Старинное славянское имя Людмила переводится как «милая людям». Так звали несколько святых жен, и самая известная из них — славянская княгиня, которая жила около 1200 лет назади первая среди чехов приняла вместе с мужем православную веру. Историки к тому же называют святую Людмилу и первой женщиной среди чехов, имя которой вписано в летописи. Сама же она была дочерью князя славянского племени пшованы. Племя это жило в центре современной Чехии там, где соединялись реки Влтава и Эльба. Здесь на высоком холме над Эльбой высился замок, и его окружал город по имени Пшов. Название произошло из древнечешского слова «пше», что значит пшеница. Теперь на этом месте стоит город Мелник, где и сегодня сберегают память о юной княгине.
Когда святая Людмила была совсем молодой, ее выдали замуж за чешского князя по имени Боривой. И таким способом объединились два соседних племени. Князь тоже был тогда молод. Людмила переехала в княжескую столицу Вышеград. Там также стоял на высоком утесе над рекой Влтавой замок. А поблизости в густом лесу прабабушка Боривоя, знаменитая княгиня Любуша начала было строить новый город — Прагу. Да не успела. И юные князь с княгиней решили продолжить это прабабушкино доброе дело.
— Будем править страной так, чтобы всем жилось хорошо, и чтобы нас любили, как любили Любушу — повторяли Людмила и Боривой.
Старинные предания о прабабушке мужа Людмила слышала чуть ли не каждый день. Любуша была младшей дочкой князя чехов Крока. Братьев у нее не было, только две старших сестры, и когда умер отец, в Вышеграде собрались уважаемые люди из народа и выбрали они в правительницы не старших сестер, а младшую, Любушу. За ее мудрость и рассудительность. Любуша переехала в замок и несколько лет княжила на радость своему народу. Но однажды к ней пришли два заспоривших из-за наследства брата. Старший хотел себе забрать все, как это делали немцы, а младший требовал свою половину, как было всегда у славян. И Любуша с ним согласилась.
— Пусть оба брата поделят добро поровну, — сказала она.
И тогда обиженный старший громко произнес оскорбительные слова:
— Горе мужам, когда ими управляет женщина.
Теперь уже обиделась сама Любуша, потому что она во всем любила честность.
— Ах так! — объявила она. — Пускай тогда народ даст мне мужа, который будет править справедливо.
И снова собрались на совет уважаемые люди. Они долго спорили, обсуждая женихов, а потом пришли к юной княгине.
— Это важное дело мы доверяем тебе самой. Укажи человека, которого хочешь видеть мужем, и мы признаем его своим владыкой.
— Есть такой человек. Он простой крестьянин и зовут его Премысл из селения Стадицы. Однажды, когда я заблудилась, мне пришлось ночевать в его доме. И лучшего дома, лучшего поля — я не видела нигде. Думаю, что честнее и мудрее его на свете нет никого.
Уважаемые люди отправились в селение Стадицы за Премыслом и нашли его на пашне в лаптях. В этих лаптях, в своей крестьянской одежде он и короновался. С тех пор лапти хранились в Вышеградском замке как памятная святыня, и каждый новый князь, коронуясь, прежде всего надевал их. Скоро народ убедился, что Любуша не зря выбрала Премысла в мужья. Он и в самом деле правил честно, был для всех защитником и составил такие мудрые законы, что чешский народ с тех пор так по ним и жил. А Любуша родила ему трех сыновей: Незамысла, Радо-была и Людомира. И когда народ похоронил сначала Премысла, а потом саму Любушу, править княжеством стал Незамысл. А уж Боривой был его внуком. И теперь Боривою с Людмилой полагалось продолжать княжескую династию Премысловичей, которую начали крестьянин Премысл и Любуша.
Это Людмила поняла в первый же день, как только муж надел знаменитые лапти, что бы принимать княжескую присягу.
В ту эпоху славяне жили на обширных территориях Европы. По соседству с чехами в Моравии, были моравы, в Словакии — словаки. Вмести они создали государство, которое историки называют Великой Моравией. Незадолго до этого времени Моравия приняла христианскую веру, но церковь ее подчинялась католическому архиепископу Зальцбургскому. Немецкие священники вели службу на непонятной для славян латыни, и церковный налог — десятую долю от урожая полагалось тоже отдавать Зальцбургу. Да и само великое княжество зависело от германцев, потому что подчинялось королю Людовику Немецкому, который был сыном Карла Великого, создателя «Священной Римской империи германского народа».
Князь Великой Моравии Ростислав мечтал освободить страну из под власти германцев, а для этого надо было сделать Церковь от них независимой. И он призвал из Царьграда первоучителей славянских святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья создали славянскую письменность и первыми, кто познал ее, бы ли моравы. Впервые славянский народ услышал христианскую проповедь на родном языке!
И летописец так написал об этом дне: «То было чудное мгновение!... Глухие стали слышать, а немые говорить, ибо до того времени славяне были как бы глухи и немы.»
К тому времени, когда Людмила стала женой Боривоя, Кирилла уже не было в живых, а архиепископ Мефодий по-прежнему жил в столице Великой Моравии Велеграде и вместе с учениками переводил священные книги на славянский язык.
— Наши братья, моравы строят христианские храмы, они читают книги на родном языке, стыдно быть не крещенным в наще время! — об этом Людмила и Боривой, говорили с первого дня, как только начали править вместе. И первыми из своего народа крестились они сами.
Для принятия святого таинства крещения они приехали в столицу Великой Моравии, Велеград, где
княжил к тому времени племянник Ростислава Святополк. Седобородый, но по-прежнему крепкий, могучего сложения архиепископ Мефодий, бывший когда-то знаменитым византийским воином, объяснил им начатки православной веры, сам крестил их, а для познания грамоты дал им своего любимого ученика, знаменитого Горазда. От Горазда и других учеников Мефодия принял святое крещение и весь чешский народ.
Двадцать лет жили в счастливом супружестве Людмила и Боривой. Муж Людмилы часто собирал войско и уходил вместе со Святополком на войну, защищать славянские земли от врагов. И тогда страной правила одна Людмила. Наступали мирные годы, и вместе с женой князь строил в городах Чехии церкви.
Он умер не старым от ран, которые получил в битвах. Людмила похоронила мужа по христианским правилам, а не как прежде это делали язычники, и стала управлять страной одна, потому что сын, Вратислав, был еще отроком.
В первые дни после смерти любимого мужа, она переживала: а ну как Святополк увидит, что нет на княжении взрослого мужчины и присоединит их земли к своей Моравии. И оборвется тогда династия Премысловичей. Лишь тогда вздохнула с облегчением, когда от Святополка прибыл посыльный.
— Расти детей да правь княжеством, а еже ли кто на твои земли позарится, будет говорить с самим Святополком. Муж твой, Боривой, в битвах стоял с ним рядом, и он это всегда будет помнить.
Всего у нее было пятеро детей. И каждого полагалось научить православным правилам, каждого обучить книжному разумению, языкам, чтобы могли и с греками, и с римлянами, и с германцами объясняться.
А когда старший, Вратислав, подрос, Людмила не стала удерживать власть, сразу передала ему, а сама осталась жить в Праге. Как раньше, строила церкви, помогала бедным, выкупала попавших в плен воинов, и весь на род ее очень любил.
Но дальше случилась беда. Отправился Вратислав в военный поход, увидел дочь хорватского князя красавицу Драгомиру и женился на ней. Сначала Людмила только радовалась: сыну нужна и своя семья и наследники. Хорватия оставалась тогда языческой страной, но Драгомира согласилась принять веру Христову. Правда, в церковь она ходила редко, а все отговаривалась, что молится дома. Но только однажды пошла Людмила в лес и увидела на поляне деревянных идолов. Были эти идолы измазаны свежей кровью — значит, им кто-то недавно приносил жертвы. А скоро возле них Людмила приметила Драгомиру.
Людмила вернулась в город и поговорила с сыном: не дело это, чтобы в семье жило двоеверие. Такое до добра не доводит. Князь и его жена всегда на виду, они — пример своему народу. Вратислав пообещал присмотреть за женой.
А когда наступило новое лето, в их семье родился и сын.
— Хочу его сама воспитывать, чтоб он вырос в вере Христовой, — предложила Людмила. И Вратислав согласился.
С тех пор Драгомира возненавидела мать своего мужа. Она мечтала вырастить сына язычником, чтобы и всю страну вернуть назад, в языческое суеверие. Но Людмила разбила ее планы.
Внука назвали Вячеславом. И когда ему исполнилось пять лет, Людмила стала учить его славянской грамоте, как недавно своих детей. Дети ее усваивали грамоту быстро: через полгода свободно читали книгу церковных песнопений — псалтирь. Вячеслав же и того быстрее — уже че рез два месяца справился с грамотой и принялся за самостоятельное чтение. Да так ладно, с выражением это делал!
— Бог дал отроку большие таланты и нельзя зарывать их в землю, — говорил духовник Людмилы, который сам когда-то был учеником святых братьев Кирилла и Мефодия. — Постиг отрок славянскую грамоту, будем учить его грамотам греческой и латинской.
— А когда эти грамоты изучу, останется еще что-нибудь? — спрашивал Вя че слав. — Или, ничего уж больше и нет?
— Наук великое множество, княжич, — отвечал духовник. — Только ни один ум человеческий не в силах воспринять их все вместе. А князю положено еще и верхом лучше всех ездить, стрелы из лука точней всех пускать, и на мечах — побеждать всякого. Учения тебе на всю жизнь хватит…
Людмила слушала внука и радовалась. И когда он подрос, с тяжелым сердцем отпустила она его в другой город, чтоб он и там продолжил свое учение.
Потом появились еще и внуки и внучки, и младших она тоже старалась учить сама. А Драгомира по-прежнему при встрече с ней едва сдерживала ненависть. Так что Людмиле неуютно становилось, когда они оставались вдвоем.
Пока был жив Вратислав, он свою жену как-то сдерживал. Но и он, как отец, умер совсем не старым от ран, полученных в битвах.
Остались в стране две княгини — две вдовы. И каждая из них имела теперь право на власть. Но только Людмилу народ знал и любил, а Драгомиру — побаивался.
— Теперь я княжить буду! — объявила Драгомира народу в тот же день. — Вячеслав еще мал и пусть продолжает свое учение.
— А как же старая княгиня, как же Людмила? Она нам тоже мила! Люди помнят, как хорошо она нами правила.
— Кончилось время вашей Людмилы. А если кто не согласен — для его головы есть палач, плаха, топор.
Тяжело было это слушать Людмиле. Да еще народ к ней приходил:
— Княгинюшка! Укрыться бы тебе где! Бойся Драгомиры, она против тебя зло замышляет. Говорят, хочет нас повернуть к старой вере, идолов в городе поставить около храма. А нам вера Христова дорога, и другой мы не желаем… Ты нам только кликни — мы сразу за топоры, всех, кто за Драгомиру, порубим!
И тогда съехались на совет уважаемые люди страны. Долго они решали, кому же доверить власть: матери или бабушке Вячеслава. Ведь Вячеслав продолжал учение в другой стране. Наконец постановили власть разделить поровну и пришли к старой княгине.
— Не нужна мне эта власть, — сказала Людмила. Да и не тот мой возраст, чтоб воеводами командовать. Я внуков хочу в православии воспитывать…
Так совет и решил: Драгомире — дела военные, а Людмиле — внуки.
Горько было смотреть Людмиле на то, как управляла страной Драгомира, но не желала она поднимать народ на братоубийственную войну. И потому перебралась в другой город, подальше от Праги. А еще она написала внуку своему, Вячеславу, чтобы скорей возвращался и забирал власть у своей матери, не то много она натворит бед. Но передавали слух, что людям Драгомиры удалось это письмо перехватить. Потому от Вячеслава и не было никакого ответа.
И снова люди пришли к Людмиле с жалобами. Только теперь уже не в каменный пражский замок, а в маленький тихий городок Течин, где стоял ее деревянный терем. Они принесли ей страшные новости. Будто бы Драгомира вот-вот объявит народу о перемене православной веры на языческую. Но народ, не желая таких перемен, готов подняться, чтобы отстоять веру Христову. Ждет народ только от нее сигнала.
— Тяжкий грех смертоубийства не допущу! — убеждала Людмила народных гонцов. — Пишу еще одно письмо своему внуку, законному князю Вячеславу. Так все и отпишу ему: пусть бросает учение, потом уж доучится, и спешит в Прагу. Вячеслав спасет свой народ от злобной язычницы-матери.
Однако и Драгомира не дремала. В темную дождливую ночь несколько бояр, которые, как и она, ненавидели веру Христову, окружили вместе со своими дружинниками терем Людмилы, неслышно взломали двери, прокрались внутрь и убили любимую народом княгиню.
Утром проснулись жители города, и нет у него спасительницы.
Хотели жители похоронить Людмилу в храме, но бояре и этого не позволили:
— Закопайте ее у городской стены, а от вашего христианского храма скоро и следа не останется!
Да только ошиблись эти бояре.
Стали происходить у могилы святой Людмилы удивительные чудеса. Каждую ночь горели над нею свечи. А люди, которые приходили с молитвой и просили излечить их от болезней, выздоравливали.
Внук Людмилы, князь Вячеслав, узнав о злодействе, которое совершила его язычница-мать, поспешил в Прагу, забрал у нее власть, а саму Драгомиру навсегда выслал из Чехии. Святые мощи Людмилы с большими почестями перенес он в Прагу в храм святого Георгия. И сегодня святая мученица Людмила, покровительница Чехии, по-прежнему помогает верующим.
Позже и сам князь Вячеслав, воспитанник Людмилы, был назван святым. Но это уже другая история. Память же Людмилы Православная Церковь отмечает 16(29) сентября.
Твой святой покровитель. Савва
Твоя святая покровительница. Варвара
Твой святой покровитель. Андрей