С момента рождения ребенка
окружает множество звуков: человеческая речь, шелест листьев, пение птиц,
всплеск воды и многое-многое другое. Постепенно взрослея, дети начинают более
внимательно вслушиваться в речь окружающих людей и пытаются ее повторить. Не
всегда ребенку удается правильно произнести услышанные звуки и слова, поэтому
зачастую он прибегает к жестам и мимике с использованием указательных
местоимений: там, это, тут и т.д. Родители, умиляясь действиям ребенка, с
охотой выполняют его пожелания, не пытаясь заставить ребенка правильно
произнести слова.
Во многих семьях взрослые даже
стараются подлаживаться к речи своих малышей и, разговаривая с ними, используют
неправильное детское произношение слов, надеясь, что ребенку так будет понятнее
и легче.
Есть дети, которые смягчают
согласные звуки, произнося их неточно, или заменяют труднопроизносимые буквы
более легкими для них. При этом возможно, что в одном слове ребенок произносит
звук правильно, в другом — пропускает его, а в третьем слове — заменяет другим
звуком.
Многие малыши из-за своей
нетерпеливости разговаривают очень быстро, стремясь поскорее поделиться тем,
что они узнали, увидели или услышали. При этом они нарушают падежные окончания,
захлебываются, «сглатывают» звуки, слоги, нечетко, смазано произносят слова.
Иногда недостатки речи бывают не
слишком заметные, поэтому родители не обращают на них внимания, ссылаясь на
возраст ребенка: вырастет — и все само собой исправится.
Однако взрослые должны знать,
что возрастные особенности детской речи действительно могут исчезнуть к
четырем-пяти годам, но только в том случае, когда они не имеют характера
речевых нарушений. Разобраться же в этом и правильно квалифицировать нарушенное
звукопроизношение могут только специалисты.
Помните, что всякое отступление
от правильного произношения слов у детей дошкольного возраста является речевым
нарушением, приводящим к задержке речевого развития.
Ребенок стал первоклассником,
задержка речевого развития сразу же становится заметной и негативно сказывается
на всем учебном процессе. Дело в том, что правильное произношение звуков и слов
в период обучения грамоте имеет огромное значение. Это объясняется тем, что
формирование письменной речи происходит на базе устной. Со временем недостатки
речевого развития активно развиваются и приводят к стойким нарушениям
письменной речи (дисграфия) и специфическим нарушениям устной речи (дислексия).
Как же обидно бывает родителям,
когда их ребенок, на которого возлагалось столько надежд, плохо учится.
Казалось бы, много времени уделяли подготовке ребенка, тщательно выбрали школу,
да и сам малыш кажется умным, интеллектуально развитым, талантливым, а
долгожданных «пятерок» или хотя бы «четверок» все нет и нет. И дело, к сожалению,
не в придирках учителей — ребенок действительно плохо читает, делает много
ошибок при письме, невнимателен на уроках, легко отвлекается, не в состоянии
решить совершенно несложную задачу.
Многие родители связывают плохую
учебу чада только с его личностными качествами (не выполняет домашние задания,
отвлекается в классе, невнимателен, небрежен, ленится, нетрудолюбив и т.д.). К
сожалению, в большинстве случаев папы и мамы оказываются не правы, принимая
сложные логопедические нарушения, такие, как дисграфия и дислексия, за простую
невнимательность или небрежность.
К чему могут привести в будущем
эти нарушения? Безграмотное, с большим количеством ошибок письмо,
несформированная и неправильная речь, бедность словарного запаса, неумение
выразить свою мысль и, наконец, что особенно важно, — непонимание
причинно-следственных связей. Именно последнее обстоятельство приводит к резким
осложнениям при усвоении математических предметов. Постепенно взрослея,
подросток бывает практически не способен излагать свои мысли, а следовательно,
писать изложения и сочинения, не говоря уже о решении математических уравнений
и задач.
Недостатки речевого развития
оказывают огромное влияние на процесс психологического развития личности. Дети
с нарушенным звукопроизношением понимают, что их речь отличается от речи
сверстников, и постепенно становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными
и, как правило, замыкаются в себе. Непонимание взрослых раздражает их, и они
становятся несколько агрессивными. Неудачи в учебе формируют в ребенке низкий
уровень самооценки, вызывают сложности во взаимоотношениях со сверстниками и
учителями. Ребенок постоянно боится насмешек со стороны ровесников. С возрастом
все эти процессы у ребенка прогрессируют и выливаются в потерю интереса к
обучению и стойкое, осознанное нежелание посещать школу.
Практика показывает, что более
половины учащихся начальной школы имеют недостатки речевого развития, допуская
в разговорной речи и письме нелепые ошибки. При этом ребята не умеют
сконцентрироваться на главном, отличаются рассеянностью и невнимательностью.
Подобными нарушениями страдает
большинство детей в возрасте 7—8 лет. Причем у мальчиков это наблюдается в 5
раз чаще, чем у девочек.
К сожалению, в школьной практике
выявление у детей таких недостатков, как дисграфия и дислексия, происходит с
большим опозданием, где-то в конце второго — начале третьего класса, а иногда и
позднее. В условиях школы заниматься
речевыми исправлениями практически невозможно. Это связано с тем, что, с одной
стороны, не во всех школах есть логопеды, а с другой — школьный логопед не
имеет времени серьезно заниматься устранением именно этих недостатков. Бывает и
другая ситуация. Родители обращаются к частному логопеду, но предлагаемая
логопедом методика работы, включая сухую артикуляцию и скучные тренировочные
упражнения перед зеркалом, оказывается утомительной и неэффективной для
ребенка. Папы и мамы должны знать, что не всякий, даже самый лучший логопед
может работать с дисграфией и дислексией. Все зависит от индивидуальности
ребенка и характера его речевого расстройства. Наиболее эффективные результаты
достигаются при работе с детьми до 10 лет и только при регулярных занятиях в
течение 8—12 месяцев. Позже коррекция протекает значительно сложнее и, как
правило, с меньшим успехом, а само речевое расстройство принимает уже характер
стойкого хронического нарушения.
Во всех случаях вне зависимости
от возраста ребенка первую и основную роль в процессе коррекции его речевого и
психологического развития должны сыграть родители. Присмотритесь, а главное
—внимательно прислушайтесь к своему ребенку. Как он говорит, какие ошибки
допускает в устной речи или при письме, как ведет себя и т.д. Если ваш ребенок
еще не умеет писать и читать, то внимательно проанализируйте его устную речь и
в случае возникших у вас подозрений немедленно обратитесь к логопеду и
психологу. Если же ваш ребенок уже читает и пишет, просмотрите его тетради по
русскому языку и проанализируйте его ошибки по предлагаемым ниже некоторым
признакам:
- пропуски букв и слогов —
«трва» (трава), «кродил» (крокодил);
- перестановка букв и слогов —
«онко» (окно), «звял» (взял);
- наращивание слов лишними
буквами — «тарава» (трава), «бабабушка» (бабушка);
- недописывание букв — «красны»
(красный), «лопат» (лопата);
- слитное написание слов — «наохоту»
(на охоту);
- замена одной буквы на другую —
«зуки» (жуки), «панка» (банка);
- недописывание мягкого знака —
«василки» (васильки), «кон» (конь);
- неумение согласовывать
прилагательные с существительными — «пять белый грибы»;
- неправильный выбор падежной
формы — «катались на санки».
Нарушение речевого и
психологического развития, так же как дисграфия и дислексия, требует
обязательной корректировки и устранения.
Существуют специально
разработанные диагностические тесты, позволяющие определить у детей 5—6-летнего
возраста возможность возникновения у них в будущем речевых нарушений, выяснить
причины речевых и психологических задержек и провести профилактические
коррекционные занятия, направленные на предупреждение дисграфии и дислексии.
Разработанная методика позволяет
решить проблему возможных нарушений чтения и письма еще до начала обучения
ребенка в школе. Это поможет ребенку избежать многочисленных ошибок при
освоении азов грамоты и правил правописания, облегчит ему учебу в школе и
повысит интерес к процессу обучения.
Елена МУРАВЬЕВА,
кандидат педагогических наук