Люди, которые сами не очень любят читать, обычно утверждают, что чтение «не нужно»: мол, это лишняя трата времени, денег; велик риск для зрения; от художественной литературы никакой пользы, ведь все это выдумка... И все же польза есть, особенно для детей. Какая?
- Именно «выдумка» развивает фантазию ребенка.
- Чтение расширяет его кругозор, ведь даже художественная литература полна невыдуманных, вполне реальных фактов про окружающий мир и людей.
- Чтение помогает понять людей, лучше узнать их, ведь каков бы ни был сюжет, любая книга – в первую очередь – о людях, их характерах, проблемах; тем самым чтение делает ребенка более открытым, общительным.
- Совместное чтение с родителями сближает, устанавливает прочные эмоциональные связи в семье и создает светлые детские воспоминания.
- Оно помогает малышу (особенно школьнику) стать более грамотным, и даже развивает собственный писательский стиль.
- Чтение развивает внимательность, усидчивость и даже упорство, ведь произведение нужно дочитать до конца.
- Чтение способствует развитию речи, запоминанию новых слов и их значений.
- Оно развивает эмоциональный интеллект: дети учатся сопереживать.
- Чтение внушает веру в «хороший конец» (или «не-безнадежность» плохих), придает оптимизм.
Почему не все дети любят читать? Вероятно, среди причин можно назвать и наследственные особенности (темперамент холерика, неусидчивый характер), но в большинстве случаев нелюбовью к чтению «заражаются» от родителей. В «не-читающих» семьях дети просто не видят перед собой примера родителей, которые получают пользу и удовольствие от чтения.
Как привить ребенку любовь к чтению? Предлагаем несколько советов.
Подавайте пример!
Читайте – не ленту новостей в социальных сетях, а именно книги, которые интересны и полезны вам. Можно (и даже удобнее) читать с электронных устройств, но ребенок должен знать, что именно вы читаете. Обсуждайте – делитесь впечатлениями о книге с мужем, подругами, даже с ребенком.
Читайте вместе с ребенком
Некоторые дети, слушая мамино чтение, стремятся как можно раньше выучить алфавит и стать самостоятельными читателями, но есть и такие, которые сами читать ленятся, но совсем не против послушать. Не переживайте и не упрекайте ребенка: даже слушая вас, он привыкает читать – и рано или поздно возьмет в руки книгу самостоятельно.
Не устанавливайте жестких границ и правил
Не ограничивайте чтение ребенка тем, что читаете сами, тем, что нравится или нравилось в детстве вам, тем, что считаете полезным. Даже если ребенок начнет читать с комиксов или чего-то «несерьезного», со временем он перейдет на взрослые книги.
Учитывайте при выборе книг для чтения возраст, интересы, склонности, характер и даже жизненный опыт ребенка.
Обязательно объясняйте ребенку непонятные слова, обсуждайте спорные ситуации, неожиданные повороты сюжета.
Обеспечьте малышу доступ к ярким, интересным, визуально красивым книгам в доме.
Читайте ребенку и разучивайте вместе с ним стихи, чтобы он как можно раньше почувствовал удовольствие от звучания слов, ощутил их ритм, понял рифму.
Проявляйте педагогическую фантазию:
- устраивайте викторины и конкурсы, разыгрывайте спектакли, ставьте сценки по прочитанным книгам;
- играйте в домашнюю библиотеку или участвуйте вместе с ребенком в буккросинге;
- создавайте свои книжные ритуалы, - например, читайте вместе перед сном, или берите книгу на прогулку и читайте на скамейке в парке, или неизменно прихватывать книгу с собой в долгую дорогу;
- водите ребенка в театр на спектакли по прочитанным книгам;
- фантазируйте по мотивам произведений: придумывайте альтернативные концовки или продолжения сюжета, или просто сочиняйте вместе с ребенком совершенно новые истории.
Прививая ребенку любовь к чтению, не переусердствуйте! Если не хотите навредить, усугубить ситуацию, не нужно принуждать ребенка читать; наказывать, ругать или упрекать его за нежелание читать; сравнивать ребенка с другими, «читающими» детьми; учить читать слишком рано или насильно, пока у малыша не появился хотя бы минимальный интерес к чтению.