Поиск

Не в силе бог, но в правде!

17/08/2021
Александр АНАНИЧЕВ
1261

800 лет святому Александру Невскому


Имя и лицо России

Святой Александр Невский — это имя и лицо России, и не только прошлой, но и настоящей, потому что в своей жизни он сопрягал духовное с материальным, заботу о душах человеческих с устроением Русского государства. Вся его жизнь была наполнена и страданием, и радостью, и скорбью неизмеримой, и духовными победами, и победами земными. Пример мудрого правителя и праведного христианина вдохновляет нас на жизнь по заповедям Божиим, утверждает среди людей непреходящие нравственные идеалы любви и милосердия. Если мы все — и власти, и воинство, и народ — будем идти по пути благоверного князя Александра Невского, у нас будет великая Русь, Святая Русь, место мирной и счастливой жизни людей, исполненное духовных и материальных ценностей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ

Александр Невский

У каждого народа — свои герои, имена которых незабвенны. И чем больше времени от­деляет ныне живущих лю­дей от славных предков, тем зримее связь, соединяющая прошлое с настоящим. На­родные герои, послужив­шие Отечеству, отдавшие за него жизнь — главное достояние любого государства, их подвиги прославля­ются в веках — в устных сказаниях или песнях. С них берут пример, по их звездному пути идут потомки, не боясь затеряться во мгле истории.

Еще незабвеннее подвиг тех му­жей, жизнь которых, будто полднев­ным солнцем, озарена блистающим ореолом святости. Не только сво­ему народу служили они, но и бла­гословенному Богу. Таких героев именуют ангелами-хранителями Отечества, заступниками пред Не­бесным Отцом, к ним в годы смут и лихолетий обращаются с молит­вою о помощи, им возносят хвалу в счастливые времена, их именами награждают детей.

Святая Русь оттого и названа «Святою», что в ней, как ни в каком другом государстве, прославлены сотни, тысячи сыновей и дочерей, праведной жизнью угодивших Богу, положивших «живот свой за други своя». Но имя святого благоверного князя Александра Невского даже в этом звездном иконостасе сверка­ет особенно ярко.

Почему? Да потому что без Александра Невского наша стра­на просто обязана была исчезнуть с политической карты мира. А если бы и сохранила Россия свое имя, то уж точно без Александра Невского не была православной.

Александр Невский, которому Господь отвел на земле всего сорок два года, боролся с глобальными угрозами средневековья. Эти угро­зы сгущались над Русью с востока и запада. Монголы, как известно, к середине XIII века захватили Китай, огнем прокатились по Руси и Европе, остановив своих коней в современной Хорватии, на берегу Адриатического моря.

Но главная опасность двига­лась с Запада. Монголам не нужна была наша вера, им нужны были наши карманы — они собирали богатую дань на просторах Руси. А вот одетым в железные доспехи тевтонским рыцарям понадобилась русская воля и русская душа. С бла­гословения римского папы они шли перекрещивать Русь.

Александр Невский — князь пе­реяславский, новгородский и вла­димиро-суздальский — оказался умнейшим политиком. Обладая стратегическим мышлением, он по­нимал, какая беда движется на нас с Запада — если с востоком можно было замириться и отделаться на­логовыми выплатами, то с Запа­дом невозможен был никакой ком­промисс. Западная агрессия несла смену русского сознания, русского кода, русской идентичности.

Римский папа предложил Алек­сандру Невскому мир. Но какой! Взамен на распространение като­лицизма по всей русской земле. Вспомним знаменитый ответ ла­тинским папежникам: «Слышите, посланцы папские и льстецы пре­окаянные! От Адама и до потоп и от потопа до разделения язык и от разделения язык до начала Авраа­ма, и от Авраама до прохождения Израиля сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Ав­густа царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресе­ния Его и на небеса восшествия и до царствия Великого Константина и до первого собора и до седьмого собора: все сие знаем и приемлем, а от вас учения не принимаем».

Чем ответил Запад? Кровавым походом на восток. Сначала швед­ские войска испробовали русского оружия на реке Ижоре — именно там двадцатилетнего Александра впервые назвали Невским. В той битве Александр не только руко­водил малочисленной дружиной, но когда настал решающий момент схватки, сам вступил в бой со швед­ским военачальником Биргером и ранил его копьем в лицо.

Но главное испытание ожидало русское воинство через два года, на Чудском озере, куда двинулись за­кованные в броню немецкие рыцари.

Александр Невский перед сра­жением молился в храме Живо­начальной Троицы города Пскова. Поборник правды земной и небес­ной, он говорил своим воинам перед Чудским побоищем: «Не в силе Бог, а в Правде! Сии на конях и колесни­цах, а мы имя Господа призовем!»

На озере Чудском с малою дру­жиной и чудом Божьим он одолел иноземное воинство. Выстроил свои войска так, что тевтонцы не смогли развернуться в полную силу, сгрудились, смешались и начали в панике отступать, проваливаясь под лед. После этой победы на севе­ро-западных рубежах настал долго­жданный мир — тевтонский орден отказался от своих последних завое­ваний. Ну что ж, «кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Образованнейший человек своей эпохи, великий полково­дец, защитник веры, он стал под­линным былинным героем Руси. «Лицом как Иосиф, умом как Соломон, — говорили о нем. — Смел, точно император Веспаси­ан, силен — будто Самсон...» Для русского человека его имя стало нарицательным. Его имя во все века вдохновляло народ на ге­роические поступки и деяния. Не случайно, в ноябре 1941 года, когда враг стоял у ворот Москвы, имя Александра Невского первым в ряду с другими великими име­нами России прозвучало у стен Кремля на военном параде.

Именем Александра Невского назывались во время войны на­грады, танковые бригады и лет­ные эскадрильи. Имя Александра Невского вселяет в сердце вели­кую надежду, потому что это имя русской Победы.


У доброго корня - добрый плоды

В ста двадцати верстах к северу от Москвы по обоим берегам реки Трубеж, впадающей в старинное Клещино озеро, как его называли в старину, притаился, окружен­ный вековечными чащами, город Переяславль-Залесский. В далеком 1152 году основал Переяславль зна­менитый князь Юрий Долгорукий.

Князь Юрий оставил большое потомство. Один из его внуков, князь Ярослав Всеволодович, в на­чале XIII века владел Переяслав­ским княжеством, процветавшим в ту пору.

30 мая 1219 года над Переяслав­лем радостно звонили колокола, отражаясь в незамутненных водах Клещина озера. У князя Яросла­ва родился сын! Вслед за первен­цем Федором появился на свет Александр. Все, от мала до велика жители города, богатые и бедные, родовитые и незнатные, спешили к терему княжескому, поздравить Ярослава с великой радостью.

Князь велел распахнуть погреба, таящие хмельную медовуху, и на­крыть на княжьем дворе дубовые столы, чтобы честь по чести от­праздновать с переяславцами рож­дение сына светлым и богатым пи­ром.

Ближайшим предкам свято­го Александра Невского довелось жить во времена возвышения и воз­величивания ростово-суздальской земли. Русь, начиная с благоверно­го князя-мученика Андрея Бого­любского — родного брата Всево­лода Юрьевича (деда Александра Невского) — все дальше уходила на северо-восток, смещая средоточие государства из Киева во Владимир.

Не любил князь Андрей шумных пиров в родном Киеве и в удельном Вышгороде, не терпел родствен­ной вражды, чьи истоки питались гордостью, завистью и тщеслави­ем. Оттого и променял он веселый и безмятежный юг Руси на суровые и таинственные северные земли.

Именно во Владимире и Сузда­ле складывалось по камушку осно­вание будущей единовластной вели­корусской империи. Именно здесь, с благословения дивной иконы Бо­жьей Матери, которую князь Андрей захватил с собой из Киева, начинается государственное объединение Руси.

Не менее знаменит был и дед святого Александра Невского — Ве­ликий князь Всеволод Юрьевич, прозванный за оставленное многочисленное потом­ство «Большое гнездо». Неторопливый и осто­рожный, твердый и мужественный, Ве­ликий князь Всево­лод без видимых уси­лий, умело пользуясь обстоятельствами, собрал под своей вла­стью почти всю север­ную Русь. О нем слагали песни:

Ты можешь могучую Волгу

Разбрызгать веслами людей

И вычерпать Дон многоводный

Шеломами рати твоей.

Дед Александра Невского ото­шел ко Господу в 1212 году. Совре­менники скорбели о его смерти, ибо: «имел он присно страх Божий в сердце своем, подавая требующим милостыню, суд судя истинен и не­лицемерен, и многи церкви создан во власти своей».

По матери своей Феодосии, свя­той Александр — наследник зна­менитого князя Мстилава Мстис­лавича, прозванного «Удалым». Отважен был этот князь и отчаянно смел на поле брани, благо­роден и прям в по­ступках, доверчив и сердчен в обще­нии с подчиненны­ми. А скончался, по обычаю тех времен, схимником.

Таков же был и его отец, прадед святого Александра по материн­ской линии, Мстислав Храбрый, причисленный Церковью к лику святых. «Он всегда порывался на великие дела, — пишет летописец о Мстиславе Храбром. — И не было земли на Руси, которая бы не хотела его иметь у себя и не любила бы его».

Александр Невский

Русская надежда

Быстро время летит, точно бе­лые облака над темными макушка­ми переяславских елей. Кажется, совсем недавно появился на свет Александр, а нынче ему пятый годок исполнился, совсем взрослым стал! Приспело время посвятить сына Ярослава в княжичи. По обычаю, освященному Церковью, мальчи­ку в Спасо-Преображенском храме прямо на солее возле Царских врат епископ Симон состриг с головы прядь темных шелковистых волос. Александр посвящался Богу, и со­стриженные власы стали первой жертвой Небесному Творцу.

Красив и необыкновенно ле­гок, точно белая птица, высокий Преображенский собор! Храм этот белокаменный — прадедуш­кин. Его Юрий Долгорукий по­строил и украсил, и наполнил книгами, и мощами священны­ми. Вот было бы здорово глянуть на Долгорукого прадеда! На его руки длиннющие, которыми он врагов христианских брал за во­ротник и, хорошенько встряхнув, зашвыривал куда-нибудь в дебри литовские, подальше от родного Залесья... Впрочем, все вокруг ут­верждали, что руки у прадеда были обычные, как у всех, а прозвали его так за постоянное устремление к новым землям.

После пострига и заздравного молебна Александра — да-да! — от­ныне он уже не Сашенька, не дитя, а младой муж, как сказал батюш­ка — вывели во двор. Народ пере­яславский кричит ему здравие. Из окон теремов умильно смотрят на княжича заботливые няньки и кор­милицы, с которыми он отныне рас­прощался навсегда и перешел на по­печение бывалых и знатных воинов из княжеской дружины.

Матушка Феодосия берет сына на руки, целует, будто прощается с ним. В самом деле, теперь и с ней он будет видеться реже, ибо жить Александр станет у своего пестуна и наставника — Федора Даниловича.

Боярин-воспитатель сажает Александра высоко-высоко, на коня, в сияющее серебром и новой кожей седло. Александр принимает от боярина лук со стрелами, да не какой-нибудь игрушечный, а насто­ящий!

— Теперь ты маленький мужчи­на, — сдержанно улыбнулся Федор Данилович. — Тебе отныне землю нашу от врагов защищать.

С утра до вечера обучал боярин юного княжича военному искусству.

— Ты, князь, первым битву на­чинаешь, войско за собой ведешь, а потому тебе должно быть лучшим наездником, лучшим стрелком и ра­тоборцем. Грянет сеча, и будет не­когда подумать, чем от врага отмах­нуться — тяжелым шестопером или мечом. В бою руки сами работают, а для этого они должны все приемы хорошенько заучить.

Знатный лучник в те времена, сидя на коне, мог в считанные мгно­венья стрелу каленую из колчана выхватить и по врагу пустить. Мет­ко и быстро стрелял боярин, Алек­сандр от него старался не отста­вать, ведь князь, в самом деле — ум и душа любой дружины. Кому, как не ему положено уметь выстроить полки перед сечей, верно поставить пеших воинов и тяжелую конницу, расположить дозоры в лесу и вой­ско провести по незнакомым лесам и топким болотам.

В княжеском тереме накопилось много книг на русском и греческом языках. Всякий раз подходя к этим источникам мудрости, Александр невольно испытывал душевный трепет.

— Прародители твои знали книжную премудрость не хуже рат­ного дела, — говорил Александру отец. — Потому и заслужили почет на Руси. Запомни, сын, наставления славного Владимира Мономаха: «Леность — корень зла великого; ленивый, ежели чему и научился, все позабудет, а навыков новых ему не разуметь; и ничего доброго не со­творите, если лениться начнете».

Но Александра не нужно было подгонять, он сам тянулся к пре­мудрости книжной. Кроме Священ­ного Писания и Псалтири, ставшей излюбленной книгой русского на­рода, Александр со тщанием изучал святоотеческие творения: Василия Великого, Григория Богослова, Ио­анна Лествичника, Кирилла Алек­сандрийского... Особенно полю­бил княжич книги святого Иоанна Златоустого, чье слово еще на заре христианского века осветило мир благодатным врачующим светом.

Вместе со старшим братом Алек­сандр осваивал иностранные языки, учился всемирной и отечественной истории. События родной старины сдержанно и правдиво раскрыва­лись в летописных источниках, из коих главным было сочинение пре­подобного Нестора-летописца.

Читал княжич и знаменитую «Александрию» — увлекательное сочинение о славном полководце Александре Македонском. Сию книгу княжич перечитывал много раз, мечтая о бесстрашных подви­гах. Александру Переяславскому, в отличие от Македонского, Господь дал счастье родиться в мире, оза­ренном светом Христовой любви, в мире, где цвела и светилась несрав­ненная Русь родная. И в будущем его ожидали воинские свершения не ради собственной славы, а ради Христа и народа православного.

Юные княжичи вставали с рас­светом и торопились в церковь. Не­возможно и помыслить, чтобы день начался без Божьего благословения. После завтрака — иногда охотились в лесу на зверя, а чаще всего сади­лись в княжеском тереме с боярами «творить суд». Александр особенно любил правосудие и строго требо­вал от бояр справедливых решений.

Терпеть не мог юный князь, когда бояре потворстовали сильным, бра­ли неправедную мзду и обижали слабых.

Не одной прекрасной наруж­ностью, не одним славным именем напоминал младший сын Яросла­ва великого македонского царя: Александр умел держать бояр в по­виновении. Кроткий и ласковый в обращении, он с самых юных лет невольно внушал уважение к себе — великодушными поступ­ками, мудрыми речами, не по годам развитой проницательностью и рас­судительностью. Но ежели находи­лись строптивцы княжеской воли среди бояр, Александр смирял их грозным словом и примерным на­казанием.

— В Александре вижу я опору земли Русской, — говорил князь Ярослав наедине друзьям.

Ведал ли, что слова его скоро сбудутся?..


Продолжение следует



Статья предоставлена журналом «Божий мир»


Также читайте:

Основы православной веры: ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Твой святой покровитель. АНТОНИНА

Твой святой покровитель. ДАНИИЛ


Икона Божией Матери ДРЕВО ГОСУДАРСТВА МОСКОВСКОГОЧитать статью
Что такое читательский дневник и зачем он нужен школьникамЧитать статью
Праздничный стол для кормящей мамыЧитать статью
Консультации врача-нефрологаЧитать статью
Сладкие подаркиЧитать статью
Женское нижнее белье премиум класса для разных типов фигуры: советы по выборуЧитать статью

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.