Всеми нами любимые радостные, добрые праздники Рождества Христова и Нового года не обходятся без красиво наряженной, сияющей разноцветными огоньками ёлочки. Пушистые красавицы радостно зеленеют среди икон в храмах, в ярких новогодних уборах возвышаются на улицах, входят в наши дома, таинственно мерцая мишурой и наполняя комнату ароматом хвои и праздника.
А вы задумывались, как появился этот обычай, что он означает, и почему мы наряжаем на рождественские праздники именно елку?
Об этом существует множество легенд. Одна из них рассказывает, что в ночь Рождества Христова все деревья в лесу расцвели и дали плоды. Поэтому первые рождественские ёлки украшали настоящими яблоками, орехами и сладостями. А современные сверкающие ёлочные шары — это все те же румяные наливные яблоки или лесные орехи.
Кстати, в некоторых местах Европы в качестве рождественского растительного символа до сих пор используется цветущее дерево: например, содержат в особых условиях вишню, добиваясь того, чтобы она расцветала как раз к Рождеству. Но все-таки самое распространенное рождественское дерево — ель. Почему?
Красивая легенда гласит, что в рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли растущие неподалеку от Вифлеема пальмы, затем дошли чужестранные буки, березы, клены, дубы, магнолии, изящные эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая ёлочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела скромной Золушкой. Деревья делали всё возможное для того, чтобы скрыть ее от глаз Святого Младенца. И вдруг на небе свершилось чудо: началось движение звезд. Они стали падать на землю, и так, падая звезда за звездой, опускались на ветки маленькой ёлочки, пока вся она не засияла блеском сотен огней.
Согласно другой легенде, ангелы пошли в лес, чтобы выбрать для мира дерево Рождества. Вначале они считали, что им должен стать могу чий дуб. Однако один из ангелов не согласился с этим: «Нет, — сказал он, — мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил». Ангелы отправились дальше и подошли к буку. И тогда второй ангел сказал: «И бук мы не можем выбрать в качестве рождественского дерева, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву». Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: «Береза тоже не подходит для наших целей, поскольку ее ветки обычно используются в качестве бичей для наказания провинившихся». Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, это дерево не может быть символом радости, оттого что большую часть времени оно плачет. Наконец, ангелы подошли к ели и из-за ее вечнозеленого покрова, стройной, симметричной формы и приятного запаха хвои единодушно выбрали ее деревом Рождества.
Но где и когда ёлка впервые была использована в качестве рождественского дерева?
Историки утверждают, что первые наряженные лесные красавицы появились на территории современной Франции, в Эльзасе. Это произошло в 1521 году, когда власти города Селеста поручили леснику срубить для них ёлку на Рождество. К середине XVI века этот обычай настолько полюбился, что ёлки повсеместно стали устанавливать в домах, так что там даже был введен штраф за порубку леса.
Однако чаще всего начало использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера (1483-1546). Говорят, однажды в Сочельник Лютер шел домой через заснеженный лес. Он глубоко задумался и, взглянув на небо, вдруг увидел звезды, ярко сверкавшие сквозь темные ветви елей. Эта картина напомнила ему первую рождественскую ночь в Вифлееме, которая свершилась за много столетий до переживаемого им момента. Лютер стал размышлять о безграничной любви Бога, пославшего в мир своего единственного сына Спасителем всех грешных людей. Эти думы не покидали его и по возвращении домой, и в конце концов он поведал их членам своей семьи. Для подкрепления своих мыслей Лютер вышел в сад, срезал маленькую ёлочку, принес ее в дом, прикрепил к ней свечи и зажег их, тем самым представив милость открывшихся Небес, позволивших Господу Иисусу спуститься на землю. Свечи символизировали собою тот свет, который сиял в ночь Рождества. После этого случая на каждое Рождество в доме Лютера устанавливалось рождественское дерево с горящими на нем свечами. Сохранилась гравюра XVI века, на которой Лютер с семьей изображен возле рождественского дерева.
Однако его примеру соотечественники последовали далеко не сразу. Первое письменно зафиксированное свидетельство этого относится к 1605 году: на Рождество некий немецкий путешественник пришел в Страсбург и увидел в домах тамошних жителей украшенные ёлки. Он писал поэтому поводу: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи». Из Страсбурга обычай устанавливать в домах ярко украшенное рождественское дерево начал распространяться по другим деревням и городам вдоль по Рейну.
Некоторые даже осуждали это нововведение, считая, что своим блеском, сверканием и очарованием рождественское дерево отвлекает людей от мыслей о Рождестве младенца Христа, который должен быть единственным центром праздничного торжества.
Но постепенно все признали, что в новом обычае нет ничего недостойного: ведь дерево не превращалось в главный объект праздника Рождества, а было всего лишь символом древа жизни. Поэтому устройство ёлки начали рассматривать как истинно христианское дело, свершаемое в память о рождении младенца Иисуса.
К середине XIX века рождественская ёлка завоевала всю Европу. Именно тогда вечнозеленые пышные красавицы стали регулярно устанавливаться в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании, а достоянием же простого люда ёлка стала уже во второй половине столетия.
В Америку эту традицию завезли немецкие поселенцы и наёмники, принимавшие участие в войне за независимость, Франклин Пирс, 14-ый президент США, принес традицию Рождественской ёлки в Белый дом, а в 1923 году впервые была проведена Церемония зажигания ёлки, которая теперь проходит каждый год на лужайке перед Белым домом.
В России обычай новогодней ёлки ведет свое начало с петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, предписывалось вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника. Было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвойными деревцами. Эта малозаметная в эпоху бурных событий деталь и явилась в России началом трехвековой истории обычая устанавливать ёлку на зимних праздниках.
Однако после смерти Петра, судя по всему, его рекомендации были основательно забыты.
С ёлкой как с чисто «рождественским символом» мы встречаемся в России в начале XIX столетия. На этот раз уже не в Москве, а в северной столице. Первые рождественские ёлки появились в домах петербургских немцев. В русских домах в эту пору рождественское дерево еще не ставилось. Вряд ли Пушкину когда-либо пришлось видеть ёлку на Рождество или же присутствовать на посвященном ей празднике. Ни он, ни его современники никогда о ней не упоминают.
Только в 1842 году журнал для детей «Звездочка» сообщал своим читателям:
«Теперь во многих домах русских принят обычай немецкий: накануне праздника, тихонько от детей, приготовляют ёлку; украшают это вечно зеленое деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки грецкие вызолоченные орехи, красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда и разного рода искусно сделанные конфеты. Всё это освещается множеством разноцветных восковых свеч, прилепленных к веткам дерева, а иногда и разноцветными фонариками».
И вдруг в середине 1840-х годов происходит настоящий взрыв — «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться. Петербург был буквально охвачен «ёлочным ажиотажем». Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. «В Петербурге все помешаны на ёлках, — иронизировал поэтому поводу известный литературный критик И. И. Панаев. — Начиная от бедной комнаты чиновника до великолепного салона, везде в Петербурге горят, блестят, светятся и мерцают ёлки в рождественские вечера. Без ёлки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было ёлки?»
В качестве ёлочных украшений в состоятельных домах нередко использовали не специальные ёлочные игрушки и мишуру, а настоящие драгоценности и дорогие ткани. Концом 1840-х годов датируется и первое упоминание об искусственной ёлке, что считалось особым шиком.
Один из петербургских богачей заказал искусственную ёлку, которая была обвита дорогой материей и лентами; верхние ветки ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, нижние ветви цветами, конфетами и разнообразными плодами.
В 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная ёлка. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и во многих деревенских домах. Ну а в веке двадцатом нарядная ёлка была неизменным атрибутом зимних праздников.
В 1916 году рождественские ёлки на русской земле оказались в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от языка Наполеона, так в войну империалистическую Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев.
В 1918 году на ёлку опять ополчились, на этот раз — советская власть, которая объявила ее буржуазным предрассудком, тесно связанным с опальной религией. Тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество подпольно.
Ёлка оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и под нарядными ёлками страна по указу Сталина вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова.
Сегодня наконец ёлочке вернули ее первоначальное предназначение. Наряжаемая на Рождество зеленая красавица служит символом древа жизни, возвращенного нам с Рождением Спасителя. Будучи украшена зажженными свечами, ёлочка становится символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа, а наряженная разнообразными игрушками в виде земных плодов, она олицетворяет непрестающее царство благодати и ее спасительных плодов, открывшееся с Рождеством Сына Божия.