Жизнь или смерть? Действительно, традиция приносить в дом
елку и украшать ее в преддверии Рождества и Нового года сравнительно недавняя
(именно в такой последовательности, ведь до революции Рождество праздновали 25
декабря (по старому стилю)). Повсеместное распространение она получила только с
середины XIX века, около полутора столетий назад, хотя указ об украшении домов
и площадей вечнозеленой красавицей был издан Петром I еще в 1700 году. Тогда он
повелел: «По знатным и проезжим улицам учинить некоторые украшения из дерев и
ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, детей забавлять, на санках катать с
гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то и других дней
хватает». Но русские люди неохотно исполняли заветы великого преобразователя, и
на это были свои причины. Сейчас мы воспринимаем елку как символ вечной жизни,
но для наших далеких предков ель символизировала смерть. Еловый лес мрачен,
зачастую непроходим, еловая древесина малоценна, а плоды дерева шишки – несъедобны.
Ельник представлялся славянам обиталищем нечистых духов, а выражение
«елки-палки» было скрытым ругательством. Еловый лапник и поныне используется в
погребальных обрядах, его кладут по пути траурной процессии с гробом,
используют для декорирования могильного холма. Как было внести такое дерево в
дом?! Помогли… немцы. В Германии нет дремучих еловых лесов, и жители этой
страны увидели в этом дереве то, что видим сейчас и мы – вечнозеленую
красавицу, устремленную к небу своим единым стволом, как бессмертная
человеческая душа, стремящаяся к Богу в Рай. История маленькой елочки
Считается, что первую новогоднюю елку поставили в немецком городке Селеста в
1521 году. С этого момента начинается ее триумфальное шествие по всему миру. В
XVI веке в Саксонии уже изготовляют стеклянные елочные игрушки – шары. Из
Германии повсеместная традиция украшать хвойное дерево к Рождеству переходит
сначала в Скандинавию, а затем и другие страны Европы. В России после первой
неудачной попытки императора Петра новогоднее дерево практически было забыто.
Наряжали елку только в семействах немецких чиновников, находящихся на русской
службе, но поскольку в те времена у нас их было немало, постепенно это
нововведение входит во все великосветские дома. Елками начинают называть не
только главное украшение праздника, но и само торжество, а поскольку на Руси
всегда праздновать любили, новая традиция была обречена на успех. В 1852 году в
столице Санкт-Петербурге была организована первая публичная елка. С этого
времени мы можем говорить о начале общенародного почитания нарядной елки как
главного символа Рождества и Нового года. Но только елка вошла в народную
жизнь, как пришли мрачные времена государственного на нее гонения. Пришедшие к
власти в 1917 году большевики стремились целиком и полностью перекроить душу и
жизнь русского народа «до основания, а затем…». «Затем» милостью Бога не
наступило, но изрядно досталось всем, в том числе и Елке. Она была объявлена
религиозным пережитком прошлого и подлежала упразднению. Были времена, когда в
преддверии Нового года ходившие по улицам дружинники заглядывали в окна – не
горит ли где нарядами запрещенное дерево? Виновники строго наказывались.
Хорошо, что это мракобесие не просуществовало долго. Человек не может жить без
чуда, без веры, без религии. Подсознательно поняли тогда это и власти. В канун
1936 года в Кремле зажглась первая советская новогодняя елка. Таким образом,
рождественская елочка, претерпев религиозное гонение, стала исповедницей.
Исповедниками в Церкви называют людей, которые подобно мученикам за веру
подвергались репрессиям, но остались в живых, например христиане – узники
сталинских лагерей. Христианский смысл В советское время было принято
увенчивать елочку пятиконечной звездой – пентаграммой коммунизма. Раньше на ней
тоже сверкала звезда, но иная — восьми или, реже, двенадцатилучевая. Конечно,
это был символ Вифлеемской звезды, явившейся волхвам 2010 лет назад и
возвестившей миру о рождении Спасителя. Ведь елочка все же рождественская.
Волхвы принесли младенцу дары, теперь и мы приносим нашим детям в па- мять о
тех дарах подарки и кладем их под елку, венчаемую чудесной рождественской
звездой. Рождество вновь вернуло людям способность к богообщению, утраченную
Адамом и Евой в Раю. Там они имели вечную жизнь. Библия пишет о Древе жизни,
которое росло в Эдеме и давало возможность людям не умирать. В целом
«вечноживая» зеленая рождественская елка и символизирует собой это чудесное
древо жизни, а золотые шары на ней – это, конечно, те плоды вечной молодости,
произраставшие в том утраченном нами саду. Наряжая вместе с детьми прекрасную
рождественскую ель в этом году, пожалуйста, постарайтесь донести до них сокровенный
смысл, вложенный в эту традицию. Ведь для ребенка очень важно докопаться до
сути вещей, узнать, что и зачем происходит в этом мире. Нарядная елочка –
символ жизни, добра и пришествия Бога в наш мир, сможет стать для вашего чада
не только причиной радости, но и источником веры, надежды и любви.
Рождественский храм В Средние века на Руси редко посвящали храмы главнейшим
праздникам – Рождеству и Пасхе. Считалось, что храм Воскресения находится в
Иерусалиме, а храм Рождества в Вифлееме. Такие церкви в России стали появляться
позднее, но было их немного, а еще меньше сохранилось до наших дней, пройдя
через горнило советского безбожия. В Москве существует только один
незакрывавшийся храм в честь Рождества Христова – в Измайлове. Раньше здесь
жили стрельцы, для них в 1664 году здесь был построен первый деревянный храм.
Когда тот пришел в ветхость (а это случилось довольно скоро), на его месте был
построен каменный в стиле русского узоречья. Церковь считалась царской – здесь
располагался один из дворцов. Знаменитый лейб-гвардейский Измайловский полк
Петра I также находился в этих местах. С 1804 года в этом храме находится
чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Первоначальный древнейший образ
этой иконы был привезен на Русь из Византии святым князем Владимиром в Х веке.
Долгое время он хранился в Успенском соборе московского Кремля, но во время
нашествия Наполеона был вывезен неприятелем и по настоящее время хранится в
соборе Парижской Богоматери. К счастью, будто предчувствуя беду, с иконы в
XVIII веке успели сделать список – копию. Он тоже прославился чудесами,
особенно во время эпидемии чумы 1771 года. Именно к этому чудесному списку вы
можете благоговейно приложиться сегодня в храме Рождества Христова в Измайлове.
Адрес церкви: Москва, Измайловский проезд, 28.
Иерей Сергий МАТЮШИН
Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап
Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.