Не все диагностические находки однозначно должны вызывать мысли о худшем. Страшит всегда неизвестность. Будем бороться с ней понятным алгоритмом действий, о которых рассказывает Максим Салов, эндокринный хирург, онколог, специалист клиники «АБИА».
Обнаружение во время УЗ-исследования узлов в щитовидной железе – не катастрофа, а лишь повод для более внимательного изучения. Тактика может быть следующей:
-
пациентке рекомендуют обратиться к эндокринологу, который назначит дополнительные анализы крови и, если они в норме, а характеристики узла не подозрительны на злокачественный процесс – достаточно будет динамического наблюдения. Обычно это УЗИ 1 раз в год и повторные анализы по показаниям.
-
сам врач УЗ-диагностики, опираясь на классификацию характеристики узлов TI-RADS, может рекомендовать провести тонкоигольную аспирационную биопсию (ТАБ) для уточнения типа узла. Это быстрая, совершенно комфортная, безопасная и минимально инвазивная процедура. Главное -- проводить ее под контролем УЗИ у соответствующего специалиста. По результатам биопсии можно решить, что делать дальше.
Когда может понадобиться операция?
Если мы говорим об узловых образованиях, то хирургическое лечение рекомендуют при:
-
узловом нетоксическом зобе с синдромом компрессии органов шеи – когда увеличенная в объеме за счет узлов железа начинает сдавливать или смещать трахею, пищевод, появляются трудности с дыханием, проглатыванием пищи.
-
выставленном по результатам биопсии диагнозе фолликулярная неоплазия (в подавляющем большинстве случаев это доброкачественная опухоль, в 8-10% случаев может быть рак) и операция носит и диагностический, и лечебный характер. Удаленную ткань исследуют и в зависимости от вида опухоли назначают тактику ведения пациента дальше.
-
подтвержденном результатами биопсии злокачественном процессе. В этом случае срочность операции, ее объем определяется гистотипом опухоли, отсутствием или наличием местных или отдаленных метастазов. И это решение должна принимать мультидисциплинарная комиссия в составе эндокринолога, хирурга, онколога, химиотерапевта.
Сразу оговоримся, что далеко не все операции носят экстренный характер и необходимость в них при обнаружении узлов, как видно, не так часта. Самые распространенные опасения пациентов – узел равно онкология, онкология – равно худший исход. Но давайте обратимся к официальной информации:
Мы привыкли, что статистика радует мало. Но в случае со злокачественными заболеваниями щитовидной железы статистические данные – лишний повод еще больше снизить тревожность. Международное агентство по изучению рака ( https://gco.iarc.fr/today/en) указывает, что рак щитовидной железы занимает 7-е место в мире по распространенности. Показатель же смертность от этой нозологии и вовсе стоит на 24 месте. Причем в Европе выявление этого заболевания составляет всего 9,6% от числа других континентов.
Почему бояться операции не стоит?
И способы лечения, и методики выполнения операций постоянно совершенствуются. Меняются подходы, все больше приближаясь к максимальной безопасности пациента и эффективности. И если в начале XX века осложнений у операций на щитовидной железе было достаточно, то сейчас это сравнительно безопасное вмешательство. Главное условие – проводить его в сертифицированных центрах экспертного уровня, где подобные операции выполняются на потоке. А при возможности искать центры, использующие интраоперационный нейромониторинг. Он исключает риск повреждения возвратно-гортанных нервов во время манипуляций. К тому же на сегодняшний день такие вмешательства малоинвазивны, рубцы остаются почти незаметными.
Что делать, если узел обнаружили у беременной женщины?
В целом первичный алгоритм мало чем отличается от ведения небеременной пациентки. Определение показаний к ТАБ, контроль показателей крови с учетом из физиологических колебаний во время беременности, проведение ТАБ, если нужно, и такое же обсуждение конкретного случая в рамках консилиума - но уже с привлечением акушера-гинеколога. Необходимость проведения операции во время беременности возникает крайне редко. Но и это на данный момент выполнимо. Причем с малыми рисками и для мамы, и для ребенка. Чаще всего даже наличие определенных гистотипов злокачественных опухолей позволяет врачам довести беременную до родов, дождаться окончания кормления и уже потом планово провести операцию, не ухудшая при этом прогноз для здоровья мамы.
Главное, не волнуйтесь! Потому что:
-
далеко не каждый узел – показание к операции;
-
если показана операция, ее не стоит бояться;
-
проводить ТАБ -- под контролем УЗ, выполнять операции на ЩЖ – только в сертифицированных центрах, где они проводятся постоянно
-
даже выявление рака щитовидной железы у беременной в большинстве случаев дает возможность спокойно родить ребенка
-
при острой необходимости у беременной операцию можно провести, сохранив здоровье малыша.