не расстройством обмена веществ. Часто возникает на фоне перенесенного сильного стресса и может сопровождаться отечностью, аллергической сыпью, головными болями от эмоциональных «качелей» и депрессивным настроением после приступа.
По статистике, этим видом нарушения пищевого поведения страдает 25% полных людей. Обычные симптомы: с утра нет аппетита, зато ночью невозможно заснуть без пищевого допинга. Еда поедается жадно, быстро, за закрытыми дверями, без чувства голода, до ощущения дискомфорта от переедания и чувства вины.
Почему диеты провоцируют срыв
Мы уже определились: срыв – это когда осознанно решили одно, а неосознанно делаем другое. Как следствие – ощущение стыда, вины, разочарования, падение самооценки и лишние килограммы.
Любой пищевой срыв – это реакция подсознания на ограничения, которые выставляет сознание: нельзя колбасу, нельзя конфету, нельзя есть после 6 вечера, нельзя-нельзя-нельзя... Если бы еда была нам нужна только для поддержания сил и не несла никакой эмоциональной нагрузки, мы бы легко питались хоть овсянкой без соли и сахара круглые сутки. Но если возникает вопрос: «Чего бы мне такого съесть, чтобы похудеть?» – тогда приходиться признать, что едой мы кормим не желудок, а эмоции.
Когда чего-то «нельзя», привыкшие к пищевой «подпитке» эмоции бунтуют. Не хотят они отказываться от колбасы и тортов!
Потому что еда – это привычный способ:
- снять раздражение
-
выпустить злость
-
почувствовать себя любимым
-
разнообразить жизнь
-
заполнить время
-
возможность на законных основаниях сделать паузу,
-
уделить внимание себе...
И еще несколько десятков разных возможностей. Которые из них ваши?
Диетическая депрессия
Диетическая депрессия – комплекс переживаний человека при ограничениях в питании: снижение эмоционального фона и продуктивности, раздражительность, невнимательность, упадок сил, в некоторых случаях даже агрессивность, потеря ощущения вкуса еды.
Функция срыва – устранить напряжение в связке «тело и психика»: где плохо голове, там страдает тело. Выпустить пар из чайника, помните?
Если внутри кипят чувства, необходимо выпустить пар, а не пытаться понизить градус кипения за счет усилий воли. Вот поэтому, если вам нестерпимо хочется шоколада (а это обычно происходит, когда крайне необходимо почувствовать себя нужным, любимым), – лучше съешьте шоколад. Набранные 100 граммов веса не настолько опасны для психики, как сосущая пустота внутри -предвестник диетической депрессии.
Именно диетическая депрессия, с которой сталкиваются не менее 60% худеющих, чаще всего становится причиной срыва. Диетическая депрессия встроена в само понятие диеты. Поэтому для плохого настроения на диете достаточно даже такой малости, как плохая погода, например.
Подсознание выбирает шоколад как лекарство от депрессии! И вместо того чтобы сказать подсознанию «спасибо», мы гнобим себя чувством вины. Его снова заедаем – пропадать, так с музыкой! Под шуршание фантиков тихо умирает еще одна надежда высидеть на диете.
В Институте питания РАМН одна из научных сотрудниц и одновременно практикующий врач-диетолог порадовала меня яркой метафорой. Когда обсуждали с ней диетические страсти худеющих, она сказала: «Может, не будем играть в Дункана Маклауда?!5 С его бессмертием можно было тратить время на диеты, а нашей жизни не хватит». Выход из диетических страстей первой матрешки подскажет вторая.
Я срываюсь, следовательно, я существую
Мы привыкли к срыву относиться негативно. А к себе после срыва – и того хуже. Но срыв – это естественная часть процесса снижения веса. Он показывает, насколько психологически здоровым способом вы снижаете вес.
Бывают люди, которые легко переносят диеты и так же легко могут, к примеру, бросить курить. Я знакома с такими. Возможно, и вы тоже. И все-таки это единицы. А тысячи продолжают срываться и ругать себя за срыв. Все меняет простая истина:
Срыв - естественная часть процесса снижения веса.
Даже диетологи бьют тревогу, если пациент снижает вес без срывов. Опытные врачи знают, что несколько недель без срыва, скорее всего, означают сильно закрученные волевые гайки, за которыми уже зреет взрыв.
А раз срыв неизбежен, то не стоит по этому поводу расстраиваться – используйте его во благо.
Огромная польза срыва состоит в том, что он помогает понять скрытые потребности, которые стоят за перееданием, тягой к определенным продуктам и набором веса. Если вы поймете, чего хотите в критический момент на самом деле, то сможете выудить на свет вашу золотую рыбку – подсознательные причины набора веса.
Ловим золотую рыбку
Вспомните хотя бы три ситуации (лучше больше), когда вы срывались. Воспроизведите в памяти каждую ситуацию по очереди: где это было, кто вас окружал, что вы слышали в этот момент, что физически ощущали.
В режиме эксперимента: попробуйте почувствовать, где срыв находится в вашем теле, и положите туда руку, прислушиваясь к ощущениям. В каждой ситуации это могут быть разные части тела.
Независимо от того, нашли вы срыв в теле или нет, почувствуйте, чего вам тогда больше всего хотелось НА САМОМ ДЕЛЕ. Ведь вам тогда хотелось не шоколадки или гамбургера! Пищевой соблазн просто подменил собой что-то, чего вы не могли в тот момент получить, а возможно, и осознать.
Возможно, вам хотелось услышать, что вы самая лучшая, любимая, красивая (тогда это потребность в признании). Или вам было страшно, тревожно, неспокойно (тогда это потребность в безопасности) и т.д.
Кто подталкивает к холодильнику?
Абсолютно ненаучное, но точное художественное описание механики срыва из фильма «О чем говорят мужчины»:
— Что больше всего напрягает в женатом состоянии?
— Отсутствие других женщин?
— Отсутствие возможности других женщин!
К примеру, тебе запретили есть вилкой. Сказали: никогда больше не будешь есть вилкой! Казалось бы, и хрен с ней, с вилкой. Можно ложкой, палочками, руками. Но сказали: «Нельзя вилкой» – и сразу хочется именно вилкой!
И вот же они – серебряные, мельхиоровые, красивые. Да тебе бы даже алюминиевая сгодилась, когда у тебя уже три года... ни одной вилки не было... Нельзя! А вчера еще было можно. А что изменилось?!
И вот когда вам не нужна вилка, но возмущает само отсутствие возможности, наступает срыв -реакция подсознания на ограничения. Ваш внутренний «ребенок» – маленький мальчик/девочка еще помнят, как взрослые заставляли есть манную кашу и ложиться спать после «Спокойной ночи, малыши». А еще носить шапку, не пачкаться, делиться игрушками, дружить только с хорошими детьми и читать стихи с табуретки.
Ребенок не мог ничего противопоставить взрослым и загонял сопротивление внутрь. Изнутри наружу есть два возможных выхода – в активный протест или в пассивное сопротивление.
Активные «протестующие» – это обычно те, кого сначала называют трудными детьми, а потом сложными взрослыми. Пассивный протест может обернуться против себя: «я плохой», значит, не достоин/не достойна всего хорошего в жизни – хорошей работы, зарплаты, взаимной любви, внимания, стройности (подчеркните нужное).
Срыв (не только пищевой) – это один из вариантов выхода накопленного сопротивления в ответ на любые указания сверху, любые «нельзя» и ограничения. Кстати, диета – это тоже указание сверху, от головы:)
Накормите внутреннего ребенка
Представьте, что внутри вас живет ребенок. Если немного пофантазировать, то как он мог бы выглядеть, сколько ему могло бы быть лет, в каком он сейчас настроении? Вообразите его и почувствуйте его состояние.
И это не такая уж фантазия: детская часть личности есть в каждом взрослом, и она «отвечает» за состояние радости, наполненности, творчество, увлеченность – словом, то самое состояние, когда мама не может дозваться домой обедать, потому что на улице интереснее.
А в момент срыва ваш внутренний ребенок будет или бунтовать, или грустить, или злиться, но точно не будет счастлив. И ваша задача – его «накормить» без еды.
После того как представили вашего внутреннего ребенка, попробуйте с ним поговорить – чего он больше всего хочет прямо сейчас? На уровне воображения дайте ему ту эмоцию, которая сейчас больше всего нужна. Например, представьте, что его обнимают, дарят подарки, как он катается на каруселях и даже ест мороженое – на уровне воображения можно! Мысленно подарите ему подарки, много подарков.
Меняется его настроение или нет? Если с первого раза договориться не удалось, не страшно. Пообещайте, что будете возвращаться к нему снова, и рано или поздно заслужите его доверие. А чтобы это случилось побыстрее, периодически делайте что-то для него – сводите в парк, купите игрушку...
Будет здорово, если вы сделаете это В РЕАЛЬНОСТИ, а не только на уровне воображения. Когда в последний раз вы были в «Детском мире»? А в магазине товаров для творчества? А когда примеряли маскарадные костюмы? Пускали кораблики по лужам?
Вам странно слышать такой совет от кандидата психологических наук? А вы попробуйте! Особенно то, что вам запрещали в детстве, например шлепать по лужам! У вас сразу появится много энергии, а тяга к сладкому и прочей весонабирательной еде сократится.
Сверим часы
Срыв – это важная часть снижения веса. Он помогает снизить внутреннее напряжение в единой системе «голова-тело».
За срывом всегда стоит какая-то важная потребность. Осталось ее найти и удовлетворить. Вы скажете: «Это сложно!» Но точно не сложнее, чем давиться сухой куриной грудкой или потеть на тренажерах.
Глубинные потребности в любви, признании, безопасности, принадлежности и другие хранит в себе третья матрешка (подсознание). А первый этап – выключить «переедательный автопилот», разорвать автоматизм переживать эмоции, пережевывая пищу.
Ведь срыв, переедание, тяга к сладкому и другим продуктам – не более чем привычка.
Переедание – не более чем привычка, а привычки можно менять.
Статья предоставлена издательством «Бомбора»
Отрывок из книги Галины Турецкой "Теория большого срыва. Как похудеть без диет, тренажеров и дожоров"