Поиск

Смеяться разрешается

02/07/2009
ИЛЬИЧЕВА Анастасия
298

А ведь были времена, когда подобная ситуация однозначно вызывала у наблюдателей гомерический хохот. История смеха насчитывает века, и в ней не меньше неразгаданного, интригующего и таинственного, чем в гробницах египетских фараонов. Над чем смеялись наши предки? Что вызывало у них безудержный смех, а что просто улыбку? И почему так? Окунемся в историю…

Смех пробуждает жизнь
Всегда и во все времена было понятно, что смех дан человеку не зря. На заре человеческой культуры смех обязательно входил в состав многих аграрных и семейных обрядов. Смеху приписывалась способность вызывать жизнь в самом буквальном смысле этого слова. Это касалось как жизни человека, так и природы. Наши предки не делали различий между плодородием земли и плодовитостью живых существ. Земля (Мать-сыра-земля!) в старину воспринималась как женский организм, а урожай – как разрешение от бремени.
Всеобщий смех и веселье должен был воздействовать на благополучное зачатие плодов и злаков, а значит, и на жизнь всего социума. В Древней Греции так называемые фаллические процессии среди колосящихся полей сопровождались  настолько фривольными песенками, что все их участники непрерывно хохотали, и считалось, что именно их радость пробуждает землю от зимнего сна и  способствует буйному росту пшеницы.

Новый год весной
Не случайно и в нашей культуре сохранились именно первоапрельские шутки, которые должны вызвать смех. Смех – не просто мимическая реакция на происходящее – это стихия, буря, и при всем этом высоко организованный комплекс образов, чувств, эмоций, стройно вписывающийся в культурную среду определенного этноса. Ведь каждая эпоха и каждый народ обладают особым, специфическим для них чувством юмора, которые иногда непонятны и недоступны для представителей других эпох.
На Масленицу наши пращуры предавались самым разнообразным видам веселья – безудержно смеялись, катались с гор, пением пробуждали к жизни спящую под снегом землю, сжигали соломенное чучело, олицетворяющее ненавистную зимнюю стужу, а также хорошенечко наедались маслеными блинами и набирались сил перед встречей Великого поста. Почему? Дело в том, что в допетровские времена новолетье на Руси справляли именно весной, то есть «разгульная неделя» была своего рода новогодними каникулами. А мы знаем мудрую примету – как новый год встретишь, так и проведешь его. Вот каждый и старался провести Масленицу в довольстве и веселье.

Смех на счастье
Очень кстати пришелся смех в русском свадебном обряде! Подшучивать друг над другом всегда было в обычае у русичей, но во время свадебного застолья многие превосходили сами себя. Девушки, подружки невесты, завидев подъезжающего жениха с семьей, начинали припевать:
Приехали убоги, у вас кони безноги!
Как приехали горбаты мужики,
На горбах-то грибы выросли!
Как-то Ваня криволапотник,
Он увел нашу башмачницу –
Свет Марию Михайловну!
Гости, посмеявшись, за словом в карман не лезли и отшучивались:
Ваша невеста худым да худешенька,
Малым да малешенька,
Некому здесь дом домить,
Некому скота водить.
Куда, тебя, Ванечка, черти носили?
Мы бы тебя и дома женили!
На что родственники невесты, потчуя гостей обедом, отвечали: «Вот вам составлен суп из всяких разных круп. Кладено в суп: мышья нога, тараканья голова, бараний рог и куриный зоб, ешьте, гостюшки, кушайте…»
А сколько шуточных песен и нелестных прозвищ доставалось свахе и дружку жениха – это воистину ни в сказке сказать, ни пером описать! Но глубоко ошибается тот, кто думает, что подобные перебранки сторон жениха и невесты были просто развлечением. На самом деле, в древнем обряде опевания гостей содержалось много глубинных смыслов, в том числе и магическая защита новобрачных от домашней нечисти и разного рода колдовских вмешательств.

Смех побеждает страх
Наши предки верили в то, что страшное перестает быть пугающим, стоит только сделать его смешным или хотя бы попытаться рассмеяться перед лицом опасности. Неведомый и могучий лесной дух, хозяин полян, деревьев и непролазных дебрей – Леший, которого крестьяне между собой называли дед Пихто (избегая прямого упоминания его имени) всего сотню лет назад внушал нашим прадедам неподдельное уважение и страх. А что если скотину в лес угонит, волков на деревню нашлет или дары лесные подальше спрячет? Чаще
всего приходилось с ним сталкиваться именно грибникам и ягодницам – заведет, закружит, и будешь по лесу плутать, домой дороги не найдешь.
Леший – он большой шутник, говорили наши прадедушки, отпустит гостей домой, только если рассмешить его. А для этого нужно было раздеться, всю одежду встряхнуть, да наоборот надеть: сарафан навыворот, платок наизнанку, лапоть с правой ноги на левую обуть, картуз назад козырьком сделать. Нелишне будет и рассмеяться, и песенку озорную спеть, тогда из лесу мигом выйдешь, да еще с подарками, грибами да ягодами окажешься.
Больше того. Если вернуться на север России – к берегам студеного Белого моря, то можно вспомнить историю, которую донес до нас прекрасный мастер слова Борис Шергин: отрезанные во время зимней непогоды от всего мира  корабельщики… лечат друг друга скоморошинами и пением шутливых песен, пробуждая товарищей к жизни. Ведь смех возможен только там, где есть жизнь…

Про Ивана-дурака
Многих интересует вопрос: а почему национальный герой русских сказок непременно смешной дурак? Народная мудрость гласит – дурак дураку рознь.
Некоторые из сказочных простаков развлекают слушателей тем, что сеют соль, пытаются доить кур, носят свет в мешках, впрыгивают в штаны, рубят сук, на котором сидят; они покупают на ярмарке ружье и заглядывают в дуло, потому что хотят увидеть, как вылетит пуля; жалостливая, но глупая баба, сидя на возу, часть поклажи берет на колени, чтобы лошади было легче... Такие байки  – ни что иное как предостережение подрастающему поколению – не смешите людей, не делайте глупых поступков!
Иное явление представляет собой Иван-дурак — герой волшебных сказок. Он дурак только поначалу и с виду: он сидит на печи «в саже и соплях» и все над ним смеются. Но именно этот-то дурак впоследствии оказывается умнее своих братьев и совершает различные героические подвиги: обуздывает Сивку-бурку,  спасает царевну, побеждает многоголового змея-Горыныча. А знаете, почему? В этом тоже есть своя философия. Он просто не боится опасностей, которые встречаются ему на пути.
В герое волшебных сказок есть самое важное: душевная красота и моральная сила. Дурак русских сказок обладает нравственными достоинствами, и это оказывается важнее наличия обширных знаний и внешнего ума. Зато он не обделен жизненной смекалкой, мудрым и добрым сердцем, бесстрашием, отвагой и блестящим чувством юмора, позволяющим ему с улыбкой преодолеть невероятные трудности. Пожалуй, стоит научиться у сказочных героев наполнять обыденное радостью, смехом побеждать любой страх и  никогда не унывать.

Вам также будет интересно
На зарядку становись! Игры на свежем воздухеЧитать статью
Горячо, еще горячее!Читать статью
Восстанавливаем здоровье детейЧитать статью
Летняя радостьЧитать статью
Форма одежды для няниЧитать статью
Еда по летним правиламЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.