Имя Виталий переводится с латинского языка как «Жизненный». Этим именем называли немало достойных мужей. И среди них есть люди, чью память чтит Православная церковь.
Виталий Миланский
Первым прославил себя подвигами во имя веры святой Виталий Миланский.
Лишь тридцать лет отделяли тогда людей от земной смерти Спасителя, и огромной Римской державой правил полусумасшедший император Нерон. Многие историки считают, что однажды для потехи он поджёг даже столицу своей страны— город Рим. А потом обвинил христиан в этом невиданном страшном пожаре, где погибло очень много людей. Стражники хватали христиан в домах и на улицах, палачи терзали их тела, а потом предавали мучительной смерти.
В те годы в городе Милане, который тогда называли Медиоланом, жил образованный римлянин Виталий. Однажды он приехал по делам в город Рим вместе с женой Валерией и двумя сыновьями — юношами-близнецами Гервасием и Протасием. Там им посчастливилось услышать проповедь святого апостола Петра, одного из любимых учеников Господа. Вернувшись в свой город, они и приняли святое крещение от мужа апостольского Варнавы.
У Виталия был друг по имени Урсицин. Он пользовался уважением жителей Милана как искусный врачеватель. Урсицин тоже был христианином. Его-то первого и схватили стражники.
— Откажись от своей веры, принеси жертву нашим богам! — требовали палачи. — И ты снова станешь свободным.
— Не знаю, как и быть, — стал советоваться Урсицин, когда Виталий навестил его в темнице.— Быть может, притвориться, что я подчинился их воле и отказываюсь от Господа нашего Иисуса Христа?
— Бога предавать нельзя, — ответил Виталий. — Я знаю, нас всех ждут мучительные пытки, но мы не должны их бояться.
Эти слова Виталия услышали тюремщики, и скоро стражники ворвались в его дом. К тому же, жена Виталия, Валерия, ухаживала за людьми, брошенными в императорские темницы, приносила им пищу. А сыновья— хоронили с почестями христиан, убитых палачами.
Стражники арестовали всех. Виталий переносил страшные пытки и не издал ни единого слова, только почти неслышно шептал молитвы. Палачи пытали и Валерию, и сыновей. Но никто из них не предал Бога. Так погибли одни из самых первых мучеников во имя веры. Поэтому их и называют раннехристианскими мучениками. И, хотя после гибели Виталия прошло уже почти две тысячи лет, люди помнят о нем.
Память раннехристианского мученика святого Виталия Церковь отмечает 28 апреля (11 мая).
Виталий Александрийский
Спустя пять веков совершал подвиги во имя Христа другой святой — преподобный Виталий Александрийский. Святой Виталий родился в 550-е годы в благочестивой семье. К тем годам Церковь окрепла, и христиане со времен императора Константина Великого свободно исповедовали свою веру.
Уже в детстве Виталий по собственной воле проводил много времени в посте и молитве, а едва стал юношей, как поступил в монастырь преподобного Серида. Эту обитель основали на Святой Земле, в Палестине, недалеко от города Газы, и подвизались в ней в те десятилетия знаменитые святые старцы Варсонофий Великий, Иоанн Пророк, Дорофей. У них и учился молодой Виталий блюсти иноческие обеты. Жизнь иноков в обители была строга. А святой Виталий создал для себя правила ещё более строгие. Иноки вставали на молитву рано утром, а Виталий часто и вовсе молился с вечера до утра. Когда же надо было исполнить полезную для монастыря работу, Виталий брался за эти послушания первым.
Так и прожил он в том монастыре больше сорока лет, окруженный общей любовью и уважением. И многим казалось, что здесь его и похоронят. Но однажды, когда исполнилось ему уже шестьдесят лет, в монастырь поступил юноша, рассказавший, что ушел он в обитель от греховных соблазнов города Александрия.
— Невозможно жить стало в этом городе верующему человеку. Мало того, что там на каждом углу можно встретить воров и мошенников, так еще и расплодилось огромное количество дурных женщин. Совсем погрязла Александрия в пороках.
Тогда и призвал Господь святого Виталия к новым подвигам. Только подвиги его были непривычны для многих иноков. Решил святой Виталий поселиться в этом городе и начать исправление его нравов.
Получив благословение игумена и старцев, он пришёл в Александрию. Но сначала, перед тем, как очищать город от пороков, надо было как-то устроить и свою жизнь. Он поселился в скромной келии, а утром, когда прохладное солнце осветило крыши домов, отправился искать работу.
Город Александрию основал за восемь веков до Виталия знаменитый полководец Александр Македонский. Он повелел строить этот город там, где великая африканская река Нил впадает в Средиземное море. Скоро Александрия превратилась в огромный порт, и сюда приходили сотни торговых парусных кораблей со всех концов света. В порту работа всегда найдется, и святой Виталий нанялся на судно к греческому капитану, весь день, вместе с двумя другими носильщиками перетаскивал на берег с корабля грузы. Грузчики были парнями крепкими, плечистыми и с удивлением посматривали на святого Виталия.
— По возрасту ли тебе, старче, таскать столь тяжкие грузы? — спроси ли они. Мы, молодые, — и то еле дотягиваем до вечера.
— Еже ли тяжкий труд освещается верой в Господа Бога, так он становится легким, как песня. — отвечал Виталий.
— Посмотрим, что ты к вечеру запоешь, — сказал парень.
К концу дня судно было свободно, капитан честно расплатился с ними.
— Пора и повеселиться, закусить, чтоб радость жизни почувствовать, — сказали парни, пересчитывая монеты. — Ты бы, старче, спрятал монеты куда подальше, а то и глазом не моргнёшь, как их украдут.
Парни взяли себе в харчевне рыбу, лепешки, вино, а Виталий лишь несколько бобов.
И в тот момент, когда он держал на ладони монеты, готовясь расплатиться, неожиданно из-за его спины просунулась чья-то рука и выхватила их. А когда святой Виталий обернулся, то увидел убегающую женщину.
— Воровка, хватай её! — закричали парни и, оставив святого сторожить свою еду, бросились вдогонку.
Мария не знала, чем станет кормить детей. Прошел месяц с того дня, когда муж должен был вернуться из плавания. И где его корабль, в каких водах носит его ветер — никто не знал. Сначала она занимала деньги у соседей, потом меняла на хлеб вещи. И, наконец, настал страшный день: дети просили есть, а накормить их было не чем.
К вечеру, напоив простой водой, Мария уложила их в постель и в отчаянии выбежала на улицу. «Вдруг кто-то из прохожих уронил несколько монет и не поднял их», — думала она. С той же мыслью Мария и забрела в харчевню, смотря себе под ноги. И вдруг увидела старого монаха, который держал на ладони кучку монет. Этих денег ей хватило бы на несколько дней. И дети были бы хоть немного, но сыты! Словно неведомая сила притянула её к монаху. В одно мгновение, так, будто она делала это каждый день, Мария схватила деньги с его ладони и бросилась бежать. Вряд ли старый монах пустится за ней вдогонку, думала она. Натыкаясь на прохожих, она бежала по улице, и вдруг ее схватил за локти здоровенный парень.
— Стой, воровка! — воскликнул он, и тут же к ним подбежал другой парень, а потом еще несколько человек.
И все они потащили Марию назад в харчевню.
— Воровку поймали!— объясняли они прохожим.— У старого монаха деньги украла! Некоторые прохожие присоединялись к ним, и все вместе, небольшой толпой они вошли в харчевню.
— Вот эта воровка, которая украла у тебя деньги! — сказали парни.
— Плетьми её, плетьми надо наказать! — кричал кто=то. — Развелось их в нашем городе!
— Руку отрубить, чтоб больше не воровала. — Отрубить ей руку! — громко требовал другой.
— Я не воровка! Я не воровка! — повторяла, рыдая женщина! — Я детей, детей должна накормить!
Святой Виталий, поднял руку, чтобы все замолчали, и негромко спросил:
— Где твои дети, женщина?
— Я уложила их спать, они не ели с утра! — снова зарыдала Мария.
— Врёт она! Знаем мы этих воровок, лишь бы украсть у старого человека! Плетью её, плетью, чтоб другим неповадно было!
Виталий еще раз взглянул на её лицо и объявил:
— Стойте все! Я пойду с этой женщиной к ее детям. И проверю сам, сказала ли она правду. — Виталий помолчал мгновение и добавил так тихо, чтобы его услышала только Мария: — Если ты говоришь правду, женщина, я отдам все эти деньги тебе, чтобы ты смогла накормить детей и по есть сама.
Войдя с ней в жилище, святой Виталий всё понял и сразу протянул ей монеты:
— Иди скорей, купи еду детям, а я здесь в углу буду молиться Господу, чтобы Он простил твой поступок и по мог тебе.
Мария снова заплакала, только теперь от радости. Так, вытирая ладонью слёзы, она и выбежала на улицу за едой. А потом, накормив детей, попросила:
— Позволь и мне помолиться вместе с тобой. Спасибо тебе, старче!
До утра святой Виталий, стоя на коленях в углу, молил Бога о помощи несчастной матери, а утром покинул ее жилище, взяв с неё слово, что она никому не станет рассказывать о том, как он по мог ей.
Утром преподобный нашёл новую работу в порту, перетаскивал корабельные грузы, а вечером, снова получив горсть медных монет, купил себе несколько бобов, и это была вся его дневная пища.
Когда же начало темнеть, он обнаружил на улице новую женщину, по одному виду которой можно было сказать, что ее давно считают совсем пропащей. Веселая красотка спросила, есть ли у него день и, и, когда тот показал ей монеты, что заработал за день тяжким трудом, согласно кивнула и пошла за ним следом.
— Возьми мои деньги, дева,— сказал ей Виталий, приведя ее в свою келию. — Ты ведь именно столько зарабатываешь за ночь? Но я не прикоснусь к тебе. Ложись и спокойно спи. Проживи хотя бы эту ночь без греха. А я всю ночь буду молить Господа о твоем спасении.
И с эти ми словами святой Василий опустился на колени.
Но едва он начал произносить слова молитвы, как увидел, что дева плачет.
— Еще никто, никто и никогда не заступался за меня перед Господом. Никто не молил его о моем спасении. Ты первый, старче такой человек на моём пути. Все уже считают меня пропащей! — повторяла она сквозь слезы.
— Нет, ты не пропащая! — воскликнул святой Виталий. — Верь, Господь любит нас всех.
И, если ты покаешься перед Господом, начнёшь новую жизнь, он простит тебя.
— Позволь тогда и мне помолиться вместе с тобой, — сказала дева. — Да, я хочу, я очень хочу начать новую жизнь. Спасибо тебе, старче!
Так они и молились всю ночь при свете лампады — святой Виталий и бывшая грешница.
— И никому не рассказывай о сегодняшней ночи, — повелел ей, прощаясь, Виталий. — Так надо. Чтобы никто не знал.
Когда, спустя несколько месяцев он вновь повстречал эту деву, она опустилась перед ним на колени:
Спасибо тебе, святой отец! Я шью красивые платья людям, скоро выхожу замуж за хорошего человека, и теперь меня никто уже не станет позорить, называя падшей.
И так продолжалось вечер за вечером. Святой Виталий находил женщин, которых считали потерянными для счастливой жизни, отдавал им свой дневной заработок и молился об их спасении.
Постепенно по городу разошелся слух о странном старце-монахе, который днем работает в порту грузчиком, таскает непомерные тяжести, а вечером вместо того, чтобы отдыхать с друзьями, за чем-то уединяется с женщинами, которые заслуживают плетей.
— Стыд-то какой! — повторяли на все лады некоторые. — Где ж такое видано!
Наконец некоторые жители не выдержали и решили пожаловаться. В те годы в Александрии во главе Церкви был знаменитый патриарх Иоанн. Горожане хорошо знали о его мудрости. А мудрость и доброта ходят вместе. Поэтому уже при жизни называли за его добрые дела Иоанном Милостивым.
Иоанн Милостивый подробно расспросил пришедших о жизни Вита лия. И узнав о том, что питается этот монах всего лишь несколькими бобами в сутки, ответил с доброй улыбкой:
— Стоит ли спешить с осуждением незнакомого человека? Я уверен в праведности этого инока.
И удивительное дело — многие горожане замечали, что дурных людей в Александрии стало меньше. Пропащие женщины занялись полезной для всех работой, нашли хороших мужей. Почти исчезли воры и грабители — кто нанялся на корабль и ушел в плавание, кто поступил на службу. Но никто из горожан не догадывался, что все это случилось по молитве одного человека — святого Виталия.
Однажды горожане заметили, что странный старец с улиц исчез. На самом деле он никуда не исчезал, а снял келью на окраине города и стал готовиться к своей кончине. Как большинство святых он заранее провидел её.
А когда это случилось, и люди вошли в его келию, то увидели старца, стоящего на коленях перед иконой. В руках у него был свиток.
Тут же, узнав о смерти святого отца, сбежались жители Александрии, которых он наставил на истинный путь.
— Это он, инок Виталий спас нас от греховной жизни. Он осветил нашу жизнь праведным светом!— объясняли они собравшимся.
— Что ж вы раньше-то не объяснили нам?! — отзывались те, кто позорили святого Виталия перед патриархом. Мы же не со зла это делали.
— На то нам был запрет от него. Не желал он, чтобы на улицах восхваляли его имя.
Пришедший к келье патриарх Иоанн Милостивый вынул из руки святого Виталия свиток папирусной бумаги и прочитал слова, которые старец завещал людям: «Жители Александрии! Не спешите осуждать ближнего, как бы он ни казался вам грешен. Никого не осуждайте прежде суда Божия.»
— Как хорошо, что и я не поспешил вынести несправедливый приговор этому человеку, — сказал патриарх.
Он сам приготовил раку для останков усопшего, перенес в нее тело святого Виталия и пошел с ним к месту, где хоронили достойных людей. А следом за ним шли все женщины Александрии, которых прежде считали пропащими.
Память святого Виталия Александрийского Православная церковь празднует 22 апреля (5 мая)
Статья предоставлена журналом "Божий Мир"
Также читайте:
Твой святой покровитель. СВЕТЛАНА
Твой святой покровитель. АНТОНИНА
Твой святой покровитель. ДАНИИЛ