«И привели князю жену из Пскова именем Ольга...» — глаголет святой летописец Нестор в знаменитой «Повести временных лет», впервые в истории древней Руси упоминая имя супруги Киевского князя Игоря — святой и равноапостольной княгини Ольги.
Ольга — весьма распространенное и любимое имя во всем христианском мире. Бескрайнее русское раздолье, воля, волглые Волжские берега невольно окликнешь в сердце при одном упоминании — Ольга! Но, оказывается, имя это подарили нам северные соседи — варяги. Только звучит оно у них немного иначе, не так как в русской традиции — Хельга, что значит «святая».
Родилась и выросла Ольга в древнем селе Выбуты, что неподалеку от Пскова, если плыть вверх по течению реки Великой. Принадлежала будущая княгиня Российская древнему и знаменитому роду князей Изборских и приходилась правнучкой Гостомыслу, прославленного правителя новгородского, давшего совет призвать Рюрика на княжение.
Там, где появилась Ольга на свет, нынче дремлет погост с храмом святому пророку Илии. За тихим погостом река Великая разделилась на два рукава и с обеих сторон нежно обняла небольшой зеленый островок. Левый, мелководный, именуется «Ольгиными слудами» из-за часто встречающихся здесь подводных камней. Правый же, более глубокий — «Ольгиными воротами». Ниже этих ворот, неподалеку от заросшего изумрудной травой берега, покоится в поле камень, именуемый в народе «камнем святой Ольги». Давным-давно напротив этого диковинного камня плавала лодочка, перевозя от берега к берегу то купцов с товарами, то обыкновенных странников. Здесь-то и встретилась впервые юная красавица Ольга с будущим супругом.
Молодой князь охотился в окрестных лесах. Да, видать, заблудился. В закатных сумерках подошел он к говорливой и пенящейся на камнях реке. Одинокая лодка качалась у самого берега и никого уже не ждала — перевозчики отправились по домам на ночлег.
Но чья-то тень вдруг мелькнула у воды. Князь разглядел девушку. Прощальный луч солнца, выглянувший из-за дальней мохнатой ели осветил ее лицо. Князь чуть не выронил на землю тугой лук — никогда прежде не видал он такой красоты.
— Ищешь другого берега, князь? Я перевезу тебя, — нарушила молчание девица.
— Ты? А зовут тебя как?
— Ольга.
Игорь поначалу дивился, как ловко юная Ольга борется с бурной рекой. А затем княжеский взор сосредоточился лишь на светлых очах ее, прикрытых опахалами черных ресниц, алых устах, улыбавшихся ему смущенно и едва заметно.
Сердце князя заколотилось в груди. Он взял красавицу за руку и захотел привлечь к себе силою. Но Ольга остудила его мудрым словом.
— Князь, ты свет для всех подданных. Народу своему примером во всем служишь... Как же землею необъятной править по совести хочешь, а страсти сердечной одолеть в себе не можешь!
Подивился Игорь такому ответу. Осторожно снял со своей руки кольцо, украшенное самоцветом, и протянул девушке.
Когда пришло время выбирать князю невесту, в Киев окликнули многих красивых и дородных девиц. Но ни одна из них не обрадовала сердце княжеское. И тогда послал князь сродника своего Олега во Псков за Ольгою, чей образ хранил в душе незабвенно. Так стала Ольга супругой князя Игоря, великой русской княгиней. Князь Игорь хотя и был язычником, однако дозволял христианам в своем Отечестве славить истинного Бога. Он сохранил русскую землю от свирепых печенегов. Но погубила князя корыстолюбивая дружина.
— Мы босы и наги, — жаловались воины Игорю. — Поди в дань с нами, и мы будем довольны.
И послушал князь дружину, и пошел вместе с воинами в землю древлян, с которых потребовал тягостный налог — зерном, скотом и звериными шкурами. Дань собрал богатую, сложил добычу в быстроходные ладьи и отправил в Киев. Сам же остался на берегу с остатком дружины.
Как только скрылись за поворотом реки враз отяжелевшие княжеские ладьи, порешил Игорь с дружиною вернуться в селения древлян и еще кой-какого добра настяжать. Тут то и ждала его погибель. Взбунтовались супротив воли княжеской жители Коростеня, порубили малую дружину, самого же Игоря привязали к двум деревам и разорвали надвое.
Звенел за окнами 945 год.
Княжескому сыну Святославу в год смерти отца миновало пять лет. Отечеством взялась править Ольга и мудростью своею скоро доказала, что слабая женщина иногда может тягаться с великими мужами.
Сперва Ольга наказала древлян, погубивших любимого супруга. А затем принялась укреплять Отечество — во время ее правления на Руси выросло множество городов, опоясанных дубовым тыном... В Киевской Руси установились первые государственные границы. Богатырские заставы, воспетые народом в былинах, стерегли Русь от кочевников. Купцы со всего света везли в Киев, Псков и Новгород товар, а шведы и немцы охотно вступали наемниками в русское воинство. Русь расправляла крылья, становясь великой державой.
Но всякая страна, играющая мышцами на глазах соседей, схожа с колоссом на глиняных ногах и обречена на гибель и забвение, ежели не позаботиться о собственной душе. Ольга много слышала о Боге христианском — имя Его прославлялось в Киеве. Беседуя с христианскими подвижниками, видя их непорочную жизнь, проницательная княгиня все больше убеждалась в истинности Христовой веры. Да и как сравнить языческие обряды с христианским служением в храме! Там — шумно с хороводами и плясками поклоняются громовержцу Перуну и огнеликому Хорсу, кропя деревянных болванов кровью жертвенных животных, а иногда — и кровью человеческой! Христиане же молятся в чистоте и смирении Тому, Кто умер за них на Кресте, но в третий день воскрес.
Наконец, Ольга твердо решила принять святое крещение, чтобы и народ российский привести к спасительной купели. Креститься княгиня пожелала в царственном граде Византийской империи — Константинополе.
В середине лета 957-го показались в проливе Босфора качающиеся на голубых волнах струги Великой княгини. Однако ни царь Константин Багрянородный, ни патриарх Полиевкт, знаменитый своей святостью и образованностью, не обратили поначалу должного внимания на пожаловавшую с миром восточную правительницу. Ольга томилась на пристани с другими иноземными гостями в ожидании царственного приема. И хотя в душе ее колыхалась обида, Ольга терпеливо ждала.
Наконец, царь велел ее принять.
Одной беседы с мудрой правительницей Киевской Руси хватило царю, чтобы увидеть, насколько прекрасна, разумна и добра восточная гостья.
Заглянув в глаза княгини, император Константин вдруг шепнул ей на ухо:
— Будь женой моей, несравненная Ольга!
Сказал и сам подивился тому, как легко и свободно слетело с уст его тайное желание.
— Как же ты, царь, задумал предложить мне такое? — улыбнулась Ольга ясными очами. — Негоже христианскому царю брать в жены язычницу. Прежде должна я принять святое крещение, а потом уж поговорим о законном браке.
Ольгу крестил сам патриарх и нарек ее Еленой в честь святой и равноапостольной царицы Елены, матери первого христианского императора. По просьбе славянской княгини крестным отцом ее стал император Константин.
На радостях устроил царь знатный пир. И во время веселия напомнил Ольге о своем желании.
— Что замышляешь, царь? Разве в обычае у христиан жениться на дочерях своих? Ты стал мне крестным отцом: о каком еще родстве мечтаешь? — удивилась княгиня.
И уразумел император, что перехитрила его Ольга, отомстив таким образом за неласковую встречу в порту Константинополя. Не ищет она его руки, потому что память о первом и единственном муже хранит незабвенно. Не нужны ей также иные земные царства, кроме своей земли, вольготно раскинувшейся на востоке. Там ждет ее сын Святослав и любящий русский народ.
Но прежде, чем отправиться в обратный путь, Ольга попросила у патриарха благословение.
— Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет, — перекрестил на прощанье Ольгу святейший владыка. — Ты залог спасения народа российского, потому что веруешь. Даруй эту веру народу своему, и спасен будет вовеки.
Патриарх благословил княгиню крестом, вырезанным из священного Распятия, на котором иудеи умертвили Христа. На кресте том горели слова: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
«Душа, — как сказал один искатель истины, — по природе своей — христианка». Что ей богатства мира, что слава земная, что идолы бессловесные, стерегущие в людных селениях и дремучих лесах княжью власть! Нет покоя душе, ежели не пригубит она живой воды веры Христовой. Иначе — всю жизнь ей маяться в потемках языческих на путях неправедных.
Многие киевляне последовали примеру своей княгини — отреклись от идольского служения, становясь христианами. Для них святая Ольга сложила церковь во имя святителя Николая Чудотворца — первый киевский храм вознесся маковкой над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда.
Однако единственный сын Ольги — возмужавший князь Святослав прохладно отнесся к призывам матери отречься от идолопоклонства.
— Крещусь я в христианскую веру, а дружина меня на смех поднимет, — малодушничал князь. — И как тогда княжить мне в земле Киевской, всеми брошенному?
Святослав редко гостил в Киеве, ища славу по чужим землям. Рыская по свету, едва не потерял он родимой вотчины. Однажды киевляне, окруженные печенегами, не зная откуда ждать помощи, собрались отворить настойчивому врагу городские ворота. Но, видать, услышал Святослав материнские молитвы, вовремя поспешил к Киеву и прогнал степняков. Правда, радость сладостной победы не захотел разделить с народом, и в который раз заторопился прочь из родимого края.
Строга судьба к тому, кто родителей не слушает. Смерть свою киевский князь, громивший хазар и печенегов, найдет вдали от дома. Печенежский князь Куря повелит от сечь голову Святославу и из черепа сделать чашу, золотом окованную, из которой во время пиров будет отхлебывать вино. Но случится беда уже после кончины святой Ольги.
Ярополк, Олег, Владимир — сыновья Святослава день ото дня взрослели и набирались ума под недремлющим оком мудрой княгини. От бабки своей услышали дети буйного князя рассказы из Ветхой истории об Адаме и Еве, праведном Ное и мудром царе Соломоне. Ольга — великая и славная княгиня российская посеяла в душе младшего Владимира — крестителя Руси, нареченного Церковью святым и равноапостольным, зерна будущей веры Христовой...
Святою и равноапостольной назовут потомки киевскую княгиню, потому как по всей земле русской насаждала Ольга веру в Святую и Живоначальную Троицу. Однажды оказалась она в том самом месте, где река Пскова впадает в Великую. И вдруг с восторгом и трепетом узрела — прибрежные темные дубравы, шелестящие на ветру пожухшей листвою, вдруг в одно мгновенье осветились ярким и нежным светом. Три блистающих луча, неведомо откуда скользнувших на дубраву, осветили в тот же миг отзывчивое сердце княгини. И возликовала Ольга, обретя радость великую — кто, как не Господь, укреплял ее чудесным знамением!
— Вижу и знаю — на месте этом взметнется к небу церковь во имя Пресвятой Троицы. А вокруг нее город будет возведен — велик, славен и богат, — пророчески прорекла княгиня.
Сбылось предсказание Ольги. Вскоре на месте слияния двух рек вырос дивный и славный город Псков.
С берегов реки Великой вернулась Ольга в город Киев. В смирении и кротости доживала она последние дни. Сколько милостыни раздала княгиня просящим у нее! Причем, Ольга не делила людей на христиан и язычников, полагая, что творимое ею добро скорее обратит некрещеные души к истинному Богу.
11 мая 960 года в Киеве, на радость вдовой княгине, торжественно освящался храм Святой Софии — Премудрости Божией. Главной святыней деревянного храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. К сожалению, Ольгин крест, спустя века, похитили литовцы, напавшие на Киев. Православную святыню вывезли в Люблин и дальнейшая судьба ее неизвестна.
Постучался в узкие оконца киевских теремов 969 год.
Княгиня еще в начале весны поняла — не дожить ей до будущего снежного таяния, до черных, важных грачей, торопливо возвращающихся из теплых краев в родную землю. В середине лета княгиня и вовсе засобиралась в обители иные. На смертном одре слабеющим голосом завещала Ольга блудному сыну своему: «Стара я стала, и болезнь моя неотступна, и кончина моя уже при дверях. Не я ли просила тебя поверить вослед за мной в Единого истинного Бога? Не я ли просила тебя принять святое крещение? Ты же не слушал меня, от советов моих отвернулся, мольбами моими пренебрег. Служил бездушным идолам, творя им поклоны и принося бессмысленные жертвы. Теперь же слушай и исполни все, как я заповедую тебе. Ничего не делай со мной по богопротивному языческому обычаю — кургана надо мной не насыпай и тризны не твори. Пусть священник отпоет меня и погребет в земле по христианскому правилу. Да не забудь послать золота в Царьград, чтобы патриарх раздал милостыню и помолился о душе моей во спасение».
24 июля (по новому стилю) слетели ангелы на землю, чтобы осторожно поднять на небеса отошедшую от тела душу праведной княгини.
Вряд ли можно было отыскать в те дни во всей земле Русской человека, не скорбевшего о ее кончине. Христиане, язычники — все от родовитых вельмож до последнего киевского нищего пришли попрощаться с мудрой и справедливой правительницей.
«Как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми неверными», — вдохновенно отзывается о премудрой Ольге преподобный летописец Нестор. Святые надежды княгини Ольги о крещении Руси оправдал ее внук — великий князь Владимир. Не пройдет двадцати лет, и Русь станет православной.
По велению князя Киевского Владимира мощи княгини Ольги незадолго до истечения первого тысячелетия христианского века извлекли из земли. И они оказались нетленными! Святая княгиня будто спала во гробе! Многие люди, с верою прикасающиеся к мощам, исцелились тогда от болезней.
По велению святого князя Владимира и благословения митрополита Леонтия мощи святой Ольги торжественно перенесли в Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Над ее гробницей оставили в стене оконце, и если кто с верою приходил в храм, мог узреть в том оконце мощи «начальницы веры на Руси». Некоторые чистые сердцем видели даже исходящее от мощей сияние. А маловерам мощи не открывались — они видели один только гроб.
Святая равноапостольная княгиня Ольга, причисленная Церковью к лику святых в 1547 году, прославляется в день ее отшествия ко Господу — 24 июля.
Твой святой покровитель. Иван (Иоанн)
Твой святой покровитель. Василий
Твоя святая покровительница. Людмила
Твой святой покровитель. Савва
Твой святой покровитель. Ярослав
Твоя святая покровительница. Варвара
Твой святой покровитель. Андрей
Твоя святая покровительница. Клавдия
Твой святой покровитель. Тимофей
Твой святой покровитель. ВИТАЛИЙ
Твой святой покровитель. СВЕТЛАНА
Твой святой покровитель. АНТОНИНА
Твой святой покровитель. ДАНИИЛ
Твой святой покровитель АРТЕМ
Святая царица Александра Римская
Святые Борис и Глеб