Твой святой покровитель
Есть на Руси два имени, которые мы часто произносим вместе. Это имена святых благоверных князей Бориса и Глеба, которых соединила общая судьба и общая народная память. А жили они более тысячи лет назад.
У великого князя Владимира, крестителя Руси, было двенадцать сыновей, и двое из них – святые братья – родились как раз в годы принятия государство Российским христианской веры. По княжескому обычая того времени после принятия таинства крещения братья носили два имени: славянское и христианское. У Бориса христианское имя было Роман, у Глеба – Давид.
Любя их, Владимир постарался дать им хорошее воспитание. В прежние времена что считали для князя самым важным? Воинское учение. Потому с раннего детства знатные воины и обучали князей верховой езде, боевым приемам, да соколиной охоте. Владимир же стал первым на Руси, кто детей своих учил не только военной науке, а еще и христианскому благочестию. И никто не удивился, видя в его палатах мудрых греческих книгочеев-монахов.
Однако братья, как всегда и бывает, росли людьми разными. Одному книжное учение было впрок, а кто-то чаще в окно поглядывал. Особенно же полюбили читать Священное писание двое – Борис и Глеб. И хотя Борис был намного старше Глеба, часто их видели рядом: вместе они читали книгу, вместе молились. И мечтали оба брата посвятить жизнь служению Богу. Уже и старшие воины не раз удивлялись, как отличаются они от других милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца, которые, приняв таинство крещения, старался стать правителем милостивым и отзывчивым к бедным, обездоленным.
- Уж когда мы вырастем, мы друг с другом ни за что воевать не станем – не то, что в иных странах. Мы всегда будем вместе стоять за землю нашу Русскую! – говорили братья.
Сначала, когда братья подросли, так и случилось, как они думали: отец отправил их всех управлять разными русскими княжествами. Бориса – в Ростов, Глеба – в город Муром, а Ярослава в Великий Новгород. Был еще у Владимира и приемный сын, самый старший, по имени Святополк. Владимир его воспитывал, как родного, и, хотя Святополк всегда держался немного в стороне от братьев, он тоже получил немалое княжество, на границе с Польшей. У каждого было свое войско-дружина, и каждый был готов по приказу отца защищать Русскую землю. Однако и княжение у братьев шло по-разному, потому что столько большую державу, как Русь, невозможно было сделать христианской в один миг. Для этого требовалось построить сотни храмов, воспитать и обучить сотни священников, написать тысячи икон. А пока жители многих уделов придерживались прежней языческой веры, или же крестившись, продолжали приносить жертвы идолам и жать по старым правилам.
Борис, управляя своим княжеством, проявлял мудрость и кротость. Он заботился о православном просвещении подданных, и показывал им пример благочестивого образа жизни. К тому же молодой князь сразу прославился как храбрый и искусный воин. И жители Ростова быстро полюбили его. Труднее дела шли у Глеба. Был он еще слишком юн, а город Муром оставался тогда сплошь языческим. И дружина, чтобы уберечь своего князя, решила поселиться в ним вместе по соседству с городов в шатрах и зорко следить, чтоб к ним не проник подосланный язычниками убийца-злоумышленник.
Старший же из всех братьев, Святополк, обосновавшись в городе Турове, скоро женился на дочери польского короля и сдружился с епископом Рейнберном, который прибыл в город вместе с иноземной невестой. Святополк всегда сторонился братьев и своего приемного отца, хотя Владимир не делал между детьми разницы. А в Турове он и вовсе старался забыть о Киеве.
- Разве эти люди – братья тебе? – внушал ему в частых беседах епископ Рейнберн. – Разве Владимир – твой отец? Оглядись вокруг: или ты не видишь, как любит тебя, больше, чем сына родного, король наш Болеслав, какие он оказывает тебе почести! Владимир, стар, скоро умрет, и тогда ты должен стать великим русским князем. Держись Болеслава, и он поможет тебе! А можно и не дожидаться смерти Владимира… - осторожно предлагал Рейнерн – старые деревья часто рубят под корень, не дожидаясь, пока они упадут на голову.
Только злые умыслы долго в тайне не держатся. Узнал и Владимир о тех беседах, призвал в Киев Святополка и отправил его на время в темницу, чтобы образумился. Одновременно с этим призвал Владимир в Киев и Бориса.
- Донесли мне, что кочевники-печенеги готовят на Русь новое нападение. Я же, сам видишь, разболелся и войско повести не смогу. Потому придется тебе взять дружину и пойти в степь, врагам наперехват. А я буду ждать от тебя вестей в Киеве.
Бориса любили жители Киева и княжеская дружина, и никто не удивлялся, когда увидел его впереди войска, уходившего на поиски врага.
Только не дождался святой равноапостольный князь Владимир вестей. Болезнь его с каждым днем усиливалась и, спустя немного времени, он скончался. А перед смертью простил приемного сына и приказал выпустить его из темницы.
Тут-то Святополку и вспомнилось все, что внушал ему темными осенними вечерами в Турове королевский епископ. Да он уже и сам задумывал злодейские планы, чтобы захватить власть над Русью и стать великим князем. Но для этого надо лишить жизни своих братьев.
Собрал он горожан, что не ушли на войну вместе с Борисом, наградил их дорогими подарками, взятыми из отцовской казны, и объявил себе великим князем. Люди от подарков не отказывались, но сердца их были в тревоге, а лица – печальны ведь родственники их и друзья находились в походе с любимым всеми князем Борисом. И если бы между князьями началась война, то унесла бы она немало жизней.
А Святополк уже принялся уговаривать нескольких верных ему бояр пойти Борису навстречу, чтобы тайно убить его.
Борис с это время возвращался с дружиной в Киев. Печенегов он так в степи и не встретил – скорей всего, они разбежались, узнав, что он идет на них с большим войском. И когда он остановился на реке Альте около Переяславля, прискакали из столицы всадники с тревожной вестью.
- Отец твой, великий князь, умер. Власть же в городе захватил Святополк, и замыслил он тебя убить.
- Зачем же меня убивать? – изумился Борис. – Он – старший из нас, ему и так принадлежит власть по праву. А я – буду чтить его, как второго отца.
О словах Бориса доложили Святополку. Но Святополк, которого вся Русь уже называла Окаянным, не поверил в искренность брата.
- Это он обмануть меня решил. Но я-то буду похитрей его.
- Князь! Все говорят о том, что Святополк желает лишь одного – твоей погибели! – твердили опытные воины, которые много лет ходили в походы со святым Владимиром. – Не должны мы допускать злодейства! Веди нас, князь в Киев! Окаянному Святополку больше не жить!
- Не могу я на такое решиться, братья-дружинники. Святополк – он мне старший брат, а я должен ему подчиняться. Пусть уж лучше он меня убьет, чем я совершу страшное преступление перед Господом – подниму на своего брата меч! Да и он, увидев мое послушание, одумается. Не поднимет и на меня руку!
Воины пробовали уговорить Бориса, но когда поняли, что не станет князь защищаться, покинули его, так что при нем было лишь несколько верных слуг.
Оставшись в шарте, Борис долго молился. И во время его молитвы прискакали к шатру бояре, подосланные Святополком. Но Борис до последнего мгновения не верил в злодейский замысел и просил милости у Господа к старшему брату. А когда все понял, вышел сам из шатра навстречу убийцам и сказал, что прощает Святополка. Но и его смирение не подействовало на верных Святополку бояр. Первым они закололи слугу – молодого воина Георгия, который был родом из Венгрии. А потом пронзили копьем и князя. Завернув его тело в шатер, они отправились в Киев. Однако по дороге кто-то из них вдруг обнаружил, что князь еще жив, и добил его, ударив копьем в сердце.
- теперь пока покончить и со вторым братом, с Глебом, - объявил, злобно усмехаясь, Святополк. – Везите-ка верные бояре к нему от меня приглашение. Скажите ему так: «Отец, великий князь, смертельно болен, и зовет тебя немедленно в Киев». А когда Глеб поедет, бросив все дела, не собрав дружины, по дороге его будет легко и кончить.
Так все и случилось. Едва принесли Глебу весть о болезни любимого отца, как сразу он приказал седлать коней и отправляться в путь. Только по пути перехватило его письмо из Новгорода.
«Страшная беда случилась, брат! – писал ему Ярослав. – Сообщила мне тайным посланием наша сестра из Киева, что батюшка наш скончался, что престол в Киеве обманом захватил Светополк, и по его приказу убили нашего любимого брата Бориса. А теперь он помышляет и с нами обоими покончить. И если станет он тебя звать в Киев, не езди к нему, брат. Укрепи поскорей свой город, а уж дальше мы с тобой решим, как нам быть».
Не предполагал Святополу Окаянный, что так обернется дело. Тут бы могли и рухнуть его злодейские планы. Но случилось другое.
Как прочитал его письмо Глеб, так горестно и заплакал. Во-первых, потерял он любимого батюшку. Во-вторых, любимого брата. А в третьих, рухнуло в один миг все то, о чем братья вместе мечтали. Собирались они править Русью дружно, а теперь надо поднимать меч против старшего брата, Святополка.
- Не сделаю я такого преступления, - объявил Глеб слугам, которые были вместе с ним. Не пойду я войной на своего брата. Пусть лучше он меня убивает, ежели сможет. А я хочу предстать перед Господом чистым, без этого страшного греха.
- Не лучше ли вернуться за дружиной, князь? – спросили слуги. – Ежели вся дружина встанет за тебя, может тогда и Святополк не осмелится на злодейство?
- Нет, братоубийственную войну я затевать не желаю, - ответил юный князь. И приказал пересесть с коней в лодки, чтобы дальше плыть по реке. Большинство же слуг он оставил на берегу.
Пересели Глеб и лишь несколько слуг с коней в лодки, чтобы отправиться по воде в сторону Киева. Но недолго им пришлось плыть – смотрит навстречу движутся другие лодки, князя Святополка.
- Видите! – обрадовался Глеб. – И войны никакой нет, это мой старший брат Святополк выслал за нами свою личную охрану, чтобы нас скорей доставить в Киев. И вам я запрещаю поднимать на них меч.
Но только угрюмы были у охранников лица. Молча, не здороваясь, они зацепили баграми лодки Глеба и без спросу перепрыгнули к нему при всем оружии. Тут уж понял князь Глеб их страшный замысел. Помолился Господу в последний раз и повернулся к охранникам.
- Делайте, что задумали! А только сам я зла ни вам, ни брату своему не причиню.
Прошло еще немного времени, и отошли от берега лодки с угрюмыми воинами. А на берегу между двух больших бревен осталось лежать бездыханное тело князя Глеба.
Как узнал об этом злодействе Ярослав, стал он готовиться в Новгороде к войне со Святополком Окаянным. Испуганный Святополк сразу позвал на помощь польского короля, немецкое войско и конницу печенегов. Всем он наобещал, что одарит их богатствами Русской земли, лишь бы помогли ему удержать власть. И было несколько страшных сражений. Но правда победила злые помыслы.
Последняя, самая большая битва произошла на реке Альте – точно на том месте, где стояли шатры Бориса и где он был злодейски убит.
И войско Ярослава вошло в Киев. А Святополк Окаянный, брошенный всеми, бежал сначала к печенегам, потом к полякам, но никто не хотел принимать его у себя. Так и кончил он жизнь где-то в Венгрии позорной смертью.
Войдя в Киев, Ярослав Мудрый сразу пожелал почтить память погибших братьев и похоронить их по-христиански. Все в городе знали место, где покоилось тело убиенного князя Бориса, но о месте, где лежало тело самого младшего брата, Глеб, не ведал никто. А многие были уверены, что оно и вовсе было брошено на съедение дикому зверью.
Однако, едва на землю Русскую вернулось спокойствие, как стал получать великий князь Ярослав удивительные вести о чудесах. О том, что наблюдают путники, направляющиеся по дороге из Мурома в Киев, по ночам яркое небесное свечение, а порой слышат и ангельское пение. Ярослав сразу догадался о причине этих чудес. И немедленно отправил из Киева священников, чтобы проверили – что за чудесные явления происходят по дороге из Мурома. Пришли его люди на берег реки Смядыни и видят – между двумя бревнами тело князя Глеба лежит не захороненное. И хотя прошло уж несколько лет, лежал он словно живой. А над ним по ночам свет сиял.
И тогда приказал Ярослав торжественно перевезти мощи младшего брата в Киев. А в городе построить большую пятиглавную церковь, где и захоронили их вместе с мощами второго брата – Бориса. Каждый год случались у тех святых мощей многие чудеса. То загорался над местом упокоения в небе огненный столб, то слышали люди ангельское пение, а то прозревали по молитве у мощей слепые, или хромые, недужные излечивались навсегда. И уже все на Руси знали, что дана святым братьям благодать от Бога исцелять на земле Русской всякие боли. И пошли к ним православные со всех краев. Так два брата, два юных князя, решив пожертвовать собой, но не превратиться в братоубийц, стали самыми первыми и самыми любимыми русскими святыми. А скоро заметили люди, что не только исцеляли браться Борис и Глеб больных и увечных, а еще и помогали защищать они родную землю. Являлись они воинам и перед Невской битвой и перед сражением на Куликовом поле. И память им Православная церковь празднует дважды в год: 2(15) мая и 24 июля (6 августа).
Материал предоставлен журналом "Божий мир"
Также читайте: Заповеди Божии
Икона Божией матери Молченская
Чудеса Христовы