Всем родителям известно, что объяснить маленькому почемучке существующие законы природы, ой как непросто. Объяснить сложно, а вот показать намного проще! Первые эксперименты позволят ввести ребенка в мир физики и химии, а о многом он догадается и сам.
Различные несложные детские опыты способствуют развитию любознательности и мышления у малышей, формируют начальные представления о процессах, происходящих в природе. Наилучших аналитических результатов добиваются те дети, мамы которых не спешат все «разжевывать» им, а предоставляют возможность делать выводы и искать ответы самостоятельно. Не страшно, если эти выводы, и эти ответы будут пока ошибочны. На данном этапе это не так важно, ведь процесс поиска самого ответа намного важнее всего остального. Итак, начнем.
Ванная комната – первая физическая лаборатория
Процедура купания – лучшее время для первых экспериментов по физике. Из инвентаря ребенку нужно будет выдать несколько губок, детскую леечку, ситечко, тазик, наполненный водой, несколько пластмассовых стаканчиков и пластиковых бутылок (одни должны быть с дырочками, а другие без), резиновую перчатку для хозяйственных нужд, пипетку, мисочку и т.п.
А теперь ваш выход: покажите, что как и с чем можно делать. Что, куда наливать, чем вычерпывать, капать… Вода может переливаться из стакана в стакан, а может просачиваться сквозь сито, губкой можно наполнить до краев мисочку, а потом содержимое перелить в лейку. Передайте инициативу малышу, пусть сам поэкспериментирует с этой кучей интереснейших предметов. А вы понаблюдайте за ним, время от времени вставляя пояснительные комментарии.
Сыграйте в игру: «Что тонет, а что нет?». Наберите кучу всякой всячины: игрушки из резины и пластика, деревянные щепочки, яблоки, разные камушки, поролон, баночки от йогурта, винтики и болтики, листочки, цветы, кукольную посудку и все такое, что можно без опасения окунать в воду. А затем вместе с ребенком бросайте все это в ведерко или тазик с водой.
Наблюдайте, какие предметы уйдут на дно, а какие останутся дрейфовать на поверхности. Такие эксперименты маленький физик наверняка не оставит без внимания. Ему непременно захочется сделать то же самое, но с другими вещицами, причем с теми, которые он будет подбирать сам. Ребенок наверняка будет брать заинтересовавшие его предметы и по одному опускать в воду – проводить собственное настоящее исследование. Спросите у ребенка, прежде чем он окунет в воду очередную вещь, а как он думает: утонет та или нет? Догадку можно будет проверить тут же экспериментальным путем! Первое время малыш, конечно, будет говорить невпопад, но освоившись, и насмотревшись собственных и чужих опытов, сделав некоторые умозаключения по поводу свойств воды и предметов, начнет задумываться, прежде чем отвечать. Его предположения станут результатом мыслительного процесса.
Переходим на кухню
Кухня – идеальное место для изучения свойств такого интересного стояния воды, как лед, поэтому пришло время переместить лабораторию именно сюда. Возьмите формочку, налейте в нее немного жидкости и поставьте в морозилку. Желательно, чтобы все это проделал сам ребенок под вашим чутким руководством. Через время вытащите вместе с ним формочку из морозильной камеры и, о чудо, вместо жидкости здесь лед! Как? Откуда? Почему? Интересно, что об этом думает кроха? Неужели вода – это и есть застывший лед или это все мамины проделки? Не веришь? Можно проверить. Кухня – самое теплое место в доме, лед в миг растает и станет обычной лужицей на тарелке. Вот ведь как бывает: на холоде вода твердеет, а в тепле снова становится текучей.
Опыты с лужами
Наблюдать интереснейшие опыты можно не только в пределах собственного дома. Улица – вот где настоящее раздолье для юного Эйнштейна. Особенно хороши в этом плане лужи, которые появляются во время оттепели или после дождя. Наберитесь терпения, абстрагируйтесь от вида того, что ребенок остался один на один с лужей и просто наблюдайте…
Как он меряет глубину? Вначале палочкой, потом сапожком, и, наконец, руками! А отражения деревьев, облаков и свое собственное – их непременно нужно же потрогать. Удивительные опыты, которые так похожи на игры. Однако, это самые настоящие первые лабораторные работы. Задания конкретного ребенок не имел, а сам, по своей инициативе пытался узнать: «А что будет если…?». Сам же находил ответы на свои вопросы и получал положительные или отрицательные результаты.
И еще одна развивающая игра: «Что это было?»
Для игры, направленной на развитие тактильной памяти и чувствительности, а также наблюдательности и мышления, вам понадобится небольшой платок и самые разные природные материалы.
Игра предназначена для игры на свежем воздухе, лучше, если это будет парк или лес. В ней одновременно могут играть несколько деток. Как показывает практика такое развлечение им по душе, и очень полезно с точки зрения развития.
- Возьмите легкий шарф или платочек и завяжите глаза первому игроку.
- Поверните его несколько раз вокруг своей оси.
- Далее поочередно подводите ребенка к разным природным предметам: полянке с мохом, стволу дерева, лавочке, цветочной клумбе. Пусть потрогает то, то под руками.
Опыты для детей. Выращиваем горох
Изучаем мир: 10 простых опытов на кухне