Перед нами — одна из древнейших и наиболее почитаемых
святынь Земли Русской — чудотворная Ярославская икона Пресвятой Богородицы.
Младенец Христос изображен на руках Богоматери с правой
стороны. Голова Царицы Небесной наклонена к Сыну, Их лики соприкасаются. Это
один из поясных вариантов иконографического типа «Умиление» (по-гречески
«Елеуса»), сложившегося в ХIII веке. На иконах этого типа между Богородицей,
символизирующей весь человеческий род, и Богомладенцем нет расстояния, они
прижимаются щекой к щеке, их любовь безгранична. Об истории этого образа сохранилось
очень мало сведений. Но известно главное — это первая икона, явленная
Богородицей людям в эпоху татаро-монгольского ига. Было это в Ярославле в
середине XIII века.
Икона была принесена в город из Киева святыми благоверными
князьями, родными братьями Василием и Константином Всеволодовичами, и
установлена в Успенском кафедральном соборе города. Князья Василий и Константин
явили пред лицом всей Руси образ духовного братства во Христе. Знаменательно,
что они не принимали участия в междоусобных распрях, которые раздирали тело
Русской земли и позволяли татарам пленить Русь. Церковь нарекла князей
страстотерпцами, так как они жизнь положили за веру Православную и землю
Русскую и празднование Ярославской иконы Божией Матери установила на день
обретения их мощей, 21 июня (по новому стилю).
Явление иконы произошло в тяжкое для Руси время. Кровь
лилась реками, города и селения пылали в огне. И охваченные ужасом жители Ярославля
восприняли появление иконы как чудесное явление милости Матери Божией,
простирающей руку помощи в борьбе с иноплеменниками. Ведь это был именно образ
«Умиление», выражающий глубочайшую материнскую заботу Богоматери. Слезные
молитвы перед этой иконой согревали души людей в наступившие времена скорби.
Ярославская икона Божией Матери быстро снискала любовь и
почитание вначале жителей Ярославля, а позже и всего русского народа. К помощи
Богородицы перед ее чудотворной иконой особо взывали во времена все народных
бедствий. Перед ней молились ярославцы во времена великого пожара в городе в
1501 году.
Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие
события истории России. В Смутное время, когда Москва находилась в пленении
польских захватчиков, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь
располагался так называемый «Совет всея Земли», при котором Богоматерь
«Ярославская» становится главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 года в Ярославле
завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы
Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев перед ликом Ярославской
Богоматери приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла и двинулись
на Москву. Освобождение первопрестольной по молитвам Царицы Небесной положило
начало новой странице истории Российского государства.
Именно здесь, в Ярославле, 21 марта 1613 года Ярославская
икона Божией Матери встретила юного, только что избранного на престол царя
Михаила Федоровича Романова. После молитвы перед чудотворным образом он послал
грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя
три века, в год трехсотлетия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний
Русский Государь-страстотерпец Николай Александрович, посетивший Ярославль в
1913 году.
Списки с этой почитаемой иконы хранятся также в Троице-Сергиевой
лавре и в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Чудотворный образ Ярославской иконы Божией Матери был
утрачен во времена советской власти. Сейчас в Ярославле пребывает древний
список с этой иконы, который был обретен в 2002 году. С раннего утра и до
позднего вечера не иссякает перед ним поток богомольцев, возносящих Матери
Божией свои слезные молитвы.
Наша Помощница, Заступница и Утешительница Она любвеобильнее
и нежнее всякой матери. Предстоя у Престола Божия, Богородица неусыпно и горячо
молится за нас. Все, кто хоть раз обращался к ней в трудную минуту, по опыту
знают силу ее заступления.
Галина СЕМЁНОВА
Также читайте Икона Божией матери Тотемская-Суморинская
Журнал "Божий мир" 3/2014