Поиск

Смеяться разрешается

02/07/2009
ИЛЬИЧЕВА Анастасия
453

А ведь были времена, когда подобная ситуация однозначно вызывала у наблюдателей гомерический хохот. История смеха насчитывает века, и в ней не меньше неразгаданного, интригующего и таинственного, чем в гробницах египетских фараонов. Над чем смеялись наши предки? Что вызывало у них безудержный смех, а что просто улыбку? И почему так? Окунемся в историю…

Смех пробуждает жизнь
Всегда и во все времена было понятно, что смех дан человеку не зря. На заре человеческой культуры смех обязательно входил в состав многих аграрных и семейных обрядов. Смеху приписывалась способность вызывать жизнь в самом буквальном смысле этого слова. Это касалось как жизни человека, так и природы. Наши предки не делали различий между плодородием земли и плодовитостью живых существ. Земля (Мать-сыра-земля!) в старину воспринималась как женский организм, а урожай – как разрешение от бремени.
Всеобщий смех и веселье должен был воздействовать на благополучное зачатие плодов и злаков, а значит, и на жизнь всего социума. В Древней Греции так называемые фаллические процессии среди колосящихся полей сопровождались  настолько фривольными песенками, что все их участники непрерывно хохотали, и считалось, что именно их радость пробуждает землю от зимнего сна и  способствует буйному росту пшеницы.

Новый год весной
Не случайно и в нашей культуре сохранились именно первоапрельские шутки, которые должны вызвать смех. Смех – не просто мимическая реакция на происходящее – это стихия, буря, и при всем этом высоко организованный комплекс образов, чувств, эмоций, стройно вписывающийся в культурную среду определенного этноса. Ведь каждая эпоха и каждый народ обладают особым, специфическим для них чувством юмора, которые иногда непонятны и недоступны для представителей других эпох.
На Масленицу наши пращуры предавались самым разнообразным видам веселья – безудержно смеялись, катались с гор, пением пробуждали к жизни спящую под снегом землю, сжигали соломенное чучело, олицетворяющее ненавистную зимнюю стужу, а также хорошенечко наедались маслеными блинами и набирались сил перед встречей Великого поста. Почему? Дело в том, что в допетровские времена новолетье на Руси справляли именно весной, то есть «разгульная неделя» была своего рода новогодними каникулами. А мы знаем мудрую примету – как новый год встретишь, так и проведешь его. Вот каждый и старался провести Масленицу в довольстве и веселье.

Смех на счастье
Очень кстати пришелся смех в русском свадебном обряде! Подшучивать друг над другом всегда было в обычае у русичей, но во время свадебного застолья многие превосходили сами себя. Девушки, подружки невесты, завидев подъезжающего жениха с семьей, начинали припевать:
Приехали убоги, у вас кони безноги!
Как приехали горбаты мужики,
На горбах-то грибы выросли!
Как-то Ваня криволапотник,
Он увел нашу башмачницу –
Свет Марию Михайловну!
Гости, посмеявшись, за словом в карман не лезли и отшучивались:
Ваша невеста худым да худешенька,
Малым да малешенька,
Некому здесь дом домить,
Некому скота водить.
Куда, тебя, Ванечка, черти носили?
Мы бы тебя и дома женили!
На что родственники невесты, потчуя гостей обедом, отвечали: «Вот вам составлен суп из всяких разных круп. Кладено в суп: мышья нога, тараканья голова, бараний рог и куриный зоб, ешьте, гостюшки, кушайте…»
А сколько шуточных песен и нелестных прозвищ доставалось свахе и дружку жениха – это воистину ни в сказке сказать, ни пером описать! Но глубоко ошибается тот, кто думает, что подобные перебранки сторон жениха и невесты были просто развлечением. На самом деле, в древнем обряде опевания гостей содержалось много глубинных смыслов, в том числе и магическая защита новобрачных от домашней нечисти и разного рода колдовских вмешательств.

Смех побеждает страх
Наши предки верили в то, что страшное перестает быть пугающим, стоит только сделать его смешным или хотя бы попытаться рассмеяться перед лицом опасности. Неведомый и могучий лесной дух, хозяин полян, деревьев и непролазных дебрей – Леший, которого крестьяне между собой называли дед Пихто (избегая прямого упоминания его имени) всего сотню лет назад внушал нашим прадедам неподдельное уважение и страх. А что если скотину в лес угонит, волков на деревню нашлет или дары лесные подальше спрячет? Чаще
всего приходилось с ним сталкиваться именно грибникам и ягодницам – заведет, закружит, и будешь по лесу плутать, домой дороги не найдешь.
Леший – он большой шутник, говорили наши прадедушки, отпустит гостей домой, только если рассмешить его. А для этого нужно было раздеться, всю одежду встряхнуть, да наоборот надеть: сарафан навыворот, платок наизнанку, лапоть с правой ноги на левую обуть, картуз назад козырьком сделать. Нелишне будет и рассмеяться, и песенку озорную спеть, тогда из лесу мигом выйдешь, да еще с подарками, грибами да ягодами окажешься.
Больше того. Если вернуться на север России – к берегам студеного Белого моря, то можно вспомнить историю, которую донес до нас прекрасный мастер слова Борис Шергин: отрезанные во время зимней непогоды от всего мира  корабельщики… лечат друг друга скоморошинами и пением шутливых песен, пробуждая товарищей к жизни. Ведь смех возможен только там, где есть жизнь…

Про Ивана-дурака
Многих интересует вопрос: а почему национальный герой русских сказок непременно смешной дурак? Народная мудрость гласит – дурак дураку рознь.
Некоторые из сказочных простаков развлекают слушателей тем, что сеют соль, пытаются доить кур, носят свет в мешках, впрыгивают в штаны, рубят сук, на котором сидят; они покупают на ярмарке ружье и заглядывают в дуло, потому что хотят увидеть, как вылетит пуля; жалостливая, но глупая баба, сидя на возу, часть поклажи берет на колени, чтобы лошади было легче... Такие байки  – ни что иное как предостережение подрастающему поколению – не смешите людей, не делайте глупых поступков!
Иное явление представляет собой Иван-дурак — герой волшебных сказок. Он дурак только поначалу и с виду: он сидит на печи «в саже и соплях» и все над ним смеются. Но именно этот-то дурак впоследствии оказывается умнее своих братьев и совершает различные героические подвиги: обуздывает Сивку-бурку,  спасает царевну, побеждает многоголового змея-Горыныча. А знаете, почему? В этом тоже есть своя философия. Он просто не боится опасностей, которые встречаются ему на пути.
В герое волшебных сказок есть самое важное: душевная красота и моральная сила. Дурак русских сказок обладает нравственными достоинствами, и это оказывается важнее наличия обширных знаний и внешнего ума. Зато он не обделен жизненной смекалкой, мудрым и добрым сердцем, бесстрашием, отвагой и блестящим чувством юмора, позволяющим ему с улыбкой преодолеть невероятные трудности. Пожалуй, стоит научиться у сказочных героев наполнять обыденное радостью, смехом побеждать любой страх и  никогда не унывать.

Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.