Мы
все прекрасно понимаем, что долго смотреть мультфильмы – это плохо, что от
постоянного общения ребенка с техникой перегружается его психика, страдает
зрение… Думаю, вы сами сможете продолжить этот список. Если родители
придерживаются необходимых правил «безопасности», у ребенка не возникнет
зависимости от компьютера. А уж если она имеет место быть, значит, виноваты не
дети, а взрослые. Все, что родители закладывают в малыша, то они и получают на
«выходе». Что посеешь, то и пожнешь, не правда ли? Конечно, вид младенца за
планшетом очень умиляет, но именно так, как говорится, «с молоком матери»,
формируется стойкий интерес к этой фантастической штуковине. Если ребенок с
пеленок радостно тычет пальчиком по экрану, как же ему расстаться с планшетом,
когда он дарит столько эмоций? Прежде, чем дать ребенку любое «умное»
устройство, подумайте, зачем вы это делаете? Пожалуйста, отложите первое
знакомство ребенка с планшетом как минимум(!) до трех лет. Не дарите своим
детям современные гаджеты до определенного возраста, не создавайте проблем себе
и своему ребенку.
Взрослые
– пример для подражания.
Помните,
что мы сами подаем пример своим детям. Если мама и папа, находясь с ребенком,
срастаются с экраном компьютера и не замечают, что творится вокруг,
представьте, как же ребенку хочется заглянуть в этот виртуальный мир! Не
хотите, чтобы ребенок вас копировал, не обращайтесь без особой необходимости к
компьютеру в его присутствии.
«Занавес
открывается». Заменяем мультики ролевыми играми.
Вы
когда-нибудь замечали, с каким интересом маленькие дети смотрят рекламу? Дело в
том, что в рекламном ролике за 40 секунд можно увидеть целую историю, в которой
есть «завязка», «развитие» и «развязка». Этим приемом пользуются создатели
мультфильмов, разбивая сюжет на небольшие части. Но кто нам мешает рассказать
свою историю, например, придумать всем вместе небольшой рассказ и разыграть его
по ролям. Детям трехлетнего возраста необходимо примерять на себя разные роли – роль принца (который всех спасает),
пирата, представить себя папой и так далее. Ролевые игры нужны детям, не
отказывайте себе и ребенку в удовольствии поставить небольшую сценку дома. Это
очень увлекательно, а главное, полезно для развития ребенка.
Всему
свое время. Соблюдаем режим дня.
Если
ребенок начинает капризничать, проявлять агрессию при вашем отказе включить ему
любимый мультфильм, это уже повод говорить о зависимости. Что же делать? В
дошкольном возрасте для ребенка главное – придерживаться режима и соблюдать
правила, озвученные взрослым. Необходимо регламентировать время проведения за
компьютером или перед экраном телевизора и вписать это в режим дня. Ребенку
просто необходимо ставить рамки, иначе он будет неуправляемым. Раз никто ничего
не говорит, значит, можно смотреть мультики и дальше. Потом это «можно» войдет
в привычку, а привычка – вторая натура, как с ней бороться? Еще раз повторимся:
детям необходима система. Договоритесь, что, придя домой после детского садика,
он может провести у экрана телевизора или монитора 15-20 минут. Для ребенка
дошкольного возраста этого времени вполне достаточно. Если ребенок чуть старше,
необходимо разделить общее время на несколько «подходов». Ни в коем случае не
оставляйте малыша наедине с монитором на час, лучше это время разбить на
несколько «подходов», например, три раза по 15 минут, и не более того. В
некоторых случаях решить проблему зависимости от компьютера можно только с
помощью жесткой блокировки, полной отмены такого времяпрепровождения.
Не
превращайте компьютер в инструмент манипулирования.
Не
торгуйтесь с ребенком возможностью посидеть за монитором в случае его хорошего
поведения, не делайте машину инструментом поощрения. Поощрять, дарить свою
любовь и заботу могут только люди! Не отводите эту роль компьютеру.
Отдыхаем
с пользой!
Появилось
свободное время? Проведите его вместе с ребенком: занимайтесь спортом, рисуйте,
вместе делайте домашние дела, гуляйте. Внимание: отправляясь в парк или кафе,
не берите с собой электронные устройства! Тогда ребенок научится отдыхать
иначе. Если вы устали и вам необходимо немного отдохнуть, а ребенок хочет
поиграть, не переключайте его внимание на планшет, не занимайте его просмотром
мультфильма, лучше попросите собрать конструктор или вручите его любимую
игрушку.
Детский
сад – в помощь родителям.
Если
родители очень заняты, то «отвлекающим маневром» станет общение ребенка со
сверстниками в детском саду. Часто дети, привыкшие проводить досуг за
монитором, не знают, чем себя можно занять в его отсутствие. Им становится
скучно. В этом случае игры с детьми под присмотром воспитателей, насыщенная
программа дня увлекут и не оставят места мыслям о компьютере. В детском саду за
монитором не сидят, а, значит, и требовать электронного «друга» – бессмысленное
занятие, ребенок это вскоре поймет и примет новые правила игры.
Компьютер
как инструмент развития.
Компьютер
может стать и нашим верным помощником, если использовать его в качестве
инструмента для целеполагания.
Единственное и самое главное условие – находиться рядом с ребенком и самому
включиться в процесс задания.
Например: нам необходимо нарисовать проект нового дома. Берем компьютер и с
помощью специальной программы рисуем вместе с сыном или дочкой общий план,
потом прорабатываем детали. Какой будет крыша у нашего дома? А теперь выберем
форму окна, а сколько в нашем доме этажей? А где будет дверь? Самое главное,
что вы поставили перед ребенком задачу, вы направляете ребенка своими вопросами
и вместе двигаетесь к цели. В другой раз можно составить эскиз волшебного и
самого красивого платья к празднику или костюм супергероя.
Подводя
итог, скажу, что сам по себе компьютер не несет опасности, это безусловное
достижение нашего времени. Важно одно: любая зависимость – это средство,
которым человек заполняет пустоту в себе, в наших силах наполнить детей своей
любовью, общаться, делиться впечатлениями и радоваться каждой минуте,
проведенной вместе с ними.