Поиск

Гиперактивные дети

03/09/2020
Марьяна Безруких
1278

«Я не знаю, что с ним делать, — рассказывает мама шестилетнего Олега. — Сколько помню, он всегда был беспокойным. И совсем маленький постоянно требовал внимания, а уж когда начал ползать, все время следить приходилось. Непоседа, такой активный, что дома смеемся: “Хоть на поводок сажай”. С детьми играть спокойно не может, а теперь в детском саду начались занятия, к школе готовятся, так у него буквы не получаются красиво, быстро-быстро читать сам научился, но тоже торопится — то буквы пропускает, то переставляет, то со строчки на строчку перескакивает. Я и воспитательница просим его быть внимательнее, не крутиться и не отвлекаться, но он не старается». Это характерное описание детей, которых называют гиперактивными. Еще чаще о них говорят как о «нарушителях порядка и спокойствия», неуправляемых. Такие дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам.
К сожалению, взрослые не всегда готовы понять причины подобных проблем ребенка и проявить терпение, как и взять на себя ответственность за его состояние и поведение.

Гиперактивный ребенок

Как правило, беспокойность проявляется достаточно рано — мамы гиперактивных детей часто говорят о том, что их чада очень активны даже в период беременности. В истории развития таких детей есть токсикозы на поздних сроках беременности, травматические ситуации во время родов или в первые месяцы жизни. Рассказывая об их поведении в 2–3 года, родители нередко описывают беспокойство малышей, плохой сон и крикливость, но чаще объясняют это шаловливостью, живостью характера и условиями воспитания. Однако, столкнувшись с необходимостью соблюдать распорядок дня, расписание занятий и правила, например, при посещении детского сада или занятий по подготовке к школе, они резко меняют свое отношение.
Слабая концентрация внимания, неусидчивость и высокая отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести задание или игру до конца вызывают недовольство взрослых, на которое ребенок, кажется, не обращает внимания. Иногда проблемы принимают драматический характер, так как учебные успехи даже на этапе подготовки к школе становятся обязанностью ребенка, а родители оказывают на него все большее давление. Неудачи, неумение регулировать поведение и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка.
Почему дети становятся беспокойными, как вовремя обнаружить нарушения в их состоянии и реагировать на «упрямство и своеволие», можно ли научить неусидчивого ребенка заниматься и как сделать данную работу эффективной? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Не зная, как изменить ситуацию, взрослые ненамеренно, но провоцируют ребенка на «плохое» поведение своим раздражением, нетерпением и требованиями, с которыми он не может справиться. Пожалуй, главный вопрос: ребенок не может или не хочет изменить поведение? Ответив на него правильно, можно эффективно решать проблемы ребенка и адекватно реагировать на его «выходки». Тихий, малоактивный, сидящий часами со своими игрушками ребенок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то что у него порой хватает проблем. А шумный, беспокойный, много говорящий и постоянно требующий внимания — утомляет. Особенно сложно таким детям в коллективе при четко организованном режиме и системе достаточно жестких требований. Их часто наказывают, считая, что они действуют «назло» и не стараются приложить «волевые усилия». Взрослым кажется, что ребенок не хочет слушать и слышать, соблюдать правила и при этом чересчур активен. Он готов включиться в любую игру и деятельность, но буквально через секунду интерес вызывает что-то другое. Однако и такого ребенка можно хорошо подготовить к школе, научить быть более спокойным и внимательным. Только нужно проявить терпение, знать особенности поведения и уметь правильно на них реагировать.
Речь идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Аббревиатура СДВГ последние десятилетия пугает родителей и педагогов, а представления о ней окружены мифами.
Миф 1. Все дети с СДВГ гиперактивны.
Факты. Некоторые дети гиперактивны, но многие дети с нарушением внимания заторможенны, мечтательны, словно живут в другом мире и кажутся совершенно незаинтересованными, немотивированными.
Миф 2. Дети с СДВГ могли бы вести себя лучше, если бы захотели, постарались.
Факты. Нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность мало зависят от желания/нежелания ребенка. Эти проявления связаны с особенностями функционирования мозга, но взрослые способны помочь или сделать проблемы развития менее выраженными.
Миф 3. СДВГ — медицинский диагноз, а значит, требуется медикаментозное лечение.
Факты. В некоторых случаях прием медикаментов действительно необходим (только под контролем врача), но без поведенческой терапии и особой тактики взаимодействия, организации режима, двигательной активности и питания не обойтись.
Практически все специалисты считают, что есть «гипердиагностика СДВГ». Диагноз «СДВГ» сегодня с легкостью ставят педагоги, психологи и даже сами родители. Многие дети не имеют этого расстройства, а особенности поведения связаны с неадекватными и жесткими требованиями взрослых, нарушениями режима, дефицитом сна, перегрузками, влиянием стрессовых и психотравмирующих ситуаций.
Любой ребенок может иногда забыть свою тетрадь, потерять ручку и линейку, мечтать на уроке, суетиться и проявлять нетерпение, дожидаясь своей очереди в игре, бегать сломя голову и тянуть руку раньше, чем услышит вопрос. Да, все это признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности, которые являются симптомами СДВГ, но важно, когда возникли эти симптомы, как часто они проявляются и в каком сочетании.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если очень хочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Существует несколько разновидностей синдрома дефицита внимания: с гиперактивностью и без таковой. Стоит сразу отметить, что гиперактивность может быть без дефицита внимания. СДВ — пожалуй, самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с этим синдромом около 15–20 %, причем он в 3–5 раз чаще встречается у мальчиков. Причины СДВ пока нельзя назвать ясными и хорошо изученными, но есть данные о наследственном характере синдрома. Исследователи рассматривают разные причины его возникновения, полагая, что, скорее всего, это комбинированное сочетание неблагоприятных факторов: патологии беременности и родов, тяжелых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния вредных экологических факторов и т. п.
СДВГ не появляется вдруг, неожиданно. Как правило, крикливость, беспокойное поведение, резкая смена настроения и повышенная двигательная активность наблюдаются уже в раннем возрасте (до 3 лет). Диагностика СДВГ затруднена. Как правило, для этого используются опросники родителей, но они не всегда дают объективную картину. В последние годы для диагностики СДВ используют специальные методы изучения функционирования детского мозга, но чаще — опросники (анкеты).
Почему такой способ диагностики может оказаться неверным?
Во-первых, потому, что взрослые, которые отвечают на вопросы, по-разному оценивают одинаковое поведение ребенка: более терпеливые и спокойные родители могут не воспринимать поведение ребенка как гиперактивное или невнимательное, а другие будут считать, что он проявляет и невнимательность, и гиперактивность, и импульсивность.
Во-вторых, для диагностики используют разные опросники с разными формулировками вопросов, что дает возможность по-разному их трактовать.
Если ребенку с ходу поставлен диагноз «СДВГ», следует обратиться еще к одному специалисту.
Чтобы родители имели представление о том, какие нарушения в поведении ребенка говорят о невнимательности, гиперактивности и импульсивности, даем классическое описание данных симптомов.
Симптомы невнимательности:
1) недостаточно внимателен к деталям;
2) трудности с удержанием внимания;
3) создается впечатление, что он не слушает говорящего;
4) не может довести дело до конца;
5) имеет трудности организации;
6) избегает выполнения задания;
7) теряет предметы;
8) отвлекается на внешние раздражители;
9) забывчив.


Симптомы гиперактивности:
1) дрыгает руками или ногами, крутится;
2) не может усидеть на месте, когда требуется;
3) носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;
4) ему трудно тихо играть;
5) всегда «заведен», будто внутри мотор;
6) чрезмерно разговорчив.

Симптомы импульсивности:
1) выпаливает ответы;
2) ему трудно ждать своей очереди;
3) прерывает и вмешивается.
Это симптомы, которые должны привлечь внимание родителей, чтобы те обратились к детскому неврологу, педиатру или психиатру.
Диагноз СДВ ставится, если не менее восьми из перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка постоянно, как минимум в течение полугода. Причем дети с СДВГ могут иметь признаки всех трех показателей: невнимательности, гиперактивности и импульсивности — либо двух или одного. Это дает основание выделить подтипы СДВГ:
Невнимательный — таких детей нередко считают рассеянными, мечтательными, бездельниками. Им трудно сосредоточить внимание на чем- то одном, они легко отвлекаются, не заканчивают начатое дело или игру, упускают важные детали, схватывая при восприятии только общее.
Гиперактивный — суетливость, беспокойство, хаотичность в деятельности и повышенная двигательная активность характерны для таких детей. Они не могут сидеть спокойно, постоянно крутятся, вертятся, что-то ищут, перекладывают.
Импульсивный — невозможность ожидания, нетерпение, которое демонстрируется мимикой и движениями; восклицания или ответы еще до того, как задан вопрос; действия без разрешения (иногда небезопасные).
Безусловно, самые сложные случаи — дети с СДВГ, имеющие все три проявления. И чем раньше начинается работа по компенсации нарушений поведения и коррекция состояния, тем эффективнее может быть помощь.
Следует понимать, что изменения в поведении бывают у каждого ребенка, например, после болезни может отмечаться нарушение внимания, сильное функциональное напряжение может заканчиваться эмоциональным взрывом, неожиданной и неадекватной реакцией, которая принимается взрослыми за импульсивность. Утомление на начальных этапах адаптации в детском саду, во время занятий в группе подготовки к школе и в любых других новых, непривычных ситуациях, как правило, связано с двигательным беспокойством, неусидчивостью и т. п., однако это временные (ситуативные) проявления нарушения поведения. У детей с СДВ они постоянны.

Рассмотрим пример и разберем типичные проявления синдрома дефицита внимания: нарушений внимания (невнимательности), чрезмерной активности (гиперактивности) и импульсивности (трудности сдерживания своих реакций, эмоций).


СЛУЧАЙ 1
Сергею шесть с половиной лет. Он два месяца занимается в группе подготовки к школе. Учительница, которая ведет занятия, почти каждый день жалуется бабушке (Сережа вырос с бабушкой, она же водит его на занятия) на его плохое поведение: «Сам не слушает и детей отвлекает. Все правила не для него. На замечания обижается, сердится. Мальчик умненький, все быстро схватывает, но старания и усидчивости нет, поэтому результаты хуже, чем у других детей. Может, поэтому он с детьми не подружился?»


Бабушка хорошо знает все особенности Сережи, он и в сад не ходил потому, что в 4 года «попробовали ходить, но никому покоя не давал — забрали». Бабушка научилась терпеливо, спокойно, настойчиво играть с Сережей и читать ему (теперь он читает сам, но торопится, не всегда понимает смысл), продолжает чтение, но две-три странички на самом интересном месте оставляет читать внуку. С небольшими текстами он хорошо справляется. Мальчик очень любознательный, любит рассуждать на разные темы. То, что ему интересно, делает с удовольствием, но если что-то не получается, сердится, готов все разрушить или выбросить в мусорное ведро карандаши. «Удивительно, — рассказывает бабушка, — он все печатные буквы хорошо знает, читает уже год, а садится писать — вкривь и вкось, ровно и красиво не получается. Нетерпелив, стараться же не хочет».

Сопоставим главные проявления синдрома дефицита внимания и поведение Сережи из нашего примера.
Одно из основных проявлений СДВ — нарушение внимания. Внимание — одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребенка; проявляется как общая готовность к деятельности, а также как особая избирательная готовность к определенным видам деятельности.
В старшем дошкольном возрасте избирательное внимание еще не сформировано, однако в 3–4 года ребенок реагирует не только на новизну, но и на разнообразие. На что-то очень интересное, новое он непроизвольно обращает внимание: будто застывает, взгляд зафиксирован на «новом», рот полуоткрыт. Важно отметить, что для детей с СДВ такая реакция нехарактерна.
У старших дошкольников — детей 5–6 лет — достаточно хорошо развито произвольное внимание (сосредоточенность на определенном объекте, предмете, задании), но оно непродолжительное (10–15 минут) и поддерживается положительными эмоциями. Однако у детей с СДВ процессы организации внимания нарушены, что плохо заметно в младшем дошкольном возрасте, но на систематических занятиях по подготовке к школе это проявляется сразу.
Неспособность концентрировать внимание является причиной трудностей, возникающих у детей с СДВ при выполнении любых заданий. Такие дети способны поддерживать внимание лишь несколько минут. Невнимательность проявляется и во время коллективных игр. Непоседам быстро надоедают даже игры. Отвлекаясь, они мешают другим детям, и в результате возникает конфликт. Эта ситуация хорошо видна в приведенном примере. Однако во время любимых занятий и игр, с которыми удается справиться, дети с СДВ могут удерживать внимание и заниматься достаточно долго. Именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может, когда хочет». Может, но не только потому, что хочет, а потому, что деятельность по силам, удовлетворение и успех позволяют почувствовать радость, вызывают желание продолжить. Подобная избирательность внимания, видимо, поддерживается положительными эмоциями, которые ребенок получает от такой деятельности.
Удовольствие, успех, удовлетворение — важные факторы организации любой деятельности ребенка с СДВ, они оказывают стимулирующее влияние.
Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения. Неудачи и отсутствие положительных эмоций фактически разрушают внимание.
Импульсивность проявляется у гиперактивных детей в разных ситуациях. Они нетерпеливы, бурно выражают эмоции, на занятиях могут перебивать других детей или невпопад отвечать на вопросы, не выслушав их до конца.
Дети с СДВ, как правило, более разговорчивы, чем сверстники, и стремятся к социальному взаимодействию, при этом часто неадекватны, не понимают ситуацию, обижаются и злятся, считая, что с ними «не хотят водиться». Их поведение сложнопредсказуемо, они склонны к конфликтам, поэтому общение со сверстниками затруднено. Кроме того, у детей с СДВ может быть нарушена грамматическая структура речи: они торопятся, «глотают» слова, спешат высказаться, и из-за этого возникают трудности восприятия их речи, сложно понять, о чем они говорят, что хотят. Это также затрудняет общение ребенка с СДВ и со сверстниками, и со взрослыми.
Во время занятий и игр детям с СДВ сложно справиться с заданиями, но не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что им сложно самим организовать свою деятельность.
Задача взрослых (родителей, воспитателей) при работе с гиперактивным ребенком состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность. Для этого необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальный режим работы, точное пошаговое объяснение задания. Эти особенности должны быть учтены при подготовке гиперактивного ребенка к школе.

Статья предоставлена издательством «Питер»


Ребенок идет в школу



Отрывок из книги М.М.Безруких "Ваш особенный ребенок идет в школу. Готовим его и готовимся сами"




Как подобрать курс по программированию для детей?Читать статью
Ткань для настоящего восхищенияЧитать статью
Как избавиться от волосЧитать статью
Мясные деликатесы с доставкой на домЧитать статью
Питание детей: здорово и вкусно!Читать статью
Спанбонд в детской гигиене: революционный материал для уходаЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.