Поиск

Большие проблемы маленьких учеников.

15/09/2010
МИТИНА Наталья
537

Вы, может быть, думаете, что проблемы с учебой бывают у детей из
неблагополучных семей,
у тех, кто до трех лет
не говорит и чье развитие пущено на самотек?
Ученые-специалисты пришли к выводу,
что школьные трудности часто бывают у детей
с блестящими задатками.

Почему я не такой,
как все?

Ольга всегда знала, что их дочь Карина не такая, как все. Это было даже
предметом определенной родительской гордости: «Карина всегда идет не в
ногу»; «Она существует в другой системе координат»; «Это творческая
личность, очень артистичная»; «Прирожденная индивидуалистка».
Карину водили на собеседование в какую-то супергимназию, но, как утверждает
мама, «что-то на нее нашло» — Карина отказалась демонстрировать свои
таланты. В итоге в положенный срок она пошла в соседнюю школу, и очень скоро
у нее начались проблемы.
Учительница называла ее «спящей красавицей»: Карина была на уроках
забывчива, невнимательна, все время где-то витала. Когда ее вызывали на
уроке, отвечала невпопад. дети смеялись.
Казалось, Карину это не трогало. Но мама заметила, что она стала хуже спать
и часто по утрам жаловаться на какие-то недомогания — скорее всего
выдуманные, а может и нет. В любом случае было очевидно, что в школу идти
она не хочет.
Стало ясно, что у девочки проблемы. Была ли причиной «неправильная» школа,
или «неправильность» заключалась в самой Карине — это не меняло дела.
Проблемы были совершенно объективные, и с ними надо было что-то делать.
Мама Оля — женщина интеллигентная и активная — нашла через знакомых детского
психолога. К сожалению, таких мам пока очень немного. А психологов и того
меньше. Точнее, психологи есть, но найти их сложно, поскольку зарабатывают
они на жизнь совершенно посторонними занятиями. А наша система образования
обходится пока без них. Не потому, что наши дети не нуждаются в их помощи. А
потому, что... Впрочем, это отдельная тема.
В общем у нас пока существуют дети двух типов: обычные и умственно отсталые.
Обычные учатся в обычных школах, а остальные — в специальных.
Если вам довелось хоть раз побывать в специальной школе, вас не могло не
поразить, какие разные дети туда собраны — от медлительных мутноглазых
дебилов до шустрых ясноглазых шалунов, чей бьющий через край темперамент не
вписался в рамки учебного процесса.
Но и в обычной школе диапазон различий не меньше — просто это не так
бросается в глаза постороннему, поскольку не отражается впрямую на лицах. Но
учителя-то знают.
Американцы, у которых давно уже в школах есть психологи-консультанты и у
которых все дети регулярно проходят тестирование, располагают достаточно
объективными данными. Они считают, что у них врожденные отклонения, ведущие
к учебным проблемам, имеет один из шести детей. Это могут быть дети
алкоголиков или университетских профессоров. Привкус социального
неблагополучия уже не ощущается так остро в этой проблеме, с тех пор как
педагоги и психологи научились диагностировать неспособность к учебе у детей
с высоким индексом интеллектуальности.
Долгое время лучшим лекарством от неспособности к учебе многие американские
родители — как и многие наши — считали ремень. Большая заслуга психологов в том, что они изменили в
обществе взгляд на эту проблему. Они доказали: никто не рождается
разгильдяем. Все дети хотят справляться с задачами, которые перед ними
ставят, получать похвалы и хорошие отметки. Но многие изначально обречены на
поражение в соревновании со сверстниками, поскольку в их головах «проводочки
по-другому натянуты». Или — более точное сравнение — их инструменты настроены в другой тональности. И в общем оркестре они будут всегда звучать фальшиво. Пусть даже им досталась скрипка Страдивари.
Первые признаки будущих учебных проблем можно обнаружить уже на втором году
жизни ребенка. Умственные способности у этих детей обычно вполне нормальные
или даже выше средних. Но те приемы обучения, которые прекрасно подходят для
большинства, в их случае не работают.
Обычно у таких малышей возникают проблемы с получением, переработкой,
хранением и использованием информации. В этом цикле отмечаются постоянные
сбои, искажения, которые проявляются грубыми ошибками в речи, а позднее и в
письме.
У некоторых детей имеются также нарушения координации движений, отставание
от сверстников в развитии моторных навыков (они плохо ловят мяч, не могут в
положенный срок освоить трехколесный велосипед, никак не научатся правильно
держать и использовать карандаш). Примерно четвертая часть этих детей имеют
проблемы с концентрацией внимания и (или) страдают гиперактивностью.
Результат всех этих проблем: школьная успеваемость ребенка намного ниже его
интеллектуальных возможностей.
К счастью, при поддержке родителей, учителей и специалистов ребенок с
учебными проблемами может со временем освоить те приемы и методы, которые
позволят ему реализовать свой потенциал и получить образование,
соответствующее его способностям и интересам.
Он справится с этим тем успешнее, чем раньше его проблемы будут замечены и
сформулированы. Поэтому, если вам кажется, что с ним «что-то не так»,
доверьтесь своему инстинкту и проконсультируйтесь со специалистом.
Своевременно принятые меры помогут уберечь самооценку ребенка и сохранить
природную любовь к учению, свойственную всем детям.

Советы родителям
Наблюдайте за ребенком. Ведите записи его поведения и успехов. Особое
внимание обращайте на такие вещи, как способность удерживать внимание на
одном предмете, умение делать то же, что и другие дети его возраста, желание
или нежелание делать усилия, склонность к самостоятельным действиям и
решениям или, наоборот, зависимость от окружающих.
Избегайте поспешных выводов. Все дети время от времени сталкиваются с теми
или иными трудностями, но «проблемные» дети испытывают эти трудности чаще и
дольше.
Сходите на прием к педиатру. Регулярные плановые медосмотры, а также, в
случае нужды, консультации со специалистами помогут исключить ошибочный
диагноз. Часто в основе трудностей ребенка лежат невыявленные проблемы со
зрением или слухом. Чтобы помочь ему, нужно сначала точно знать, какого рода
помощь ему нужна.
Обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем ребенка. Профессионалы,
работающие с большим количеством детей, обычно хорошо различают норму и
отклонения. Даже педагог, который вам лично несимпатичен, может сказать
что-то важное и ценное. В интересах ребенка — а значит, и в ваших — собрать
как можно больше полезной информации. Будьте особенно внимательны, если
педагог видит проблему там, где вы ее не видите. В такой ситуации велика
вероятность забыть, не поверить, не придать значения. Между тем все сомнения
учителя должны быть проверены так же тщательно, как и ваши.
Не забывайте о наследственности. Примерно 40% детей с учебными проблемами
имеют хотя бы одного родственника с таким же диагнозом. Однако наличие такой
проблемы в роду не означает, что ребенок непременно ее унаследует.
Разберитесь в своих чувствах. Столкнувшись впервые с учебными проблемами,
родители обычно испытывают целую гамму сильнейших переживаний. Это и
недоверие, и разочарование, и чувство вины, и ощущение несправедливости.
Справиться со своими эмоциями — ваша первейшая задача. Не решив ее,
невозможно даже подступиться к следующей и главной.
Расставание с образом «идеального ребенка» всегда болезненно, но большинство
родителей так или иначе проходят через это.
Да и что, собственно, произошло? Вы его по-прежнему любите, и он по-прежнему
с вами. Вы узнали, что у него есть проблемы. Что ему особенно нужна ваша
помощь.
Часто такие открытия сплачивают семьи. Если до этого момента вы были
поглощены своей собственной жизнью, карьерой, отношениями в семье — вы,
вероятно, испытываете чувство вины. Это чувство может быть деструктивным,
если появляется слишком поздно. Оно может творить чудеса, если разбужено
вовремя.
Собирайте информацию. Узнайте все, что можно, о своем ребенке, его сильных и
слабых сторонах, его пристрастиях и антипатиях.
Прочтите все, что можете достать, о той проблеме, с которой вы столкнулись.
Поговорите со специалистами. Проблема возникла не вчера, мир накопил уже
достаточно наблюдений, выводов и методик — ознакомьтесь с ними и выберите
то, что подходит для вас и вашего ребенка.
Обращайтесь за помощью. Сколько людей — столько проблем. Вы не одиноки.
Познакомьтесь с семьями в схожей ситуации. Например, с родителями
одноклассников.
Мир давно понял, что скрывать и ретушировать проблемы бессмысленно. К ним
нужно подходить конструктивно. Столкнувшись с любыми трудностями, люди ищут
и находят «группы поддержки». Или создают их сами. Ничто так не прибавляет
сил и уверенности, как общение с людьми, которые уже адаптировались к
ситуации, уже работают с ней. На первых порах вы, конечно, будете
чувствовать себя «иждивенцем», впитывая чужую энергию и опыт. Не
переживайте: со временем вы непременно вернете все, что задолжали.
Работайте в постоянном контакте с учителями. Часто дети с учебными
проблемами могут продолжать обучение в том же классе — просто вам придется
больше уделять внимания домашним занятиям, используя специальные методики и
собственные находки.
Держите учителя в курсе всех ваших дел. Не бойтесь обращаться к нему со
специальными просьбами — скажем, в течение какого-то времени, пока идет
«перенастройка», не проверять знания ребенка. И наоборот, в какой-то день
вызвать его к доске и дать ему шанс продемонстрировать свои достижения.
Поощряйте сильные стороны ребенка. Каждый человек в чем-то сильнее, в чем-то
слабее. Каждый имеет свои пристрастия и интересы. Помогите ребенку стать
действительно знатоком и виртуозом в каком-то деле, которое ему интересно и
лучше дается. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и его
рейтинг в глазах других детей.
Научите ребенка действовать в собственных интересах. Он один может сказать
вам, что для него трудно и неприятно, а что облегчает жизнь. Чаще задавайте
ему вопросы, приучите его анализировать ситуацию: «Тебе удобнее делать
уроки, когда ты один в своей комнате или рядом со мной, на кухне?»; «Начнем
с самого трудного или с самого легкого?»
Четырехлетний ребенок уже в состоянии понять и сказать, какой способ
действий для него легче и удобнее. Семилетний — в состоянии попросить
учителя пересадить его на другое место, потому что сосед его отвлекает или
потому что, сидя в первом ряду, он лучше понимает задание.
Будьте оптимистами. Учебные проблемы — это не приговор. Это вызов, который
нужно принять.
Вы не можете усеять путь своего ребенка розами без шипов. Этого не может
сделать никто: ни родители гениев, ни монархи. Ваше преимущество в том, что
вы уже знаете, какая именно у вас проблема, и можете приступать к ее
решению.

Семейный тайм-менеджментЧитать статью
Помощник при стрессах у детейЧитать статью
Интернет-магазин "Бикли"Читать статью
Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.