
Аргументы «за»
Главный аргумент сторонников раннего обучения английскому
языку заключается в том, что именно в раннем возрасте детский мозг нацелен на
усвоение любой новой информации, а значит, изучение незнакомого языка будет
быстрым и естественным.
Перечислим другие достоинства раннего изучения английского
языка:
- запоминание языка происходит проще и быстрее, так как
возможности памяти маленького ребенка практически безграничны – малыш буквально
впитывает язык;
- малыш привыкает не бояться ошибок, говорить смело, даже
если грамматически не верно;
- у ребенка расширяется кругозор, обогащается «картина
мира»;
- пока малыш еще не ходит в школу и даже не посещает садик,
у него много свободного времени на изучение английского языка.
Для многих родителей важно, что знание английского языка
чуть ли не с младенчества открывает перед их детьми заманчивые перспективы
(детский сад с языковым уклоном, престижная школа, поездки за границу по
обмену), дает преимущества перед сверстниками.
Мифы и нюансы
С изучением английского (да и любого иностранного) языка
связаны довольно распространенные заблуждения:
* ухудшается усвоение родного языка;
* ребенок будет путать языки и не выучит ни иностранный, ни
родной;
* занятия лишат ребенка детства.
Даже противники раннего изучения английского языка признают,
что в вышеперечисленных заблуждениях правды немного: взять хотя бы последнее –
суть детства в том, чтобы изучать окружающий мир и получать от этого удовольствие.
Занятия, организованные грамотно (постепенно, последовательно и в игровой
форме), а также с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка, не
лишат малыша детства, а обогатят впечатлениями.
Однако педагоги и психологи указывают на нюансы, особенности
раннего обучения ребенка английскому языку, которые родителям важно учитывать.
1. Билингвы (и дети, которых буквально с младенчества
обучают сразу и родному языку, и иностранному) позднее учатся говорить на обоих
языках – усвоение языков не ухудшается, просто задерживается момент, когда
ребенок способен не только понимать речь, но и выражать мысли.
2. Раннее обучение английскому языку противопоказано для
детей с неврологическими и логопедическими отклонениями: например, если у ребенка
в родной речи много лексико-грамматических нарушений, а словарный запас маленький,
то изучение чужого языка лучше отложить.
3. В процессе обучения очень важен профессионализм педагога
(в том числе родителя – если он обучает самостоятельно) и правильное произношение,
так как любые ошибки закрепятся очень надолго.
Многие психологи также обращают внимание на то, что раннее
обучение иностранному языку является навязыванием ребенку родительских желаний,
способом воплотить собственные нереализованные мечты. А логопеды указывают на
возможность формирования у ребенка так называемой «языковой неадаптированности»
- преобладания одного языка (иностранного) в ущерб второму (родному).
Так когда же?..
Что вообще считается ранним обучением? С учетом того, что
классическая методика обучает иностранному языку лет с 4-5 (не раньше!), то
ранний вариант – до достижения этого возраста, в некоторых случаях – буквально
с младенчества.
Практики-педагоги утверждают, что в 4-5 лет ребенок готов
изучать второй язык: у него выработана сформированная, осознанная родная речь,
хорошее произношение, минимальная усидчивость, и есть огромный интерес ко всему
новому.
Если ждать так долго вы не готовы, то помните о
рекомендациях специалистов по раннему обучению:
- ребенок быстро усваивает новые слова и речевые структуры,
но так же быстро их забывает, поэтому ключ к успешному раннему обучению –
регулярность, повторяемость, настойчивость; если вы не готовы уделять занятиям
время и силы в течение долгого времени, то лучше не беритесь;
- не торопите события, изучайте язык маленькими «порциями» и
только в игровой форме;
- создайте для малыша языковую среду, общайтесь с ним
постоянно на двух языках;
- помогайте ребенку осваивать не только иностранный, но и
родной язык: специалисты единодушны – чем лучше малыш говорит на родном языке,
тем легче ему даются иностранные.