Икона эта поистине уникальна – она выполнена в очень редкой
технике воскомастики. Богородица на ней «не нарисована красками, а как будто
телесная, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому
удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная», -
так описывал образ антиохийский путешественник Павел Алеппский в 1655 году. В
основе композиции иконы – вырезанный в дереве плоский рельеф. Тонкая
моделировка красками сделана уже по слою воска, покрывающему фигуры Младенца и
Пречистой. Более того, сама восковая мастика сделана «смешением от святых мощей
и от иного многого благоуханного состава, тем самым Влахернская икона является
собой еще и своеобразный мощевик.
Предание приписывает эту икону кисти святого Луки –
апостола, евангелиста, врачи и изографа. Прославившийся многими чудотворениями
образ пребывал в Антиохии, затем в Иерусалиме. Супруга византийского императора
Феодосия II Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для
поклонения святым местам в 436-437 годах, приобрела икону и отослала ее в
Константинополь в дар сестре императора, св.Пульхерии. Икона была поставлена в
храме, находившемся во Влахернах, с тех пор святыня и носит имя Влахернской.
Многовековое пребывание Влахернской и Царьграде
сопровождалось многими чудесами. Явившись однажды двум слепцам, Богородица
привела их к Своему образу во Влахернах и вернула им зрение.
С этим образом вселенский патриарх Сергий обошел в 626 году
стены Константинополя во время осады города персами. Враги отступили, и с того
времени установился благочестивый обычай ежегодно в Великий пост переносить эту
икону из Влахерн в императорский дворец, где святыня оставалась гостить вплоть
до понедельника Светлой седмицы.
В VIII столетии Второй Рим поразила иконоборческая ересь, началось
массовое истребление святых икон. Тогда благочестивые христиане тайно взяли из
Влахернской церкви икону, отнесли в близлежащую обитель Пантократора
(Вседержителя) и, затеплив перед нею лампаду, спрятали в нишу церковной стены,
наглухо замуровав тайник. Там святыня пребывала около ста лет, вплоть до
восстановления иконопочитания, когда научением Божиим ревнители православия
отыскали Чудотворную в стене обители. Перед образом всё также продолжала гореть
лампада! Пораженные этим чудом, верующие с великим торжеством перенесли образ
на прежнее место во Влахернской церкви.
Но там странствия иконы не закончились. С падением Византии
и пленением православной империи турками (в 1453 году), Влахернская икона
покинула Царьград и для большей безопасности была перенесена на Святую Гору
Афон, разорять которую магометане не решились.
После двухвекового пребывания на Афоне Влахернская была
привезена в Россию в дар царю Алексею Михайловичу. 17 октября 1653 года в
Успенском соборе Кремля состоялась торжественная служба в честь обретенной
Третьим Римом новой святыни; Петропавловский придел главного храма Московского
государства и стал теперь новым местопребыванием Влахернской иконы.
Как пишет побывавший в Москве спустя год Павел Алеппский,
царь Алексей Михайлович с благоговением принял святыню и «всю обделал серебром,
золотом и драгоценными камнями, взял ее с собою на войну и теперь, при
возвращении, вез перед собою…»
Былая «покровительница Константинополя» нашла на Руси особое
почитание. Ежегодно в пятую субботу Великого поста в Успенском соборе ее
ставили в центре храма и читали перед ней Акафист.
Во время нашествия Наполеона французы украли рису и
повредили сам образ, так что потом пришлось для прочности врезать икону в новую
кипарисную доску и сделать для нее новую, серебряную ризу. С иконы было сделано
несколько списков.
В 1918 году, когда Кремль на долгие десятилетия был закрыт
для моления православных, Влахерскую удалось перенести в Крестовоздвиженскую
церковь на Воздвиженке (в нескольких сотнях метров от Кремля), где святыне
продолжали воздавать должное поклонение. Однако когда в 1931 году эта церковь
была закрыта и снесена, Чудотворная была взята обратно в Кремль и с тех пор
входит в собрание Государственных музеев Московского Кремля.
В 1983 году в результате реставрации, на иконе была раскрыта
греческая надпись. Всего одно слово: «Богохранимая». Именно таковой и стала
судьба этой древней и удивительной христианской святыни.
Галина Семенова
Также читайте: Икона Божией матери Волоколамской
Журнал "Божий мир" 2/2013