Сегодня уже никто не удивится, что дошкольник шести-семи лет уже вовсю пишет, рисует, читает, декламирует стихи и считает, по крайней мере, до десяти уж точно. А ведь еще каких-то пятнадцать лет назад для того, чтобы пойти в первый класс, никаких подобных навыков не требовалось. Не было ни тестирований в школе, ни бешеной гонки между родителями «юных гениев» в том, чей ребенок умнее.
Чересчур заботливые мамы и папы отдают малышей в «подготовишки», покупают ворохи книжек с «1000 и 1 интересных задачек для дошкольника» и пр. Однако частенько забывают, что самое лучшее, что они могут сделать для своих шестилетних чад – это дать им спокойно насладиться своим детством и играть.
Тем более что игра может подготовить ребенка к школе даже лучше, чем занятия с репетиторами. О ней и поговорим. А поможет подробнее разобраться в этом вопросе Зоя КОЛЕСНИКОВА, педагог-психолог Учебно-методического Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета.
Учимся, играя
Задача подготовить ребенка к школе не должна стоять у родителей во главе угла. Не надо выбиваться из сил и выматывать своего малыша бесконечными занятиями по счету (пусть считаем мы не интегралы, а яблоки у ежика – это все равно занятие), сидеть и часами вырисовывать с ним наклонные палочки или рисовать кружочки, зубрить стишки.
Подготовка ребенка к школе – это не оторванный от жизни малыша процесс.
Просто пришло время вашему ребенку немного повзрослеть, поменяться, но никак не перестать быть ребенком.
Не надо резко развивать отдельные психические процессы (внимание, память, мышление), а надо просто создать среду и играть. Поверьте, результат не заставит себя ждать. Играя, ребенок гармонично развивается, происходят качественные изменения, возникает и набирает силу желание учиться. А это – самое главное.
Игры передшколенка
Игры ребенка перед школой могут быть разными – от ролевых игр на улице до игр с мамой за кухонным столом. Главное – чтобы это были именно игры, а не тренировки. Стандартные задания для детей 6–7 лет, которые рекомендуются в качестве подготовки детей к школе, обычно развивают что-то одно: или умение считать, или память, или внимание… А игра обладает уникальным свойством – гармонично воздействовать на ребенка, помогая приобрести сразу несколько навыков.
Во что играть?
Экспериментирование
Каждый ребенок в душе мечтает быть волшебником и верит в чудеса. Так почему бы умным родителям этим не воспользоваться? Тем более что игры с элементами экспериментирования чрезвычайно развивают в ребенке любознательность, так необходимую при учебе. То, что вызывает интерес у ребенка – запоминается ему намного лучше. А если он сам добился какого-то видимого результата, то наградой ему будет не только восхищение окружающих, но и желание творить еще. Согласитесь, нужные навыки?
В игру пойдет все – от снега, воды и песка до обычной сломанной веточки. В воде можно смешивать краски и смотреть, какие цвета получаются из желтого и красного (поможет при рисовании, развивает воображение и восприятие цвета); снег можно «жарить» на сковородке или замораживать в чашечке.
Мелкую моторику отлично развивает обычный… песок! Можно спрятать в песке маленького пупса и вместе в ребенком искать его, говоря: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка. Где же он? Давай его найдем!»; строить замки из песка, рисовать палочками, оставлять следы. Даже обычные крестики-нолики намного интереснее на песке. К тому же такие упражнения отлично развивают координацию.
Подобные игры могут быть и с гипсом, и с другими природными материалами.
Здорово поэкспериментировать с растениями (наблюдение за распусканием сломанной весной веточки в бутылочке с водой, набуханием фасоли или гороха в воде). Да зачем ходить далеко? – посадите у себя на подоконнике луковицу.
Заодно и научите кроху терпению и вниманию.
Конструирование
Игры, где ребенку предлагается что-то конструировать, очень важны, особенно на пороге первого похода в школу. Благодаря им кроха учится работать по образцу, узнает, что чтобы добиться результата, нужно потрудиться, становится более терпеливым и внимательным.
Главные помощники родителей в этом вопросе – «стройматериалы» типа «Лего» или «Архитектор». Важно, чтобы все постройки были привязаны к сюжету, к игре, чтобы их можно было использовать. «Постройте» кроватку для куклы младшей сестры, домик для любимого мишки или даже машину для него. Не волнуйтесь, если малыш откинул в другой конец комнаты рисунки с образцами и творит в стиле Гауди. Главное – он творит!
Логическое мышление
Головоломки, загодки, задачки со скрытым смыслом и т.д. и т.п. еще никто не отменял! В детских садах очень активно используют подобные игры на занятиях. Но здесь очень важно «зацепить ребенка». В такие игры отлично играть, идя из детского садика, стоя в очереди в магазине или ожидая автобус. К тому же малыш может запомнить ваши «фишки» и загадывать их своим друзьям, что явно поднимет его в их глазах.
Пластилиновая ворона
Хотим поделиться замечательным «рецептом» игры под названием «картины из пластилина».
Для этого вам понадобится: чистый лист плотной бумаги, мягкий пластилин, палочка, любые крупы, хорошее настроение и немного фантазии.
Размазываем пластилин равномерным слоем по листу. Потом решаем с ребенком, что хотим нарисовать на нашем полотне. В зависимости от выбора сюжета, рисуем палочкой конкур (к примеру, домик с трубой и забором). Картина вроде бы появилась, но чего-то в ней не хватает… Предлагаем ребенку «заштукатурить» стены домика рисом, крышу уложить «черепицей» из гречки, а трубу сделать фасолевой. Здесь воображению нет предела. В итоге ваш шедевр может занять почетное место на стене.
Продуктивная деятельность
Наборы для аппликации, лепки, рисования, вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки, наборы с бусинками и леской, наборы для изготовления картин из цветного песка – чего только нет на со- временном рынке детских товаров!
Чем хороша такая деятельность? Во-первых, тем, что занимаются ею обычно с родителями (хорошие отношения гарантированы), во-вторых, тем, что ребенок видит результат своих усилий, гордится им. Ему обязательно захочется продолжить творческие занятия, особенно если они приносят плоды.
Игры с правилами
Чем хороши игры с правилами? Перед школой это особенно поможет ребенку «вжиться» в роль ученика и понять, что у него есть перед учителем определенные обязанности, есть школьные правила, которые нельзя нарушать.
Это может быть и «Лото» (поможет развить внимание, память, усидчивость), «Домино» (игра может быть и тематической – животные, птицы, транспорт, посуда), ей можно закреплять знания, полученные в детском саду), всевозможные любимые ребятней «Бродилки» с игральным кубиком (развивает счет, внимание, аккуратность…).
Сюжетно-ролевые игры
Сюжет у подобных игр может варьироваться в зависимости от идеи родителей.
Сюжет может быть и бытовой, и сказочный, и даже школьный!
Наверное, наших мамочек перед первым 1 сентября в жизни их ребенка больше заинтересует ролевая игра в «Школу». Даже здесь вариаций может быть множество: ученики – учителя, отличники – двоечники, уроки – переменки и пр.
Играя, вы познакомите ребенка с правилами школы, научите его самостоятельности и аккуратности. Поверьте, после таких игр, страха перед новым этапом в жизни крохи не будет.
Можно поиграть в «Профессии», что немало разовьет кругозор будущего ученика. Здесь все средства хороши: и переодевания, и использование какой-то атрибутики, и смена ролей. Такие игры хороши еще своей универсальностью – ведь играть можно и дома, и на улице; и с родителями, и с братьями-сестрами, и просто с друзьями по двору.
Подготовка руки к письму
Да-да, и к этому можно подготовиться при помощи игры!
В стандартном варианте – это продающиеся практически в каждом детском магазине игрушек шнуровки, мозаики, раскраски – то, что психологи и педагоги называют «продуктивка». Сильно увлекаться ею не стоит – она никогда не заменит «живую» игру и общение.
«Продуктивку» можно заменить играми «собственного производства». Например, разыграть спектакль на столе, где актерами будут… пальчики! Можно придумать множество историй (тем более что их можно показывать не только пальчиками, но и ладошками, жестами…), нарисовать красочные костюмы для героев (вернее, на героях). Такие пальчиковые разовьют мелкую моторику, научат работать в команде, расширят его лексикон, разовьют лидерские способности и память.
Дорогие родители, помните, что ваш шести-семилетний ребенок – это всего лишь ребенок, которому нужно и полезно играть. Сделайте его детство счастливым, а в ответ он поделится капелькой детства с вами!