Агрессивное детское поведение, когда ребенок ведет себя импульсивно, нападает, дерется, обзывается, кричит, часто становится предметом рассмотрения специалистов. Эта тема всегда на виду. Агрессивные дети заметны на площадке, в любом коллективе. Их родители обычно имеют проблемы, их вызывают к педагогам, завучам и в худших случаях — на комиссии.
Но есть дети, тоже испытывающие внутренние трудности, у которых не менее серьезный вариант асоциализации, — это застенчивые дети. Такого ребенка обычно не видно и не слышно на площадке, его можно заметить, только если его очень сильно обидели и он раскричался или расплакался от обиды. Он не нападающий, он часто становится мишенью, и нападают — на него. Надо отметить, что это сложный механизм: каким образом дети-дошкольники и младшие школьники чувствуют и выбирают мишень для не совсем адекватных взаимодействий, даже для травли (если речь идет о школе).
Застенчивый ребенок не имеет нарушений аутистического спектра, это вариант нормы, но у него есть трудности выйти на контакт, построить отношения, проблемы в том, чтобы показать себя. Часто ему трудно выразить себя через слова, то есть говорить и разговаривать.
Чувствительные дети
Во-первых, нередко застенчивые дети обладают очень низким порогом чувствительности. Они чрезвычайно легко различают эмоции другого человека, чувствуют интонацию, часто очень эмпатичны, понимают, как к ним относятся. Такие дети как будто без кожи, настолько хорошо все чувствуют.
При этом у них не развиты стратегии нападения и защиты. Дети, которые и эмпатичны, и могут себя защитить, как правило, становятся лидерами, они хорошие коммуникаторы. Те дети, у которых развито только нападение, становятся агрессорами, обидчиками, нарушителями спокойствия. А застенчивый ребенок, говоря простым языком, забивается в свою раковину: створки закрываются, и он не может оттуда выйти.
Чувствительность бывает не только эмоциональная, а еще и чисто звуковая и зрительная. Скажем, чувствительный ребенок может стать застенчивым, если у него очень сильная реакция на звуки, и он не идет туда, где чересчур громкая и резкая музыка. Достаточно часто на площадке, в песочнице, в группе детского сада или на переменке очень шумно, и для чувствительного ребенка это слишком громко. Такие дети о своем состоянии говорят так: «У меня болят уши».
Еще бывает чувствительность зрительная: ребенку может быть слишком ярко. А дети с тактильной, кинестетической чувствительностью не идут туда, где много народа. Им некомфортно, когда нарушена их личная дистанция, их личная зона. Если в песочнице один ребенок, они будут играть, а если там семь человек, они не пойдут, потому что им не комфортно: другой незнакомый ребенок может оказаться слишком близко. Если в очереди на горку два человека, он пойдет, а если пятнадцать — нет. В итоге ребенок из-за чувствительности выбирает всегда оставаться в стороне.
Когда застенчивый малыш становится старше, играет роль не только чувствительность, но и хорошая «соображалка». Застенчивыми часто становятся дети с неплохим прогностическим фактором интеллекта: они хорошо просчитывают, что может быть дальше. Например, ситуация на той же горке: лед, ледянки, высокая скорость. Осторожный ребенок смотрит, как все катаются, видит, как кто-то разогнался, ударился, плачет или как кто-то с кем-то столкнулся. И он сопоставляет факты и решает не рисковать. В результате со стороны это выглядит, будто он не идет в социальную ситуацию: всем весело, а он стоит в стороне.
Если с малышом гуляет, например, папа, который относится к другому типу и который не очень сына понимает, то он начинает ребенка подталкивать, и тот замыкается еще больше. При этом формируется привычный круг застенчивости, который закрепляется.
Дети без социального опыта
Часто застенчивым становится ребенок, который не имеет достаточного социального опыта. Например, в силу разных причин он не ходил ни в детский сад, ни на занятия, не гулял во дворе. Бывает, что у ребенка слабый иммунитет, и его не водят в коллектив. Или с ним гуляет пожилая бабушка, которая не любит быть там, где много детей: ей проще пройтись с внуком в парке. Или семья жила в другой стране или за городом. Бывают очень разные ситуации.
Обычно такой ребенок — не быстрый, у него нет коммуникативной одаренности (это тоже ограничение чувствительности), поэтому он не может легко перепрыгнуть образовавшийся разрыв. В 4 года дети, у которых есть социальный опыт, запросто знакомятся, представляются. В этом возрасте они уже умеют и помириться, и роли поделить, и договориться, если что-то им не нравится в игре; избегать взаимодействия с кем-то, а с другими — активно играть, то есть проявляется избирательность. А если этого опыта нет, наверстать его очень непросто.
Пример: пропущено три урока физики. Кто-то напрягся и догнал, а кто-то выпал и до конца школы физику не понимает. Так же и с социализацией. Для детей, у которых нет особой коммуникативной одаренности, общение — это сложная наука.
Застенчивым может стать ребенок, у которого были травмы в более ранних контактах. Эта ситуация сложнее. Возможно, он был открытым, общительным, все у него развивалось, как у всех, ребенок ходил в сад, а потом пережил какой-то очень неблагоприятный опыт, связанный с общением, и он замкнулся.
Например, семья переехала в другой район, и ребенка смогли отдать в сад только в группу детей на год-полтора старше. Он там был самый маленький, никто к нему не был добр, и ребенок замкнулся. Мне рассказали про девочку, которая при переезде семьи в другой район Москвы категорически отказалась ходить в новый детский сад. Она просто замолчала — вообще не разговаривала ни в новом саду, ни дома. Родителям пришлось вернуть ее в прежний садик, и поведение девочки пришло в норму. Но так не всегда может получиться.
Или, например, семья жила в хорошем поселке и вдруг переехала в другой город, где во дворе в основном дети постарше и очень простые нравы: ребенка как-то обозвали, стали дразнить, и он не сразу поделился этим с родителями. Это даже не травля, просто жесткое дворовое взаимодействие — и все, он замкнулся, стал опасаться контактов. Может быть, ребенок съездил в летний лагерь, и это не было удачно ни по обстановке, ни по степени удаленности от родителей, и он тоже ушел в себя.
Замкнутым ребенок может стать, перейдя в подростковый возраст: раньше он был общительным, потом начался пубертат, тело стало меняться, психика — перестраиваться, появилась тревога за внешность, комплексы, сомнение в себе, и он закрылся.
Когда у ребенка специальная типология или он недополучил социального опыта, это можно назвать первичной застенчивостью. Ее преодолеть трудно, но все-таки чувствительного ребенка возможно переучивать, объяснять, как безопасно для себя входить в моменты общения.
Ребенок внутренне неблагополучный
Есть тип застенчивости, который связан с внутренним неблагополучием ребенка. Если говорить в терминах теории привязанности (Теория привязанности — психологическая модель долгосрочных и краткосрочных межличностных отношений. Важнейшим ее принципом является то, что для успешного социально-эмоционального развития, и в частности для того, чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребенок должен развивать отношения, как минимум, с одним значимым взрослым. В присутствии чуткого и отзывчивого взрослого ребенок будет использовать его в качестве «надежной базы» для исследования мира межличностных отношений. (Примеч. ред.)), он растет в семье без уверенности, что ему уделяют достаточно внимания, что его любят, — это так называемая ненадежная, неустойчивая привязанность. Так случается даже в очень хорошей, полной семье: скажем, мама и папа все время работают, а ребенок с нянями 2/2 или 24/7 (хотя надо сказать, что все же бывают очень хорошие, «удачные» няни, которые становятся достойной, настоящей фигурой привязанности).
Соответственно, в таких случаях у ребенка нет уверенности в родительской любви, нет внутреннего стержня, внутреней опоры. Человек, который вырос в условиях ненадежной привязанности, по жизни меньше рискует, он более осторожен из-за общей неуверенности. Ведь внутренний резервуар уверенности в себе наполняется в моменты, когда ребенок ощущает связь с любящим человеком, ему дают подтверждающую обратную реакцию, подбадривают, комментируют какие-то важные социальные ситуации.
Не всякий внутренне одинокий ребенок, который растет в ситуации смены фигур привязанности или вообще на руках воспитателей, станет застенчивым. Иначе все люди, воспитывавшиеся в детском саду, были бы робкими. Более боевые, склонные пробиваться — пробьются, они будут, может быть, дичками, но активными по жизни. Но есть дети, которые в этой ситуации социально не «распускаются», как может не распуститься бутон, если ему не хватает воды. Поэтому для того, чтобы понять, что делать с застенчивостью, нужно определить ее причину.
Пусковой момент
Для того чтобы разомкнуть сомкнувшуюся раковину, нужно узнать, что именно послужило причиной застенчивости. Обычно родители говорят: «Мы не знаем». Но первый шаг в понимании того, что там произошло, — понять, когда изменилось поведение. Надо вспомнить первые периоды, когда стало заметно, что ребенок ведет себя иначе, и дальше «откручивать» назад. Родители говорят: «Мы не помним. Вроде на Новый год было нормально, а уже в марте, когда мы поехали в санаторий, заметили, что он не ходит в игровую». Что было в этот период, что происходило?
Обычно довольно быстро, в два-три шага, находится момент неблагоприятного, болезненного опыта. К примеру, на дне рождения ребенок испугался сюжета аниматоров или после утренника остался один в группе, родители забрали его последним.
Если речь о ребенке-дошкольнике, он сам вполне может этот момент забыть. Не то чтобы он не хотел рассказывать, в его памяти это просто не сохранилось. Можно помочь ребенку вернуться в ту болезненную ситуацию и сделать другой вывод: «Ты решил, что вообще с детьми общаться не будешь, а давай посмотрим иначе. Ведь не все дети так себя ведут, это не во всякой ситуации бывает». Но по возможности делать это должен все-таки специалист — игровой терапевт или психолог.
Если говорить схематично, специалист проводит эмоциональное переобучение, предлагая ребенку взглянуть на ситуацию с другой стороны. Ведь он сделал из нее определенный вывод: общение опасно и лучше его избегать. Вернувшись в ситуацию и пересмотрев ее, можно предложить ему другие варианты интерпретации. Обычно это скрупулезная, медленная работа.
Как правило, это работа не вербальная, а в игровых формах. Ее могут проводить и родители: не у всех семей есть возможность обратиться за психологической помощью. Но главное в том, что нужно найти момент старта, узнать историю, обстоятельства. И тогда можно попробовать предложить ребенку начать рисковать снова. Не всегда он согласится: ведь чем сложнее была история, чем сильнее была боль, тем меньше у него будет желание рисковать.
Ошибки родителей
Обычно родителей раздражает застенчивое поведение ребенка. Часто жалобы исходят именно от них: все дети поют песню на празднике, а наш ребенок не поет; все дети играют в подвижные игры, а он — нет; все репетировали стишок, он тоже репетировал, все рассказали, а он — нет. Все могут улыбнуться фотографу, а наш прячется или убегает. Это страшно раздражает, потому что застенчивость ребенка родители часто воспринимают как личную социальную неудачу.
Это вообще интересная история в детско-родительских отношениях. Если говорить на языке психоанализа, ребенок — это нарциссическое расширение родителей. Это какая-то часть тебя, которой ты хочешь любоваться, и достижения ребенка — это и твои достижения, которые ты хочешь видеть и им радоваться. Когда результат получается совсем другим, это очень обидно и воспринимается как крах, словно ты сам — неудачник. Причину социальных неудач ребенка родители ищут в своих собственных действиях.
И очень часто родители делают то, что только усугубляет ситуацию. Ребенок «застрял», не пошел на контакт, он внутри еще не принял решение, то ли открыться, то ли нет. Если в этот хрупкий момент выбора, не дождавшись решения, давить, подталкивать ребенка: «Иди уже, ну же, давай!» — все, раковина захлопнется, он замкнется.
Обычно помощь, которую получают родители, заключается в том, что их учат в момент неустойчивого равновесия, когда ребенок не принял решение, не подталкивать его, не настаивать, не наседать и желательно не критиковать. Наоборот, признавать его чувства, интерпретировать их, помогать ребенку признать, что с ним происходит, дать этому имя. И тогда, может быть, эмоции схлынут, и он примет решение пойти на контакт. А родители начнут смотреть на застенчивость малыша по-другому.
Дети медлительные, низкотемповые
Есть еще один тип — это дети не истинно застенчивые, а медлительные, с низким темпом. Дети, которым нужно время, чтобы принять решение. Они медленнее реагируют, медленнее оценивают ситуацию, медленно разгоняются. Это не означает, что они в целом «заторможенные», нет.
Соответственно, чем больше ребенка медленного торопишь, тем больше он замедляется; чем активнее подталкивать застенчивого, тем сильнее он закрывается. Родители хотят придать ускорение в правильную сторону, а получают обратный результат — это такой «закон бутерброда» в психологии детско-родительских отношений. Надо понимать, что, если нужен хороший результат, надо освоить практику «без комментариев».
Медленному застенчивому ребенку действительно нужно время на оценку того, что происходит вокруг, — это так называемая «кошачья реакция». Кошке, прежде чем войти в незнакомую ситуацию, нужно время, чтобы полностью обозреть обстановку из безопасной недосягаемой точки. Она либо залезает высоко, либо куда-то прячется и оттуда детально оценивает происходящее. Это занимает время. Потом, когда кошка спускается или выползает из укрытия, она чувствует себя хозяйкой положения, потому что уже все знает, у нее уже есть какая-то «ментальная карта».
У чувствительного, застенчивого ребенка, который не бросается моментально во взаимодействие, часто дело именно в этом: он должен сначала очень хорошо себе все представить, спрогнозировать, чтобы оценить то, что происходит. Только потом он готов осторожно пробовать.
Демонстративный застенчивый ребенок
Есть другой тип застенчивости, когда за ее маской прячется демонстративный ребенок. Он готов войти в ситуацию общения только на первых ролях, а на других — нет. И пока ему первую роль не дадут, он не будет участвовать в спектакле. Пока на него не обратят максимум внимания, он не войдет в круг игры.
На самом деле это — не застенчивость, это маскировочная окраска. Ребенку просто нужно привлечь больше внимания. Такого обычно видно: сначала он очень осторожный, молчит-молчит, а потом уже командует, всем раздает роли и перестраивает сюжет игры.
В моей практике очень много случаев такого рода. Скажем, ребенок не говорит «Здравствуйте!» консьержке, на детской площадке всех прекрасно знает, но тоже ни с кем не здоровается. Это может быть настоящая застенчивость, когда страшно войти в контакт и оказаться близко к другому человеку, а может быть желание играть по своим правилам: «Кто вы такие, чтобы я с вами здоровался? Мне удобно с вами не здороваться, ведь тогда я становлюсь центром внимания, вокруг меня поднимается вихрь заботы, мол, как же так?»
Если ребенок действительно застенчивый, ему нужно очень внимательно подбирать друзей для общения. Потому что такой ребенок будет общаться не со всеми. Обычно, если родители находят кого-то, кто совпадает с ним по качествам или дополняет их, «стесняшка» может быть вполне контактным в сольных и парных отношениях. Его робость проявляется именно в больших компаниях, а в парных отношениях ее не бывает.
Конечно, если у ребенка нет друзей, обязательно нужно искать кого-то, с кем он хорошо играет вдвоем. Если он не ходит на площадку, надо придумывать другие варианты. Может быть, он не хочет со всеми гонять по двору, но вдвоем с другом вполне себе рисует и моделирует. Или с кем-то, кто помладше или постарше, ребенок общается лучше, чем с ровесниками.
Есть ошибочная стратегия, когда с застенчивостью родители борются так же, как со страхами: если ты боишься, иди в ситуацию и давай-ка посмотри, что там нет ничего страшного. «Ты стесняешься, сейчас мы тебя запишем на пять занятий в день, и ты социализируешься». Эта стратегия неправильная. Очень часто такое наращивание социальных связей не дает результата, но может привести к невротической замкнутости.
Режим «спортивного комментирования»
Из видов помощи очень хороша куклотерапия, даже в домашних условиях можно рекомендовать проигрывание социальной ситуации на игрушках. Это поможет и тем детям, у кого не было социальной практики, и тем, у кого чуть «барахлит» способность к эмпатии, затруднено понимание коммуникаций. Здесь нужно играть в разные эмоциональные игры, помогать ребенку практиковаться в считывании и интерпретации эмоциональных состояний других людей. Иногда нужен блок занятий с психологом.
Одна из практик, которая в последнее время часто упоминается, — это режим «спортивного комментирования» (он нужен в работе с застенчивым ребенком, и не только). Когда в какой-то социальной ситуации родители вступают в позицию наблюдателя и рассказывают ребенку, что происходит, объясняя не само взаимодействие, а его смысл.
Как на футбольном матче, пошагово. Взрослый, который находится с ребенком — мама, папа или бабушка, — комментирует любое социальное взаимодействие: «Смотри, как дети дружно играют; вон ребята ту девочку зовут, а она не хочет к ним идти, они ее уговаривают, а она отказывается; эту вещь те ребята не поделили и ссорятся». Надо комментировать сценки из жизни, которые есть в социальном пространстве, комментировать книжки, мультики и фильмы, выбирать истории про отношения.
Есть ряд ситуаций, когда ребенок по той или иной причине неправильно интерпретирует или неправильно считывает, а то и вообще не замечает действия других людей. Например, он видит, что ребята уже подрались, а что привело к драке, «не видит». Не разлагает эти действия на составные части или придает им неправильное значение. Конечно, наши родители с нами никогда такого не делали, но у нас была большая коммуникативная практика во дворе, где мы могли наблюдать множество социальных ситуаций. Сейчас жизнь гораздо более замкнутая, меньше открытого человеческого общения, больше — дистанционного, электронного, семьи маленькие. И практика «спортивного комментирования» нужна все чаще.
Это не тот способ, который поможет моментально. У него аккумулятивный принцип, результат нарабатывается постепенно. Но за 4–6 недель последовательного применения этой практики хотя бы пару раз в неделю (а для некоторых детей нужно пару раз в день) у ребенка разовьется способность анализировать взаимодействие. То есть социальный, эмоциональный интеллект.
В целом, если дело только в социальной депривации — просто не было опыта общения, но нет никаких других трудностей, — уходит она довольно быстро. Да, ребенок может еще какое-то время отставать, быть «вялым» в общении, но постепенно все получится. Нужно воспринимать ситуацию как обучение: коммуникация — такой «предмет», который ребенок просто не проходил. Ведь бывает, например, что школьник переходит в новую школу, а там — французский язык, которого не было в прежней школе, и ребенку нужно срочно догонять программу.
Сложнее всего в ситуации, когда сначала общительность была, а потом, в результате какой-то травмы, она пропала. По сути, такой ребенок рисковал и пробовал, но получил очень болезненный опыт, сигнал об опасности, который его «закрыл». И тут без анализа этого случая, этого опыта совершенно невозможно двинуться дальше.
Применять эту практику можно с того момента, когда ребенок начинает говорить фразами, то есть с 2–2,5 лет (даже в подростковом возрасте к «спортивному комментированию» можно возвращаться на новом, более тонком уровне анализа человеческих взаимодействий — если подросток открыт этому).
Например, вы пришли с ребенком в песочницу. Если ваш малыш застенчив, вы просто рассказываете: «Эта девочка в красной шапке, видишь, какая она боевая? Она у всех формочки забрала, никому ничего не дает, всеми командует. Деловая, это у нее такой характер. На кого она похожа из персонажей сказок? Вон тот мальчик, видишь? У него все отобрали, он молчал-молчал, а потом взял и полез со всеми драться. Он еще маленький, говорить не умеет, умеет только бить кулаками. А эта девочка только пришла, она стоит и присматривается, с какой бы стороны ей зайти».
Комментировать надо пошагово, очень подробно, не смущаясь. Так же можно поступать, просматривая фильмы, просто делать стоп-кадр: «А тут что было?» Например, фильм «Золушка»: «Золушка и сестры собираются на бал. Видишь, у этой какой характер? Она очень вредная. Чем, думаешь, она красивее вот этой?»
Можно говорить: «Видишь, какая девочка сердитая. Как ты думаешь, почему такое может быть? Наверное, она не хочет уходить с площадки. Может, ее мама торопится на работу, ей нужно быстрее отвести девочку в детский садик, а девочка не может так быстро ходить, ей не нравится», — то есть делать гипотезы по отношению к состоянию и поведению других людей. Тут очень важно их не осуждать, а добавлять сослагательное наклонение: «Мы с тобой можем ошибаться. Нам кажется, что это так, а может быть по-другому».
Детям 4–5 лет очень важно показывать, что всегда есть несколько вариантов интерпретации: может быть так, а может быть и так. Предложив пару версий, вы, скорее всего, хотя бы в одной из них не ошибетесь, кроме того, это внесет элемент раздумий: вместе с ребенком вы размышляете о том, что происходит внутри ситуации. Это интересная и безопасная практика. И начинать ее никогда не поздно: даже если ребенок уже старше 5 лет и вы видите, что он с трудом описывает свое состояние.
Как понять, что это работает? Когда ребенок начинает сам интерпретировать то, что видит вокруг — у вас, у других членов семьи, у своих друзей. Если он ошибается или фантазирует, играет, можно не соглашаться и говорить: «Нет, ты не угадал» или: «Нет, папа не очень сердитый, просто он сейчас много думает, потому что у него на работе сложная ситуация». Вы поправляете, и в этом нет ничего страшного: если ребенок знает, что вариантов может быть несколько, он не будет катастрофически воспринимать ваше несогласие с его картиной.
Если речь о ребенке-дошкольнике, я бы рекомендовала, практикуясь в интерпретациях, оставаться в настоящем, не сосредотачиваться на прошлом. У ребенка до 5 лет долгосрочная память работает очень специфически, в частности, в ней не задерживаются аффекты. После 7 лет — да, можно говорить про «помнишь». Хотя есть исключения — дети, которые склонны все помнить, вне зависимости от возраста.
Почему я подчеркиваю, что «застенчивости» бывают разные? Потому что то, что прочитывается как застенчивость, может на самом деле оказаться чем-то другим, например чувствительностью. Не стоит клеить ярлыки, особенно такие, которые потом трудно снимать.
Отрывок из книги Екатерины Бурмистровой "НЕ едет НЕ красная НЕ машина! Как понять дошкольника"
Фото: Freepik