Пресвятая Богородица изображена в полный рост. Ее руки,
поддерживающие Младенца, скрещены, в левой руке – белый плат, пальцы правой
сложены в жесте благословения. Младенец Христос изображен с закрытым Евангелием
в левой руке. На плечах Матери Божией две белые лучистые звезды. Множество
лучей, образующих золотое сияние, исходит от Матери и Младенца. Это сияние
замкнуто в пурпурной сфере (мандорле), символизирующей Божественную славу. Два
летящих ангела возлагают корону на голову Богоматери. Третий ангел венчает
короной голову Младенца Христа. Под ногами Богоматери — лунный серп, на нем
надпись: «и луна под ногами ее». Фон иконы сине-зеленый, заполненный
клубящимися облаками. Икона принадлежит к одному из основных типов изображений
Богородицы. Это «Одигитрия» («Путеводительница») — ведущая нас к Христу, от
греха к спасению. Но что же означает все изображенное на иконе, почему
Богородица предстает перед нами именно такой? Чтобы понять это, необходимо
открыть книгу Откровение Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение:
жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати
звезд... И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все
народы жезлом железным...» (Откр. 12:1,5). Икона является прямой иллюстрацией
этих библейских слов. Поэтому и изображена здесь Богородица как царица — в
богато изукрашенных одеждах, в короне из множества диадем, с коронованным
Младенцем на руках. И «луна под ногами Ее», потому что меркнет в сиянии
Богородицы свет луны. «Ты — само Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды —
Христос Бог наш, Спаситель грешных» — это слова из молитвы перед этой иконой, и
они, обращенные к Пресвятой Богородице, как нельзя лучше и проще объясняют
название этого образа. Поистине Богородица — это Небо, ведь Ее Сына, Господа
Иисуса Христа, именуют в молитвах Солнцем Правды. Откуда же пришел к нам этот
дивный образ? В описи Архангельского собора XVII в. сообщалось, что образ
является копией, сделанной по указу царя Федора Алексеевича мастерами Оружейной
палаты с находившейся в соборе древней иконы. Икона ранее пребывала в Смоленске
и была перевезена в Москву Софией, дочерью Великого литовского князя Витовта,
когда она стала супругой Московского князя Василия I (сына Дмитрия Донского). В
Смоленск же образ был прислан из Константинополя в числе многих древних икон.
Во второй половине XIX — начале XX веков каждую пятницу после Литургии перед
иконой совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев
приносили к образу лампады, свечи и масло. В настоящее время икона «Благодатное
небо», написанная в 1678–1680 гг., находится в ряду иконостаса московского
Архангельского собора Кремля. Списки с иконы «Благодатное небо» имеются во
многих церквях и монастырях. Один из них, написанный в 1900 году, хранится в
Воскресенском соборе города Тутаева, любимом месте святого праведного Иоанна
Кронштадского, потому что «Благодатное небо» — одна из самых почитаемых им
икон. Перед иконой «Благодатное небо» молятся при различных душевных и телесных
недугах, при путешествии на воздушном транспорте, о тех, кто ведет неправедный
образ жизни, а также о наставлении на путь истинный. Известно много чудесных
исцелений перед этой иконой: прозрение 12-летнего мальчика с рождения слепого
на левый глаз, исцеление монахини во время одной из воскресных служб и другие
удивительные случаи. Икона помогала не только православным верующим. Однажды
получила исцеление лютеранка, о которой в течение шести недель усердно молилась
ее гувернантка. Икона «Благодатное небо» была покровительницей известного
авиатора Александра Ивановича Покрышкина, родившегося в день ее празднования.
Отважный летчик поражал командиров своим бесстрашием и шел на смертельный риск
в схватках с немецкими асами. И небо было благосклонно к герою – берегла его в
сражениях незримая сила. Православная церковь молитвенно чтит этот образ 19
марта (6 марта по старому стилю) и в Неделю всех святых.
Журнал "Божий мир" 2/2015