800 лет святому Александру Невскому
Имя и лицо России
Святой Александр Невский — это имя и лицо России, и не только прошлой, но и настоящей, потому что в своей жизни он сопрягал духовное с материальным, заботу о душах человеческих с устроением Русского государства. Вся его жизнь была наполнена и страданием, и радостью, и скорбью неизмеримой, и духовными победами, и победами земными. Пример мудрого правителя и праведного христианина вдохновляет нас на жизнь по заповедям Божиим, утверждает среди людей непреходящие нравственные идеалы любви и милосердия. Если мы все — и власти, и воинство, и народ — будем идти по пути благоверного князя Александра Невского, у нас будет великая Русь, Святая Русь, место мирной и счастливой жизни людей, исполненное духовных и материальных ценностей.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ
У каждого народа — свои герои, имена которых незабвенны. И чем больше времени отделяет ныне живущих людей от славных предков, тем зримее связь, соединяющая прошлое с настоящим. Народные герои, послужившие Отечеству, отдавшие за него жизнь — главное достояние любого государства, их подвиги прославляются в веках — в устных сказаниях или песнях. С них берут пример, по их звездному пути идут потомки, не боясь затеряться во мгле истории.
Еще незабвеннее подвиг тех мужей, жизнь которых, будто полдневным солнцем, озарена блистающим ореолом святости. Не только своему народу служили они, но и благословенному Богу. Таких героев именуют ангелами-хранителями Отечества, заступниками пред Небесным Отцом, к ним в годы смут и лихолетий обращаются с молитвою о помощи, им возносят хвалу в счастливые времена, их именами награждают детей.
Святая Русь оттого и названа «Святою», что в ней, как ни в каком другом государстве, прославлены сотни, тысячи сыновей и дочерей, праведной жизнью угодивших Богу, положивших «живот свой за други своя». Но имя святого благоверного князя Александра Невского даже в этом звездном иконостасе сверкает особенно ярко.
Почему? Да потому что без Александра Невского наша страна просто обязана была исчезнуть с политической карты мира. А если бы и сохранила Россия свое имя, то уж точно без Александра Невского не была православной.
Александр Невский, которому Господь отвел на земле всего сорок два года, боролся с глобальными угрозами средневековья. Эти угрозы сгущались над Русью с востока и запада. Монголы, как известно, к середине XIII века захватили Китай, огнем прокатились по Руси и Европе, остановив своих коней в современной Хорватии, на берегу Адриатического моря.
Но главная опасность двигалась с Запада. Монголам не нужна была наша вера, им нужны были наши карманы — они собирали богатую дань на просторах Руси. А вот одетым в железные доспехи тевтонским рыцарям понадобилась русская воля и русская душа. С благословения римского папы они шли перекрещивать Русь.
Александр Невский — князь переяславский, новгородский и владимиро-суздальский — оказался умнейшим политиком. Обладая стратегическим мышлением, он понимал, какая беда движется на нас с Запада — если с востоком можно было замириться и отделаться налоговыми выплатами, то с Западом невозможен был никакой компромисс. Западная агрессия несла смену русского сознания, русского кода, русской идентичности.
Римский папа предложил Александру Невскому мир. Но какой! Взамен на распространение католицизма по всей русской земле. Вспомним знаменитый ответ латинским папежникам: «Слышите, посланцы папские и льстецы преокаянные! От Адама и до потоп и от потопа до разделения язык и от разделения язык до начала Авраама, и от Авраама до прохождения Израиля сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса восшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: все сие знаем и приемлем, а от вас учения не принимаем».
Чем ответил Запад? Кровавым походом на восток. Сначала шведские войска испробовали русского оружия на реке Ижоре — именно там двадцатилетнего Александра впервые назвали Невским. В той битве Александр не только руководил малочисленной дружиной, но когда настал решающий момент схватки, сам вступил в бой со шведским военачальником Биргером и ранил его копьем в лицо.
Но главное испытание ожидало русское воинство через два года, на Чудском озере, куда двинулись закованные в броню немецкие рыцари.
Александр Невский перед сражением молился в храме Живоначальной Троицы города Пскова. Поборник правды земной и небесной, он говорил своим воинам перед Чудским побоищем: «Не в силе Бог, а в Правде! Сии на конях и колесницах, а мы имя Господа призовем!»
На озере Чудском с малою дружиной и чудом Божьим он одолел иноземное воинство. Выстроил свои войска так, что тевтонцы не смогли развернуться в полную силу, сгрудились, смешались и начали в панике отступать, проваливаясь под лед. После этой победы на северо-западных рубежах настал долгожданный мир — тевтонский орден отказался от своих последних завоеваний. Ну что ж, «кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Образованнейший человек своей эпохи, великий полководец, защитник веры, он стал подлинным былинным героем Руси. «Лицом как Иосиф, умом как Соломон, — говорили о нем. — Смел, точно император Веспасиан, силен — будто Самсон...» Для русского человека его имя стало нарицательным. Его имя во все века вдохновляло народ на героические поступки и деяния. Не случайно, в ноябре 1941 года, когда враг стоял у ворот Москвы, имя Александра Невского первым в ряду с другими великими именами России прозвучало у стен Кремля на военном параде.
Именем Александра Невского назывались во время войны награды, танковые бригады и летные эскадрильи. Имя Александра Невского вселяет в сердце великую надежду, потому что это имя русской Победы.
У доброго корня - добрый плоды
В ста двадцати верстах к северу от Москвы по обоим берегам реки Трубеж, впадающей в старинное Клещино озеро, как его называли в старину, притаился, окруженный вековечными чащами, город Переяславль-Залесский. В далеком 1152 году основал Переяславль знаменитый князь Юрий Долгорукий.
Князь Юрий оставил большое потомство. Один из его внуков, князь Ярослав Всеволодович, в начале XIII века владел Переяславским княжеством, процветавшим в ту пору.
30 мая 1219 года над Переяславлем радостно звонили колокола, отражаясь в незамутненных водах Клещина озера. У князя Ярослава родился сын! Вслед за первенцем Федором появился на свет Александр. Все, от мала до велика жители города, богатые и бедные, родовитые и незнатные, спешили к терему княжескому, поздравить Ярослава с великой радостью.
Князь велел распахнуть погреба, таящие хмельную медовуху, и накрыть на княжьем дворе дубовые столы, чтобы честь по чести отпраздновать с переяславцами рождение сына светлым и богатым пиром.
Ближайшим предкам святого Александра Невского довелось жить во времена возвышения и возвеличивания ростово-суздальской земли. Русь, начиная с благоверного князя-мученика Андрея Боголюбского — родного брата Всеволода Юрьевича (деда Александра Невского) — все дальше уходила на северо-восток, смещая средоточие государства из Киева во Владимир.
Не любил князь Андрей шумных пиров в родном Киеве и в удельном Вышгороде, не терпел родственной вражды, чьи истоки питались гордостью, завистью и тщеславием. Оттого и променял он веселый и безмятежный юг Руси на суровые и таинственные северные земли.
Именно во Владимире и Суздале складывалось по камушку основание будущей единовластной великорусской империи. Именно здесь, с благословения дивной иконы Божьей Матери, которую князь Андрей захватил с собой из Киева, начинается государственное объединение Руси.
Не менее знаменит был и дед святого Александра Невского — Великий князь Всеволод Юрьевич, прозванный за оставленное многочисленное потомство «Большое гнездо». Неторопливый и осторожный, твердый и мужественный, Великий князь Всеволод без видимых усилий, умело пользуясь обстоятельствами, собрал под своей властью почти всю северную Русь. О нем слагали песни:
Ты можешь могучую Волгу
Разбрызгать веслами людей
И вычерпать Дон многоводный
Шеломами рати твоей.
Дед Александра Невского отошел ко Господу в 1212 году. Современники скорбели о его смерти, ибо: «имел он присно страх Божий в сердце своем, подавая требующим милостыню, суд судя истинен и нелицемерен, и многи церкви создан во власти своей».
По матери своей Феодосии, святой Александр — наследник знаменитого князя Мстилава Мстиславича, прозванного «Удалым». Отважен был этот князь и отчаянно смел на поле брани, благороден и прям в поступках, доверчив и сердчен в общении с подчиненными. А скончался, по обычаю тех времен, схимником.
Таков же был и его отец, прадед святого Александра по материнской линии, Мстислав Храбрый, причисленный Церковью к лику святых. «Он всегда порывался на великие дела, — пишет летописец о Мстиславе Храбром. — И не было земли на Руси, которая бы не хотела его иметь у себя и не любила бы его».
Русская надежда
Быстро время летит, точно белые облака над темными макушками переяславских елей. Кажется, совсем недавно появился на свет Александр, а нынче ему пятый годок исполнился, совсем взрослым стал! Приспело время посвятить сына Ярослава в княжичи. По обычаю, освященному Церковью, мальчику в Спасо-Преображенском храме прямо на солее возле Царских врат епископ Симон состриг с головы прядь темных шелковистых волос. Александр посвящался Богу, и состриженные власы стали первой жертвой Небесному Творцу.
Красив и необыкновенно легок, точно белая птица, высокий Преображенский собор! Храм этот белокаменный — прадедушкин. Его Юрий Долгорукий построил и украсил, и наполнил книгами, и мощами священными. Вот было бы здорово глянуть на Долгорукого прадеда! На его руки длиннющие, которыми он врагов христианских брал за воротник и, хорошенько встряхнув, зашвыривал куда-нибудь в дебри литовские, подальше от родного Залесья... Впрочем, все вокруг утверждали, что руки у прадеда были обычные, как у всех, а прозвали его так за постоянное устремление к новым землям.
После пострига и заздравного молебна Александра — да-да! — отныне он уже не Сашенька, не дитя, а младой муж, как сказал батюшка — вывели во двор. Народ переяславский кричит ему здравие. Из окон теремов умильно смотрят на княжича заботливые няньки и кормилицы, с которыми он отныне распрощался навсегда и перешел на попечение бывалых и знатных воинов из княжеской дружины.
Матушка Феодосия берет сына на руки, целует, будто прощается с ним. В самом деле, теперь и с ней он будет видеться реже, ибо жить Александр станет у своего пестуна и наставника — Федора Даниловича.
Боярин-воспитатель сажает Александра высоко-высоко, на коня, в сияющее серебром и новой кожей седло. Александр принимает от боярина лук со стрелами, да не какой-нибудь игрушечный, а настоящий!
— Теперь ты маленький мужчина, — сдержанно улыбнулся Федор Данилович. — Тебе отныне землю нашу от врагов защищать.
С утра до вечера обучал боярин юного княжича военному искусству.
— Ты, князь, первым битву начинаешь, войско за собой ведешь, а потому тебе должно быть лучшим наездником, лучшим стрелком и ратоборцем. Грянет сеча, и будет некогда подумать, чем от врага отмахнуться — тяжелым шестопером или мечом. В бою руки сами работают, а для этого они должны все приемы хорошенько заучить.
Знатный лучник в те времена, сидя на коне, мог в считанные мгновенья стрелу каленую из колчана выхватить и по врагу пустить. Метко и быстро стрелял боярин, Александр от него старался не отставать, ведь князь, в самом деле — ум и душа любой дружины. Кому, как не ему положено уметь выстроить полки перед сечей, верно поставить пеших воинов и тяжелую конницу, расположить дозоры в лесу и войско провести по незнакомым лесам и топким болотам.
В княжеском тереме накопилось много книг на русском и греческом языках. Всякий раз подходя к этим источникам мудрости, Александр невольно испытывал душевный трепет.
— Прародители твои знали книжную премудрость не хуже ратного дела, — говорил Александру отец. — Потому и заслужили почет на Руси. Запомни, сын, наставления славного Владимира Мономаха: «Леность — корень зла великого; ленивый, ежели чему и научился, все позабудет, а навыков новых ему не разуметь; и ничего доброго не сотворите, если лениться начнете».
Но Александра не нужно было подгонять, он сам тянулся к премудрости книжной. Кроме Священного Писания и Псалтири, ставшей излюбленной книгой русского народа, Александр со тщанием изучал святоотеческие творения: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Кирилла Александрийского... Особенно полюбил княжич книги святого Иоанна Златоустого, чье слово еще на заре христианского века осветило мир благодатным врачующим светом.
Вместе со старшим братом Александр осваивал иностранные языки, учился всемирной и отечественной истории. События родной старины сдержанно и правдиво раскрывались в летописных источниках, из коих главным было сочинение преподобного Нестора-летописца.
Читал княжич и знаменитую «Александрию» — увлекательное сочинение о славном полководце Александре Македонском. Сию книгу княжич перечитывал много раз, мечтая о бесстрашных подвигах. Александру Переяславскому, в отличие от Македонского, Господь дал счастье родиться в мире, озаренном светом Христовой любви, в мире, где цвела и светилась несравненная Русь родная. И в будущем его ожидали воинские свершения не ради собственной славы, а ради Христа и народа православного.
Юные княжичи вставали с рассветом и торопились в церковь. Невозможно и помыслить, чтобы день начался без Божьего благословения. После завтрака — иногда охотились в лесу на зверя, а чаще всего садились в княжеском тереме с боярами «творить суд». Александр особенно любил правосудие и строго требовал от бояр справедливых решений.
Терпеть не мог юный князь, когда бояре потворстовали сильным, брали неправедную мзду и обижали слабых.
Не одной прекрасной наружностью, не одним славным именем напоминал младший сын Ярослава великого македонского царя: Александр умел держать бояр в повиновении. Кроткий и ласковый в обращении, он с самых юных лет невольно внушал уважение к себе — великодушными поступками, мудрыми речами, не по годам развитой проницательностью и рассудительностью. Но ежели находились строптивцы княжеской воли среди бояр, Александр смирял их грозным словом и примерным наказанием.
— В Александре вижу я опору земли Русской, — говорил князь Ярослав наедине друзьям.
Ведал ли, что слова его скоро сбудутся?..
Продолжение следует
Статья предоставлена журналом «Божий мир»
Также читайте:
Основы православной веры: ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
Твой святой покровитель. АНТОНИНА
Твой святой покровитель. ДАНИИЛ