Поиск

Гиперактивные дети

03/09/2020
Марьяна Безруких
872

«Я не знаю, что с ним делать, — рассказывает мама шестилетнего Олега. — Сколько помню, он всегда был беспокойным. И совсем маленький постоянно требовал внимания, а уж когда начал ползать, все время следить приходилось. Непоседа, такой активный, что дома смеемся: “Хоть на поводок сажай”. С детьми играть спокойно не может, а теперь в детском саду начались занятия, к школе готовятся, так у него буквы не получаются красиво, быстро-быстро читать сам научился, но тоже торопится — то буквы пропускает, то переставляет, то со строчки на строчку перескакивает. Я и воспитательница просим его быть внимательнее, не крутиться и не отвлекаться, но он не старается». Это характерное описание детей, которых называют гиперактивными. Еще чаще о них говорят как о «нарушителях порядка и спокойствия», неуправляемых. Такие дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам.
К сожалению, взрослые не всегда готовы понять причины подобных проблем ребенка и проявить терпение, как и взять на себя ответственность за его состояние и поведение.

Гиперактивный ребенок

Как правило, беспокойность проявляется достаточно рано — мамы гиперактивных детей часто говорят о том, что их чада очень активны даже в период беременности. В истории развития таких детей есть токсикозы на поздних сроках беременности, травматические ситуации во время родов или в первые месяцы жизни. Рассказывая об их поведении в 2–3 года, родители нередко описывают беспокойство малышей, плохой сон и крикливость, но чаще объясняют это шаловливостью, живостью характера и условиями воспитания. Однако, столкнувшись с необходимостью соблюдать распорядок дня, расписание занятий и правила, например, при посещении детского сада или занятий по подготовке к школе, они резко меняют свое отношение.
Слабая концентрация внимания, неусидчивость и высокая отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести задание или игру до конца вызывают недовольство взрослых, на которое ребенок, кажется, не обращает внимания. Иногда проблемы принимают драматический характер, так как учебные успехи даже на этапе подготовки к школе становятся обязанностью ребенка, а родители оказывают на него все большее давление. Неудачи, неумение регулировать поведение и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка.
Почему дети становятся беспокойными, как вовремя обнаружить нарушения в их состоянии и реагировать на «упрямство и своеволие», можно ли научить неусидчивого ребенка заниматься и как сделать данную работу эффективной? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Не зная, как изменить ситуацию, взрослые ненамеренно, но провоцируют ребенка на «плохое» поведение своим раздражением, нетерпением и требованиями, с которыми он не может справиться. Пожалуй, главный вопрос: ребенок не может или не хочет изменить поведение? Ответив на него правильно, можно эффективно решать проблемы ребенка и адекватно реагировать на его «выходки». Тихий, малоактивный, сидящий часами со своими игрушками ребенок не мешает и, как правило, не вызывает тревоги, несмотря на то что у него порой хватает проблем. А шумный, беспокойный, много говорящий и постоянно требующий внимания — утомляет. Особенно сложно таким детям в коллективе при четко организованном режиме и системе достаточно жестких требований. Их часто наказывают, считая, что они действуют «назло» и не стараются приложить «волевые усилия». Взрослым кажется, что ребенок не хочет слушать и слышать, соблюдать правила и при этом чересчур активен. Он готов включиться в любую игру и деятельность, но буквально через секунду интерес вызывает что-то другое. Однако и такого ребенка можно хорошо подготовить к школе, научить быть более спокойным и внимательным. Только нужно проявить терпение, знать особенности поведения и уметь правильно на них реагировать.
Речь идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Аббревиатура СДВГ последние десятилетия пугает родителей и педагогов, а представления о ней окружены мифами.
Миф 1. Все дети с СДВГ гиперактивны.
Факты. Некоторые дети гиперактивны, но многие дети с нарушением внимания заторможенны, мечтательны, словно живут в другом мире и кажутся совершенно незаинтересованными, немотивированными.
Миф 2. Дети с СДВГ могли бы вести себя лучше, если бы захотели, постарались.
Факты. Нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность мало зависят от желания/нежелания ребенка. Эти проявления связаны с особенностями функционирования мозга, но взрослые способны помочь или сделать проблемы развития менее выраженными.
Миф 3. СДВГ — медицинский диагноз, а значит, требуется медикаментозное лечение.
Факты. В некоторых случаях прием медикаментов действительно необходим (только под контролем врача), но без поведенческой терапии и особой тактики взаимодействия, организации режима, двигательной активности и питания не обойтись.
Практически все специалисты считают, что есть «гипердиагностика СДВГ». Диагноз «СДВГ» сегодня с легкостью ставят педагоги, психологи и даже сами родители. Многие дети не имеют этого расстройства, а особенности поведения связаны с неадекватными и жесткими требованиями взрослых, нарушениями режима, дефицитом сна, перегрузками, влиянием стрессовых и психотравмирующих ситуаций.
Любой ребенок может иногда забыть свою тетрадь, потерять ручку и линейку, мечтать на уроке, суетиться и проявлять нетерпение, дожидаясь своей очереди в игре, бегать сломя голову и тянуть руку раньше, чем услышит вопрос. Да, все это признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности, которые являются симптомами СДВГ, но важно, когда возникли эти симптомы, как часто они проявляются и в каком сочетании.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если очень хочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Существует несколько разновидностей синдрома дефицита внимания: с гиперактивностью и без таковой. Стоит сразу отметить, что гиперактивность может быть без дефицита внимания. СДВ — пожалуй, самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с этим синдромом около 15–20 %, причем он в 3–5 раз чаще встречается у мальчиков. Причины СДВ пока нельзя назвать ясными и хорошо изученными, но есть данные о наследственном характере синдрома. Исследователи рассматривают разные причины его возникновения, полагая, что, скорее всего, это комбинированное сочетание неблагоприятных факторов: патологии беременности и родов, тяжелых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния вредных экологических факторов и т. п.
СДВГ не появляется вдруг, неожиданно. Как правило, крикливость, беспокойное поведение, резкая смена настроения и повышенная двигательная активность наблюдаются уже в раннем возрасте (до 3 лет). Диагностика СДВГ затруднена. Как правило, для этого используются опросники родителей, но они не всегда дают объективную картину. В последние годы для диагностики СДВ используют специальные методы изучения функционирования детского мозга, но чаще — опросники (анкеты).
Почему такой способ диагностики может оказаться неверным?
Во-первых, потому, что взрослые, которые отвечают на вопросы, по-разному оценивают одинаковое поведение ребенка: более терпеливые и спокойные родители могут не воспринимать поведение ребенка как гиперактивное или невнимательное, а другие будут считать, что он проявляет и невнимательность, и гиперактивность, и импульсивность.
Во-вторых, для диагностики используют разные опросники с разными формулировками вопросов, что дает возможность по-разному их трактовать.
Если ребенку с ходу поставлен диагноз «СДВГ», следует обратиться еще к одному специалисту.
Чтобы родители имели представление о том, какие нарушения в поведении ребенка говорят о невнимательности, гиперактивности и импульсивности, даем классическое описание данных симптомов.
Симптомы невнимательности:
1) недостаточно внимателен к деталям;
2) трудности с удержанием внимания;
3) создается впечатление, что он не слушает говорящего;
4) не может довести дело до конца;
5) имеет трудности организации;
6) избегает выполнения задания;
7) теряет предметы;
8) отвлекается на внешние раздражители;
9) забывчив.


Симптомы гиперактивности:
1) дрыгает руками или ногами, крутится;
2) не может усидеть на месте, когда требуется;
3) носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;
4) ему трудно тихо играть;
5) всегда «заведен», будто внутри мотор;
6) чрезмерно разговорчив.

Симптомы импульсивности:
1) выпаливает ответы;
2) ему трудно ждать своей очереди;
3) прерывает и вмешивается.
Это симптомы, которые должны привлечь внимание родителей, чтобы те обратились к детскому неврологу, педиатру или психиатру.
Диагноз СДВ ставится, если не менее восьми из перечисленных признаков проявляются в поведении ребенка постоянно, как минимум в течение полугода. Причем дети с СДВГ могут иметь признаки всех трех показателей: невнимательности, гиперактивности и импульсивности — либо двух или одного. Это дает основание выделить подтипы СДВГ:
Невнимательный — таких детей нередко считают рассеянными, мечтательными, бездельниками. Им трудно сосредоточить внимание на чем- то одном, они легко отвлекаются, не заканчивают начатое дело или игру, упускают важные детали, схватывая при восприятии только общее.
Гиперактивный — суетливость, беспокойство, хаотичность в деятельности и повышенная двигательная активность характерны для таких детей. Они не могут сидеть спокойно, постоянно крутятся, вертятся, что-то ищут, перекладывают.
Импульсивный — невозможность ожидания, нетерпение, которое демонстрируется мимикой и движениями; восклицания или ответы еще до того, как задан вопрос; действия без разрешения (иногда небезопасные).
Безусловно, самые сложные случаи — дети с СДВГ, имеющие все три проявления. И чем раньше начинается работа по компенсации нарушений поведения и коррекция состояния, тем эффективнее может быть помощь.
Следует понимать, что изменения в поведении бывают у каждого ребенка, например, после болезни может отмечаться нарушение внимания, сильное функциональное напряжение может заканчиваться эмоциональным взрывом, неожиданной и неадекватной реакцией, которая принимается взрослыми за импульсивность. Утомление на начальных этапах адаптации в детском саду, во время занятий в группе подготовки к школе и в любых других новых, непривычных ситуациях, как правило, связано с двигательным беспокойством, неусидчивостью и т. п., однако это временные (ситуативные) проявления нарушения поведения. У детей с СДВ они постоянны.

Рассмотрим пример и разберем типичные проявления синдрома дефицита внимания: нарушений внимания (невнимательности), чрезмерной активности (гиперактивности) и импульсивности (трудности сдерживания своих реакций, эмоций).


СЛУЧАЙ 1
Сергею шесть с половиной лет. Он два месяца занимается в группе подготовки к школе. Учительница, которая ведет занятия, почти каждый день жалуется бабушке (Сережа вырос с бабушкой, она же водит его на занятия) на его плохое поведение: «Сам не слушает и детей отвлекает. Все правила не для него. На замечания обижается, сердится. Мальчик умненький, все быстро схватывает, но старания и усидчивости нет, поэтому результаты хуже, чем у других детей. Может, поэтому он с детьми не подружился?»


Бабушка хорошо знает все особенности Сережи, он и в сад не ходил потому, что в 4 года «попробовали ходить, но никому покоя не давал — забрали». Бабушка научилась терпеливо, спокойно, настойчиво играть с Сережей и читать ему (теперь он читает сам, но торопится, не всегда понимает смысл), продолжает чтение, но две-три странички на самом интересном месте оставляет читать внуку. С небольшими текстами он хорошо справляется. Мальчик очень любознательный, любит рассуждать на разные темы. То, что ему интересно, делает с удовольствием, но если что-то не получается, сердится, готов все разрушить или выбросить в мусорное ведро карандаши. «Удивительно, — рассказывает бабушка, — он все печатные буквы хорошо знает, читает уже год, а садится писать — вкривь и вкось, ровно и красиво не получается. Нетерпелив, стараться же не хочет».

Сопоставим главные проявления синдрома дефицита внимания и поведение Сережи из нашего примера.
Одно из основных проявлений СДВ — нарушение внимания. Внимание — одна из важнейших психических функций, обеспечивающих деятельность и обучение ребенка; проявляется как общая готовность к деятельности, а также как особая избирательная готовность к определенным видам деятельности.
В старшем дошкольном возрасте избирательное внимание еще не сформировано, однако в 3–4 года ребенок реагирует не только на новизну, но и на разнообразие. На что-то очень интересное, новое он непроизвольно обращает внимание: будто застывает, взгляд зафиксирован на «новом», рот полуоткрыт. Важно отметить, что для детей с СДВ такая реакция нехарактерна.
У старших дошкольников — детей 5–6 лет — достаточно хорошо развито произвольное внимание (сосредоточенность на определенном объекте, предмете, задании), но оно непродолжительное (10–15 минут) и поддерживается положительными эмоциями. Однако у детей с СДВ процессы организации внимания нарушены, что плохо заметно в младшем дошкольном возрасте, но на систематических занятиях по подготовке к школе это проявляется сразу.
Неспособность концентрировать внимание является причиной трудностей, возникающих у детей с СДВ при выполнении любых заданий. Такие дети способны поддерживать внимание лишь несколько минут. Невнимательность проявляется и во время коллективных игр. Непоседам быстро надоедают даже игры. Отвлекаясь, они мешают другим детям, и в результате возникает конфликт. Эта ситуация хорошо видна в приведенном примере. Однако во время любимых занятий и игр, с которыми удается справиться, дети с СДВ могут удерживать внимание и заниматься достаточно долго. Именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может, когда хочет». Может, но не только потому, что хочет, а потому, что деятельность по силам, удовлетворение и успех позволяют почувствовать радость, вызывают желание продолжить. Подобная избирательность внимания, видимо, поддерживается положительными эмоциями, которые ребенок получает от такой деятельности.
Удовольствие, успех, удовлетворение — важные факторы организации любой деятельности ребенка с СДВ, они оказывают стимулирующее влияние.
Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения. Неудачи и отсутствие положительных эмоций фактически разрушают внимание.
Импульсивность проявляется у гиперактивных детей в разных ситуациях. Они нетерпеливы, бурно выражают эмоции, на занятиях могут перебивать других детей или невпопад отвечать на вопросы, не выслушав их до конца.
Дети с СДВ, как правило, более разговорчивы, чем сверстники, и стремятся к социальному взаимодействию, при этом часто неадекватны, не понимают ситуацию, обижаются и злятся, считая, что с ними «не хотят водиться». Их поведение сложнопредсказуемо, они склонны к конфликтам, поэтому общение со сверстниками затруднено. Кроме того, у детей с СДВ может быть нарушена грамматическая структура речи: они торопятся, «глотают» слова, спешат высказаться, и из-за этого возникают трудности восприятия их речи, сложно понять, о чем они говорят, что хотят. Это также затрудняет общение ребенка с СДВ и со сверстниками, и со взрослыми.
Во время занятий и игр детям с СДВ сложно справиться с заданиями, но не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что им сложно самим организовать свою деятельность.
Задача взрослых (родителей, воспитателей) при работе с гиперактивным ребенком состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность. Для этого необходимы спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальный режим работы, точное пошаговое объяснение задания. Эти особенности должны быть учтены при подготовке гиперактивного ребенка к школе.

Статья предоставлена издательством «Питер»


Ребенок идет в школу



Отрывок из книги М.М.Безруких "Ваш особенный ребенок идет в школу. Готовим его и готовимся сами"




Вам также будет интересно
Чтобы не было жарко!Читать статью
Интимные вопросы Читать статью
На зарядку становись! Игры на свежем воздухеЧитать статью
Горячо, еще горячее!Читать статью
Восстанавливаем здоровье детейЧитать статью
Летняя радостьЧитать статью
Комментарии

Семейный журнал Няня.Ру о беременности и родительстве

База полезных знаний и сообщество мам и пап

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Главный редактор, Лиханов Дмитрий Альбертович

Няня.ру – это виртуальный семейный центр, в котором вы можете найти ответы на любые волнующие вопросы о беременности, рождении и воспитании детей. Экспертные материалы, сервисы и форум помогут жить в гармонии с собой и окружающими. Если у вас есть пожелания и предложения по работе нашего сайта для родителей и детей, пишите. Будем рады обратной связи, потому что c 1994 года стараемся сделать проект максимально полезным, информативным и удобным для вас.

Подробнее о семейном журнале Няня.ру>>

Подпишитесь на рассылку семейного портала

Узнавайте первыми о новых статьях, конкурсах и анонсах событий

Отправляем письма 1 раз в неделю по пятницам – рассказываем о самом интересном и важном.