Учиться считать и писать – это, безусловна, очень важно. Но не менее важно уделять внимание развитию эмоционального интеллекта малыша. Что в этом поможет?
Игры, направленные на осознание эмоций, чтение хороших книжек, мультфильмы о доброте, дружбе и взаимовыручке, походы в музеи и театры, поездки с близкими людьми. Ведь путешествия – это то, что дарит нам эмоции в огромных количествах. А еще очень важно с самого раннего детства научить малыша дружить, быть добрым, щедрым, отрытым…
Мир чувств – в игре
Сюжетно-ролевая игра – хороший способ без нотаций и нравоучений поговорить с малышом о чувствах, эмоциях, правилах поведения. При помощи игрушек можно легко обыграть любую реальную ситуацию. Боюкая куклу, исцеляя «больного» зайчика или спасая прекрасную принцессу из рук Людоеда, малыш поочередно примеряет на себе всевозможные роли: любящей мамы, доброго доктора, благородного героя. Переживая чувства в игре, ребенок переносит их и в повседневную жизнь. Пусть вас не пугает, если иногда малыш играет роль отрицательного персонажа. Ведь нужно попробовать быть плохим, чтобы осознать, что быть хорошим все-таки лучше.
Для того чтобы понимать эмоции и чувства других, важно сначала научиться понимать себя самого. Игры с малышом помогут ему лучше разобраться в гамме собственных чувств.
Напишите не картонных карточках крупными буквами всевозможные чувства: страх, гнев, грусть, злость, радость, восторг, веселье, гордость, любовь, жалость. Прочитывайте малышу название чувства, а потом вместе нарисуйте под каждой надписью личико с соответствующим выражением. Можно поиграть и в обратную игру: вы рисуете гримасы, а ребенок пробует называть чувства. Предложите малышу изобразить какое-нибудь животное, например, «испуганного зайку», «веселого слона», «грустного котенка», «злого волка» и т.п. А потом – ваша очередь при помощи мимики и жестов покажите малышу всевозможные эмоции, а он пусть попробует их отгадать.
Давай дружить!
Умение общаться с людьми, понимать их и сочувствовать – важная составляющая эмоционального интеллекта. Развивать умение общаться и взаимодействовать лучше всего в коллективных играх. Именно 2-3 года – тот возраст, когда малыши начинают учиться общаться друг с другом и мы должны воспользоваться этим первым стремлением малышей к взаимодействию, помочь им. В этом нам придут на помощь игры, в которые можно поиграть с несколькими малышами одновременно.
Одной из таких игр станет игра «Пузырь». Народные сюжетные игры прекрасно подходят для малышей. Итак, для нашей игры все становятся в круг, берутся за руки и слушают ведущего, а потом и повторяют вместе с ним: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не ломайся. Пух!». Произнося потешку, малыши делают круг все больше и больше, а затем на слове «пух!» разрывают ручки и приседают. Затем снова делаем узкий круг-пузырь и вновь начинаем его «раздувать».
Служба спасения
Придумайте вместе с малышом свой собственный «прогулочный» ритуал, устройте свою «службу спасения». Для малыша это станет приятной игрой: внимательно смотреть вокруг и обращать внимание на тех, кто нуждается в помощи. И помогать, конечно. Выносите оставшуюся от завтрака кашу и кусочки хлеба птицам, развесьте во дворе кормушки, огородите столбиками молодые деревья. Если увидели на дорожке жука – уберите его в траву, чтобы кто-нибудь случайно не раздавил. Покормите голодного котенка и уток на пруду. Может, с помощью папы удастся построить настоящий скворечник, чтобы в нем смола поселиться семейка скворцов?
Если у вас есть домашние животные, привлекайте малыша к уходу за ними. Только не заставляйте, не делайте уход за животным «долгом» или «обязанностью». Превратите это в приятную традицию, в удовольствие, в особую привилегию. Невозможно стать добрым по приказу…
Прогоним злого жука
Цель урока: учимся справляться с эмоциями.
Материалы: отрицательные эмоции ребенка.
Эта игра подойдет в том случае, когда малыш злится или обижен. Она поможет осознать эмоции и справиться с ними.
-
Расскажите ребенку, что он злится из-за того, что где-то завелся злой жук, который очень любит ругаться. И этого жука нужно обязательно найти.
-
Начинаем искать «жука»: заглядываем малышу в кармашки, осматриваем уши, подмышки, слегка щекочем под коленками – не здесь ли спрятался жук.
-
Скорее всего, обида будет забыта, и малыш станет искать жука.
-
Сделайте вид, что нашли этого жука, поймали и выбросили.
-
Предупредите ребенка, что жук может вернуться, и тогда снова придется его искать.