Когда святому благоверному князю Ярославу Владимировичу было десять лет, на Руси произошло важное событие. Страна приняла православную веру, и началась новая жизнь государства Русского. В тот летний день 988 года, сразу после таинства крещения княжеских детей в водах киевского ручья Крещатик, священник первый раз в жизни надел на Ярослава крестик на толстой и крепкой нити.
— Береги его, — сказал священник, — крест — это наша святыня.
И еще Ярослав получил второе, православное имя — Георгий. В честь знаменитого святого воина Георгия Победоносца. Ведь первое имя, которым звали с рождения, было языческим.
Новые княжеские имена не сразу сделались на Руси привычными. Поэтому первых русских князей поначалу продолжали звать как раньше. Но они своими подвигами во имя веры сделали древние славянские имена тоже священными.
Чему прежде обучали княжеских детей с детства? Чтобы на коне крепко держался, чтобы стрела, пущенная из лука, летела вдаль и попадала в цель, чтобы копье боевое с силой разило врага. Потом, когда сын подрастал, учили воинским хитростям — как управлять дружиной во время битвы. А вот грамоте — ни кто не обучал прежде княжьих детей. Потому что упорядоченная письменность, которую создали великие славянские учителя Кирилл и Мефодий, пришла на Древнюю Русь вместе с крещением. Очень потребовалась народу русскому в те годы грамотность. Иначе, не умея складывать буквы в слова, как можно узнать, о чём говорится в Священном Писании, как выучить Молитву Господню, которую первым произнес перед своими учениками-апостолами сам Спаситель, Иисус Христос. Поэтому сразу после крещения Руси отец Ярослава, великий князь Владимир, не только стал строить церкви, а еще и создавал школы, набирал туда детей и призвал грамотных славянских людей из Болгарии, чтобы скорее обучили русский народ книжной мудрости.
В просторном княжеском тереме, где воспитывались дети великого князя, тоже появились первые учителя. Они и учили Ярослава вместе с его братьями постигать грамоту.
Братьев у него было несколько: Мстислав и Борис, самый младший — Глеб. А еще приёмный сын Владимира — Святополк, которого он тоже воспитывал, как родного. Братья, как всегда и бывает, росли людьми разными. Одному книжное учение было впрок, а кто-то лишь в окно поглядывал, да ворон считал. Особенно же полюбили читать Священное писание трое — Ярослав, Борис и Глеб. И хотя были они разного возраста, часто их видели рядом: вместе читали книгу, вместе молились.
— Уж когда мы вырастем, мы друг с другом ни за что воевать не станем — не то, что в иных странах. Мы всегда будем вместе стоять за землю нашу Русскую! — Говорили братья и не знали еще про ту беду, что их поджидала.
Когда братья подрастали, отец направил их княжить. Первым он отправил Святополка и дал ему не малое княжество, на границе с Польшей. Вторым — Ярослава в город Ростов. А потом уж Бориса и Глеба. У каждого было свое войско8-дружина, и каждый был готов по приказу отца защищать Русскую землю.
Однако княжение у братьев шло по-разному, потому что столь большую державу, как Русь, невозможно было сделать христианской в один миг. Для этого требовалось построить сотни храмов, воспитать и обучить сотни священников, написать тысячи икон. И создать несчитанное количество богослужебных книг. А пока жители многих уделов придерживались прежней языческой веры, или же крестившись, продолжали приносить жертвы идолам и жить по старым правилам.
Так было и в городе Ростове Великом. Город стоял на берегу озера Неро. А вокруг него жили люди из племени меря. Ученые называют их финно8-угорским народом, марийцами. Они ходили вместе с князем Олегом на Константинополь и всегда были союзниками Руси. Они и сегодня живут на Волге в республике — Марий Эл. А в те древние времена люди из племени меря селились среди лесов и болот на берегах рек и озёр. Принимать же святое крещение они не желали.
— Зачем нам новый бог? — удивлялись они. — У нас и своих богов много. Мы им приносим в жертву убитых зверей, а они за это дают нам удачу в охоте.
— Это не боги, а идолы, сделанные из ствола дерева, — пробовали убеждать их священники.
Но люди племени меря слушать их не желали.
И тогда вместе с молодым Ярославом в Ростов прибыл знаменитый богатырь, дядя Великого князя Владимира, Добрыня, а с ним митрополит Михаил и несколько епископов. Добрыню жители Ростова уважали и послушались. Они вошли в воду озера Неро, а детей внесли на руках. Священники же плавали на лодках и крестили их.
Но только отправился Ярослав на охоту в лес — а там капище. Стоят деревянные столбы, изображающие языческих божеств: бога солнца — Ярилу и бога Велеса, который ведал животными. Столбы эти были измазаны свежей кровью.
— Не сделать ли здесь засаду, князь? — спросил молодой воин. — Поймаем и поубиваем этих язычников, чтоб все знали, как от истинной веры отворачиваться!
— Истинная вера добрым словом и добрым делом воспитывается, — сказал тогда Ярослав.
Так священники и делали. Рассказывали местным жителям о слове Божием, помогали им добрыми делами. И постепенно племя меря делалось христианским.
А Ярослав заложил новый город. На этот раз не на озере, а на могучей реке Волге. Этот город стоит на Волге и сегодня. Называется он Ярославлем.
Когда стал взрослеть другой брат, Борис, отец передал ростовское княжество ему. А Ярослава послал в Новгород.
— Отсюда началась наша Русь. И моё княжение началось — тоже отсюда. А теперь и твоё.
Старший же из братьев, Святополк, обосновавшись в городе Турове, женился на дочери польского короля и сдружился с католическим епископом Рейнберном, который при был в город вместе с невестой. Святополк всегда сторонился братьев, хотя Владимир не делал между детьми разницы. А в Турове, который был на границе с Польшей, он и вовсе старался забыть о Киеве. — Разве эти люди — братья тебе? — внушал ему в епископ Рейнберн. — Разве Владимир — твой отец? Оглядись вокруг: или ты не видишь, как любит тебя, больше, чем сына родного, король наш Болеслав, какие он оказывает тебе почести! Владимир стар, скоро умрет, и тогда ты должен стать великим русским князем. Держись Болеслава, и он поможет тебе! А можно и не дожидаться смерти Владимира… — осторож но предлагал Рейнберн — старые деревья часто рубят под корень, не дожидаясь, пока они упадут на голову.
Только злые умыслы долго в тайне не держатся. Узнал и Владимир о тех беседах, призвал в Киев Святополка и отправил его на время в темницу, чтоб образумился. Одновременно с этим призвал он в Киев и Бориса.
— Кочевники-печенеги готовят на Русь новое нападение. Я же, сам видишь, разболелся и войско повести не смогу. Бери дружину, и иди врагам на перехват. А я буду ждать от тебя вестей в Киеве.
Бориса любила княжеская дружина, и никто не удивлялся, когда увидели его впереди войска. Только не дождался святой равноапостольный князь Владимир вестей. Болезнь его с каждым днем усиливалась и, спустя не много времени, он скончался. А перед смертью простил приемного сына и приказал выпустить из темницы.
Тут-то Святополк и вспомнил все, что внушал ему темными осенними вечерами в Турове королевский епископ. Он собрал горожан, наградил дорогими подарками, взятыми из отцовской казны, и объявил себя великим князем. А потом принялся уговаривать нескольких верных ему бояр пойти Борису навстречу, чтобы убить его.
Борис в это время возвращался с дружиной в Киев. Печенегов он так в степи и не встретил — они разбежались, узнав, что идет на них большое войско. И когда он остановился на реке Альте, прискакали из столицы всадники с тревожной вестью.
— Отец твой, великий князь, умер. Власть же в городе захватил Святополк, и замыслил тебя убить.
— Зачем же меня убивать? — изумился Борис. — Он — старший из нас, ему и так принадлежит власть по праву. А я — буду чтить его, как второго отца.
О словах Бориса доложили и Святополку. Но Святополк, которого вся Русь скоро назвала Окаянным, не поверил в искренность брата.
— Это он обмануть меня решил. Но я-то буду похитрей его.
— Князь! Все говорят о том, что Святополк желает лишь одного — твоей погибели! — твердили опытные воины. — Не должны мы допускать злодейства! Веди нас, князь, на Киев! Окаянному Святополку больше не жить!
— Не могу я на такое решиться. Святополк — мне старший брат, и я должен ему подчиняться. Пусть уж лучше он меня убьет, чем я совершу страшное преступление перед Господом — подниму на своего брата меч! Да и он, увидев мое послушание, одумается.
Воины пробовали уговорить Бориса, но когда поняли, что не станет князь защищаться, покинули его, так что при нем было лишь несколько верных слуг.
Оставшись в шатре, Борис долго молился. И во время его молитвы прискакали к шатру бояре, подосланные Святополком. Но Борис до последнего мгновения не верил в злодейский замысел и просил милости у Господа к старшему брату. А потом вышел из шатра навстречу убийцам и сказал, что прощает Святополка. Первым они закололи слугу — молодого воина. А потом пронзили копьем и князя.
— Теперь пора покончить и со вторым братом, с Глебом, — объявил, злобно усмехаясь, Святополк. — Везите-ка верные бояре к нему от меня приглашение. Скажите ему так: «Отец, великий князь, смертельно болен, и зовет тебя немедленно в Киев». А когда Глеб поедет, бросив все дела, по дороге его будет легко и кончить.
Так и случилось — едва принесли Глебу весть о болезни любимого отца, как сразу он приказал седлать коней и отправляться в путь. Только по пути перехватило его письмо из Новгорода.
«Страшная беда случилась, брат! — писал ему Ярослав. — Сообщила мне тайным посланием сестра из Киева, что батюшка наш скончался, что престол в Киеве обманом захватил Святополк, и по его приказу убили нашего брата Бориса. А теперь он помышляет и с нами обоими покончить. И если станет он тебя звать в Киев, не езди к нему, брат. Укрепи поскорей свой город, а уж дальше мы с тобой решим, как нам быть».
Не предполагал Святополк Окаянный, что так обернется дело. Тут бы могли и рухнуть его злодейские планы. Но случилось другое.
Прочитав это письмо, Глеб, горестно заплакал. В одно мгновение он потерял любимого батюшку и любимого брата. И рухнуло все то, о чем братья вместе мечтали. Собирались они править Русью дружно, а теперь надо было поднимать меч против старшего брата, Святополка.
— Не сделаю я такого преступления, — объявил Глеб слугам. — Пусть лучше он меня убивает, ежели сможет. А я хочу предстать перед Господом чистым, без этого страшного греха.
Скоро перехватили его воины Святополка. И на берегу реки Смядыни между двух больших бревен осталось лежать бездыханное тело князя Глеба.
Как узнал об этом злодействе Ярослав, стал он готовиться в Новгороде к войне со Святополком Окаянным, а потом выступил против него со своими дружинами. Испуганный Святополк позвал на помощь польского короля, немецкое войско и конницу печенегов. Всем он наобещал, что одарит их богатствами Русской земли, лишь бы помогли ему удержать власть. И было не сколько страшных сражений. И летали стаи воронов над полями, где лежали тела убитых воинов. Но правда победила злые помыслы.
Последняя, самая большая битва произошла на реке Альте — точно на том месте, где стояли шатры Бориса и где он был злодейски убит.
И войско Ярослава вошло в Киев. А Святополк Окаянный, брошенный всеми, бежал — сначала к печенегам, потом к полякам, но ни кто не хотел принимать его у себя. Так и кончил он жизнь где-то в Венгрии позорной смертью.
Войдя в Киев, Ярослав Мудрый сразу пожелал почтить память погибших братьев и похоронить их по-христиански. И тогда приказал он построить в Киеве большую пятиглавую церковь, где и захоронили их мощи..
Было у Яро слава еще одно сражение с братом — Мстиславом, который княжил на юге в Тьмутаракани. Но после битвы оба брата решили навсегда помириться. А потом, когда Мстислав умер, его княжество снова присоединилось к ярославовой Руси. И Русь на долго обрела покой. Самые страшные враги того времени, печенеги, которых вел все тот же Куря, убивший деда Ярослава, великого князя Святослава, получили столь тяжелое поражение, что навсегда исчезли из истории. И врагов у народа русского не осталось.
Так во время правления великого благоверного князя Ярослава начались самые лучшие годы в истории древнего Государства Русского. Иноки основывали первые монастыри, русские мастера строили прекрасные каменные храмы, и писали иконы изумительной красоты. По всюду при добром согласии в стране утверждалась православная вера. И первые летописцы рассказывали в своих книгах, откуда пошла Земля Русская. Один из самых образованных людей своего времени, Иларион, создал произведение, которое назвали «Слово о Законе и Благодати…», в котором Русь впервые осознала свое место и значимость в мировой цивилизации.
Русское государство стало самым большим и самым сильным в Европе, и правители разных стран мечтали породниться с великим русским князем Ярославом. Король Франции Генрих I мечтал взять в жёны дочь Ярослава Анну. Король могущественной Венгрии Андрей I выпросил в жены другую дочь — Анастасию. Будущий король Норвегии, полководец Харальд Смелый совершал подвиги во имя третьей дочери — Елизаветы и воспевал ее в стихах. Сын Ярослава Изяслав женился на сестре польского короля Казимира III, а сын Всеволод (отец великого князя Владимира Мономаха) — на дочери византийского императора Константина IХ Мономаха.
Сам же Ярослав, желая, чтобы народ русский жил почестным и справедливым православным правилам, создал первые на Руси письменные законы, которые историки назвали Правдой Ярослава. Он закладывал новые города, свободно говорил с послами на их родных языках, собрал большую библиотеку святоотеческих книг, которую завещал монастырю, и правил страной с таким умом и добротой, что народ навсегда назвал его Ярославом Мудрым.
Память святого благоверного князя Ярослава Мудрого Православная Церковь празднует 20 февраля (5 марта).
Твой святой покровитель. Клавдия
Твой святой покровитель. Тимофей
Твой святой покровитель. Андрей